Первый шахтерский день. Часть вторая

Оказавшись в грузо людском лифте, я ненадолго смог почувствовать себя в безопасности. По правилам в один этаж клети должно входить не более 28 человек, но, наверное, у провожатых на спуске со счетом дела обстояли так себе, поэтому набивалось в нее столько народу, что кильке с ее соусом впору было позавидовать.  Пассажиры весело и непринужденно переговаривались, после давки под стволом все чувствовали себя расслабленно, будто одержали важную победу в своей жизни. Я стоял около дверей и пытался сосчитать мелькающие рамы, укрепляющие ствол, но скоро мне это наскучило, да и глаза устали от бесконечной череды сменяющих друг друга железных опор.

Внезапно, я ощутил, что мы уже летим в свободном падении, произошло это настолько быстро, что ньютоновы законы и яблоки гулко отозвались в моей голове.  Я мгновенно проникся уважением к физике. Все мое нутро поднялось к горлу, настолько стремительно мы падали. Есть выражение-всколыхнуть чувства...Так вот, тогда во мне всколыхнулось все, что только возможно. Я давно подозревал, что космонавтом мне не стать, а уж тогда убедился в этом окончательно. Наш полет продолжаться секунды три, не больше, но мне они показались вечностью. Пред глазами промелькнула не только вся жизнь, но даже мое существование до появления на свет. Наконец последовал чудовищной силы рывок и наша кабинка замерла, как вкопанная.

Хорошо, что утром я почти не завтракал, иначе было бы совсем скверно. Как оказалось впоследствии, имел место человеческий фактор, машинист отвлекся, но сработала автоматика, не дав нам упасть на самый низ, хотя куда уж дальше падать-то, и так оказались на жизненном дне.  Вышел я на горизонте 960 метров. Так как я был новеньким и не знал дороги, мне дали провожатого. Его звали Алексей, фамилии называть не буду, вдруг он когда-нибудь прочтет мои творения и скажет, что все написанное-неправда. Был он старше меня и уверенно шел впереди. Скажу сразу, идти было далеко. Километра три мы шли по пересеченной местности, иногда пригибаясь по причине малого сечения выработки. Мой спутник особо не разговаривал, считая наверное, что новичку и так хватит впечатлений для первого раза. Наконец, мы пришли на наш участок. Там было заметно теплее, чем в тех местах, которые мы миновали ранее. Я увидел, что все стали раздеваться, сняв куртки и рубашки. Памятуя из курсов УКК, что следует работать в шахте только в рубашке, я не стал ее снимать. Мы двинулись дальше, уже непосредственно к моему рабочему месту. Шли мы по 1-ой конвейерной ленте, а мне, как вы помните, дана была команда обслуживать 5- ю.  Все сначала было неплохо, но потом, как по мановению палочки злого волшебника, стало еще жарче и я моментально взмок, проклиная неснятую рубашку, противно прилипшую к телу. Вдобавок штрек оказался частично затопленным, вода почти доходила до колена и идти следовало крайне осторожно, чтобы не набрать полные сапоги.

Первая лента оказалась около 900 метров длинной, поэтому я проведя в голове нехитрые математические манипуляции, прикинул, что если все конвейера такие длинные, сколько ж мне еще идти то... А жара все нарастала, пот градом катился по моему телу. Остановившись и повесив самоспасатель на крепежную раму, я снял ненавистную « белуху» и пошел дальше. Не буду утомлять читателя описанием своего пути, скажу только, что, наверное с каждым пикетом температура поднималась на градус-другой.

Пятая лента оказалась поистине адским местом. Это была тупиковая выработка. Ощущение было такое, что я в чистилище, и черти уже разожгли свой костер, дабы призвать к ответу за все мои грехи. К этому времени, я был мокрым насквозь, штаны и нижнее белье были чрезвычайно тяжелыми и мешали нормальной ходьбе. Я должен был сменить машиниста с ночной смены. Взглянув на него я тихонько ахнул...

Он был черным, как негр, от пыли и пота, но не это удивило меня. Из одежды на нем лишь были лишь сапоги да семейные трусы...Очевидно, это было обыденным делом, он деловито взял самоспасатель и свернутую в узелок одежду и, картинно помахав мне ручкой, прыгнул на конвейер и поехал домой.

Мой немногословный Алексей вкратце объяснил мне мои права и обязанности. Впрочем, прав-то как-раз таки у меня и не было никаких, но я не зацикливался на этом, будучи твердолобым и не видящим очевидных вещей. Для непосвященных людей, 6- ти часовая шахтерская смена покажется очень быстрой. Поверьте, это совсем не так. Жара стояла как в парилке, вода закончилась к середине смены. Рядом с моим рабочим местом протекала сточная канавка с рудничной водой. Понимая, что пить из нее не стоит, я терпел жажду, как мог. Все бы ничего, но первая смена к моему несчастью именуется ремонтной. Так что мне пришлось менять ролики, осматривать стыки, чистить концевую и выносную головку.

Любое мое движение вызывало град пота и гулкие удары сердца, но все же я выполнил наряд. А водичка приятно журчала рядом, изгибаясь своим течением, как змей – искуситель. Я решил умыться, но это принесло лишь минутное облегчение.  К своему стыду и отвращению, я пошел на сделку со своим здоровьем и все таки напился из этого подземного арыка...Терять мне было нечего, Аленушки с увещеваниями рядом не было, а в козленочка я давно уже превратился, еще при рождении. Вода отдавала щелочью, сероводородом и ржавым металлом. Эдакий вариант « анти- Боржоми».

Но все же, смерть от обезвоживания теперь мне не грозила, наряд — выполнен, поэтому я с нетерпением стал ждать сменщика.
Он пришел очень поздно, как я потом узнал, это место пользовалось дурной славой, и туда посылали только провинившихся или крепких здоровьем людей. Он был подготовлен, принес с собой огромную бутыль воды, сразу разделся до исподнего и без лишних слов махнул мне рукой, поезжай мол.

К этому времени, за мной пришел мой ангел-хранитель Алексей и забрал меня из этого адского места.
Не буду описывать свой обратный путь, ведь вы уже читали о нем. Скажу лишь одно, для тех, кто не знает, мокрая одежда ужасно натирает ноги, буквально до кровавых ран на теле. А мои штаны именно такими и были.
Идти до ствола осталось около километра, а я уже буквально выл от боли и дискомфорта.

Алексей, опытным взглядом вычислив причину моих страданий, посоветовал брать с собой сменное сухое белье или же одевать женские колготки под штаны. Я уже был достаточно измучен, поэтому этот типично женский аксессуар уже не вызвал у меня улыбки. Впоследствии, я уверился в его словах. В раздевалке я неоднократно видел степенных мужей в лосинах и это не казалось смешным или непотребным.
Впоследствии я год проработал в этом месте, а 5-я лента стала мне родной. На мне сгнил не один комплект одежды, выпил я не одну бочку воды, но все же ни о чем не жалею.  Я заслужил доверие и уважение, добился некоторых высот, став звеньевым.
Впереди меня ждала травма, учеба на курсах УКК, но ни одна гадалка в мире не могла сказать мне об этом, поэтому я просто жил дальше, не подозревая грядущих трудностей.

Память удивительная штука, друзья.  Когда я писал для Вас эти строки, мои глаза порой увлажнялись от слез, а тело покрывалось мурашками... Проработав в этой подземной душегубке, я больше не хожу в русскую баню. Хотите-верьте, хотите-нет, но даже сейчас, когда с момента описываемых мной событий прошло 8 лет, я сижу на кухне и ощущаю во рту вкус той самой воды из канавки...


Рецензии