Китай - Маленькая Роза из Пекина

   Жила-была в одной пекинской семье маленькая девочка по имени Роза, и все соседи называли малышку «маленькая Роза». Теперь девочка выросла, а имя осталось.

   Роза идёт по улице, встречает знакомых. Набор вопросов строго регламентирован. Первый вопрос всегда звучит так:
   — Маленькая Роза, Вы уже покушали?
   Это очень важно! Человек благополучен, если у него есть еда. Потом следует второй вопрос.
   — А овощи купили?
   Овощи — очень важны в рационе. Если человек покупает овощи, значит, вдвойне благополучен, у него есть на них деньги.
   Третий вопрос:
   — Где Вы сейчас работаете?
   Если есть работа, будут и еда, и овощи.
   — Сколько юаней получаете?
   Не дожидаясь этого четвёртого вопроса, лучше вежливо извиниться, что торопишься, и уйти.

   У маленькой Розы престижная работа, она знакомит иностранцев с Китаем. Она — наш посредник и проводник, наш экскурсовод.

   В Китае большое население, нужно освобождать рабочие места, поэтому люди по достижении пенсионного возраста сразу выходят на пенсию: женщины в 55 лет, мужчины в 60 лет, как у нас. И пенсия, как у нас, примерно 10 000 рублей. Но дальше начинаются различия.
   Вот как они живут на пенсии. Многие занимаются гимнастикой в парках, другие там же декламируют или поют, кто-то рисует водой из пластиковых бутылок иероглифы на асфальте. Активисты идут в уличный комитет, штрафуют нарушителей: 10 юаней за брошенный мусор, 20 юаней за плевок. Деньги идут на общие нужды, спортивный инвентарь, помощь нуждающимся. Уличный комитет может помочь с талончиком на беременность. А это очень важно!

   Когда-то вождь народа Мао провозгласил: «Один хорошо, а два лучше!» И народонаселение Китая стало расти так стремительно, что пришлось ввести ограничение. Титульной нации можно иметь только одного ребёнка!
   Титульная нация, народ хань, составляет 98 % населения, а на оставшиеся 2 % приходится 98 народностей — их не ограничивают, чтобы сохранить малые народы. У детей малых народов даже есть льготы при поступлении в вузы. Наша Роза предлагала мужу записать сына маньчжуром, так как сама она маньчжурка, и сыну потом будет проще поступить в институт! Но муж отказался: он же — хань, и сын будет хань!
   Хань приходится нелегко. Только в деревнях разрешают родить второго ребёнка, если первой родилась девочка, потому что тяжела крестьянская доля. При вступлении в брак молодым выдают талон на рождение ребёнка. Такому ребёнку выдадут паспорт. Он — законный гражданин!
   — У Вас пятеро детей? Все с паспортами? — удивляется китаянка.
   — Да, конечно, — я тоже удивляюсь странному вопросу.
Оказывается, если умудриться родить «незаконного ребёнка», он никогда не получит паспорт. То есть не может поступить в вуз, никуда не поедет и не полетит, не увидит другие страны. Его как бы нет!
   Чтобы не было незаконных детей, каждые три месяца женщины обязаны проходить УЗИ. Если что-то обнаружат — операция! Китайские врачи отлично диагностируют беременность по рваному пульсу. Если женщина уклоняется от УЗИ, следуют карательные санкции.

   Наша гид Роза взяла сыночку няню из деревни. Та задержалась с посещением врача. Женщина не хотела идти, недоумевала, как она может забеременеть, если её муж остался в деревне. Два раза муж звонил ей в город, напоминал. Но няня всё откладывала.
   Наконец муж позвонил и упавшим голосом сообщил, что в наказание у них увели со двора корову, а также забрали телевизор, холодильник, мебель. Окончательно добило мужа то, что к ним пришли и сняли крышу дома!
   Няня тут же побежала к врачу. Роза помогла няне: написала прошение, что женщина не прошла вовремя обследование, потому что была больна.
   Им повезло, потому что власти всё возвратили. И даже больше того, их ожидала радость: свою корову они узнали с трудом! Это была не прежняя дохлятинка, а вполне упитанное животное. Она округлилась на государственных харчах!

   Понятно, что в условиях ограничения рождаемости, детей очень любят.
   Мы видим около школы толпу родителей. Спрашиваем:
   — У вас не отпускают детей одних из школы?
   — Отпускают, но мы их так любим, что предпочитаем встречать. Мальчик в семье — это всегда маленький император.

   По Конфуцию душа рода передаётся через мальчика. Конечно, всем очень хочется иметь мальчика, продолжателя рода. Именно поэтому определение пола будущего ребёнка заранее по УЗИ в стране запрещено. Но всегда есть обходные пути, и мальчиков в Китае родится гораздо больше, чем девочек.

   Зато потом, когда приходит время жениться, девушка «копается» в «императорах», выбирает мужа.
   — Как у вас это происходит? Сватают? В каком возрасте принято жениться? — спрашиваем мы Розу.
   — Девушки выходят замуж в 20-25 лет, мужчины женятся в 23-25 лет. Обычно этим занимаются родные бабушки. Подбирают несколько кандидатов, резюме, фото. Выбираешь жениха, и его приглашают в гости.

   Роза продолжает:
   — Первый жених мне не понравился, был молчун.
   За второго вышла замуж. Он был очень щедрый, с высшим образованием и из Пекина. Для меня это было важно! Хотя уши у него маленькие!..
   — Мы не поняли насчёт ушей.
   — Чтобы правильно выбрать мужа, нужно смотреть на его уши. Если они большие, хорошей формы и их верх вровень или выше линии бровей, значит, муж сделает карьеру, станет начальником и будет хорошо зарабатывать — это хорошо для семьи.
Мой муж работает в большой корпорации, но его не делают начальником. Я говорю: «Не расстраивайся так, ты не будешь начальником, потому что у тебя уши маленькие». Он обижается.
   Ещё для китайцев важно «держать лицо», как выглядишь в глазах других. А муж у меня не представительный, на нём плохо костюм сидит, потому что он худой. Никак не может поправиться!
   — Пусть ест больше сладкого, жирного и спит после еды!
   — Мы не любим сладкое. У нас не принято. Организм не принимает. Ферменты другие.
   А тут ещё муж стал заначку оставлять: зарплату отдаёт, а премию нет. А зачем мужьям деньги? На любовниц тратить? Я — против. У меня есть верное средство — не даю ему спать. Только уснёт, я вскрикиваю, будто плохой сон приснился. Потом начинаю плакать — голова болит, ещё что-то придумываю. Он день не выспится, другой — и отдаёт премию!

   Мы поразились коварству китаянки, у нас всё проще и прямолинейнее.

   Экскурсия на нефритовую фабрику. Оказывается, нефрит бывает не только зелёный, но и красный, жёлтый, чёрный, голубоватый, — всех цветов.
   — Белый нефрит идёт на капусту,- говорит Роза.
Мы не понимаем, что значит на капусту? Потом догадываемся, «капуста» — деньги на сленге, не знали, что гид так хорошо знает русский, то есть весь белый нефрит идёт на экспорт за хорошие деньги.
   Идём дальше и видим китайскую капусту, тончайшей работы, выполненную в виде нашего рога изобилия. Полупрозрачные края кружевных листочков столь хрупкие, что, кажется, дотронься — и сломаешь. Сделаны они из белого нефрита. Так вот что имела в виду наш гид. Капуста по китайскому поверью приносит счастье, нужно направить раструб в сторону двери, и она будет всасывать в дом удачу и деньги.
   До сих пор жалею, что не купила такой шедевр, совершенное творение человеческих рук, из разряда тех, что вселяют чувство гордости за человечество, а вовсе не для денег и удачи, хотя и это пригодилось бы. Побоялась, что обломим хрупкие края, экскурсия была в самом начале нашей двухнедельной поездки по Китаю.
   Там же, на фабрике, мы видим чудные изделия китайских мастеров. Их можно купить. Тут рыбы, птицы, многофигурные разноцветные композиции, холмы с беседками, панно, ожерелья и браслеты.
   Ещё интересная деталь: в Китае не существует понятия подделки. Древний мастер затратил силы, время и умение, но и современный мастер тратит силы, время и умение. Какая же это подделка? И в том и другом случае поделка! С точки зрения исполнения, китайцы, безусловно, правы. Ну, так и ставьте своё имя, мастер, пишите «реплика», не будет претензий! Потому что с нашей точки зрения, это воровство оригинальной и очень удачной идеи. Хотя, я думаю, многие богатые люди купили бы уникальные изделия, подобные Фаберже, за реальные деньги, без переплаты за бренд.


Рецензии