Учеба в школе

Учеба в школе
 
В очень далеком 1945-м году мои родители повели меня учиться в 50-ю школу. Первое, что мне бросилось в глаза, когда я вошел в ее вестибюль, была большая фотокопия правительственной телеграммы в рамке под стеклом. Читать я научился задолго до начала школьного обучения, поэтому сразу прочел текст этой телеграммы, врезавшейся в мою память на всю жизнь: "Ташкент зпт директору школы нр 50 Саруханову тчк Сердечно благодарю за активный сбор средств в фонд постройки танковой колонны тчк Сталин".

Все, кто жил в то время, независимо от возраста, прекрасно знали, кто такой Сталин и что означает получение такой телеграммы. Это понимал и я в свои неполные семь лет. Значительно позже я узнал, что именно произошло со школой после получения этой телеграммы. Школа сразу же получила имя Сталина (до этого момента она была имени Иоганна Генриха Песталоцци - выдающегося швейцарского педагога). Располагавшийся тогда в Ташкенте Штаб САВО - Среднеазиатского военного округа - выделил деньги на пошив полувоенной формы цвета хаки для всего контингента учеников школы (она была мужской): "За выдающиеся успехи в деле военного обучения учащихся и активный сбор средств в фонд постройки танковой колонны". Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения) Республики в своем приказе отметил особую роль в успехах школы двух людей - директора школы Ерванда Григорьевича Саруханова и преподавателя военного дела и физкультуры Владимира Григорьевича Дронского.

И они действительно заслужили такое признание. Ерванд Григорьевич был гениальным администратором, он сумел найти лучших в городе педагогов для своей школы, что впоследствии автоматически привело к признанию ее самой лучшей школой Ташкента, а Владимир Григорьевич сумел в невероятно сложное время великолепно оснастить гимнастический зал всем необходимым для проведения уроков физкультуры спортивным оборудованием, а также получить полный комплект учебного оружия, необходимого для проведения обучения учащихся военному делу. Авторитет обоих среди педагогов и учащихся был непререкаемым, их уважали и любили.   

Должен сказать о том, что Ерванд Григорьевич Саруханов великолепно разбирался в людях. По этой причине он сумел найти превосходных соратников - педагогов чрезвычайно высокого класса, которые стали своего рода локомотивами, добившимися того, что наша школа стала лучшей школой в городе по качеству обучения. В немалой степени этому поспособствовал и прекрасный заведующий учебной частью школы Павел Владимирович Гузар, человек с невероятно сложной судьбой. Во время Первой мировой войны он был рядовым австрийской армии, попал в русский плен, который отбывал в Средней Азии. Здесь он женился, да так и остался в ней навсегда. Окончил ВУЗ, занялся преподавательской деятельностью. Ему невероятно везло: служба в австрийской армии не стала причиной негативного отношения к нему ни в годы репрессий 1937 года, ни в годы Великой Отечественной войны.

Нашему классу тоже сильно повезло: все четыре года начального обучения нас вела Вера Федоровна Пивоварова, обладавшая чрезвычайно редким в те годы званием "Заслуженный учитель Республики". Она держала нас, как тогда говорили, "в ежовых рукавицах", и впихивала в нас знания с такой интенсивностью, что почти все ученики нашего класса ежегодно получали похвальные грамоты. И этот четырехлетний удачный старт, в конечном итоге, привел к тому, что наш класс закончил школу с двенадцатью медалями, и почти все мои одноклассники поступили в ВУЗы, причем не только в Ташкенте, но и в Москве, Ленинграде и Новосибирске. 

Спустя некоторое время в школе еще более улучшились показатели и в сфере военной подготовки учеников: появился новый преподаватель военного дела Борис Ефимович Каплун, отставной офицер, участник войны, великолепный знаток своего дела.  Борис Ефимович сумел поднять преподавание военного дела на новую высоту. Помимо изучения оружия, в изобилии имевшегося в школьном "арсенале", мы бесконечно занимались строевой подготовкой.   

Регулярно старшие классы по очереди выходили на проезжую часть Хорезмской улицы, на которой располагалась 50-я школа, и колоннами маршировали по ней с увесистыми мосинскими трехлинейками, с примкнутыми штыками, на худых тогда еще плечах, печатая шаг мимо квартиры ученика нашей школы Эрика Собчака, близкого родственника будущего мэра северной столицы, громко прославившегося впоследствии на весь земной шар переименованием своей должности из мэра ленинградского в мэра санкт-петербургского.

"Ротным простым запевалой" колонны нашего класса всегда был Валера Саруханов, племянник директора школы, но, самое главное, талантливейший во многих ипостасях человек, впоследствии окончивший школу с золотой медалью именно благодаря своим многочисленным талантам, а не родству с директором.школы.

Своим чистым голосом он пел:
"Родных кораблей патриоты,
Со львиной отвагой в груди,
Гвардейцы советского флота
Всегда и везде впереди!".
После этого пространство буквально взрывали сорок молодых луженых глоток пением припева:
"Морская гвардия идет уверенно,
Любым опасностям глядит она в глаза,
В боях испытана, в огне проверена,
Морская гвардия для недругов гроза!".

Непрестанные занятия такого рода принесли свои плоды: вплоть до начала наших выпускных экзаменов, школа ежегодно занимала первое место в городе среди мужских школ на соревнованиях по строевой подготовке.
 
Борис Пономарев


Рецензии