Сонное царство Глава 9 и Конец

Глава 9
Сонюшка сидела посреди большого зала и плела кружева. Пол, стены и потолок зала светились бархатным светло-синим цветом. По стенам и потолку поблескивали белые и жёлтые звёзды, свет которых был мягким и ласкал глаза.

Сонюшка выглядела просто и очаровательно. На ней было сине-голубое длинное до пола платье с пышной юбкой. Вырез и рукава окаймляли красивые белые кружева. На груди красовались маленькие, белые пуговки в виде цветов. Талия подчеркнута белым пояском, скрепленным брошкой в форме желтого цветка лилии. Ее светло русые волосы были сплетены в две длинные косы с вплетенными в них кружевными ленточками. Голубые глаза излучали доброту и тепло. Черты её лица были красивы, и, глядя на Сонюшку, все невольно испытывали приятные и нежные чувства. А когда она заговаривала, голос ее обволакивал и как будто погружал в сладкий сон. Хотелось, чтобы Сонюшкин голос не утихал. Хотелось слушать, слушать и слушать её. Образ Сонюшки, все её существо излучало внутренний свет, и этот свет проникал в каждого, кто находился рядом.

Ос, Адари, Ид и Злыд стояли перед Сонюшкой и не совсем понимали, что происходит.

- Добрый сон, - своим мягким голосом приветствовала Сонюшка мою команду.

- Добрый сон, - вежливо ответили дети, и невежливо промолчал Злыд.

- Ты Сонюшка, - затаив дыхание сказала Адари.

- Да. Я Сонюшка и очень рада вас видеть. Кто вы и откуда?

Ос, как старший, взял на себя ответственность все рассказать.
- Мы родные: я Ос, старший ребенок в семье, это Ид младший, а Адари средняя и единственная в семье девочка. Это Облако, - он поднял обе руки вверх, - оно плывёт за нами с самого начала пути. А это Злыд, он не из нашей семьи и случайно оказался с нами. Мы пришли к тебе из реального мира с вопросом и за помощью. Дело в том, что мне часто снятся страшные сны. Я хотел бы знать, почему они мне снятся и как от них избавится. Я не хочу, чтобы они мне снились.

- Да, и я не хочу, чтобы Осу снились страшилки, - с сочувствием сказала Адари.

- Помоги Осу, Сонюшка, пожалуйста, - попросил от всей души Ид.

Сонюшка сначала немного нахмурилась, и стало понятно, что она огорчена, но потом лицо ее просветлело.

-Дорогой Ос, я не знаю почему тебе снятся страшные сны. Дело в том, что, когда ребенок приходит в этот мир с ним вместе появляется книга снов. Эта книга попадает к нам в Сонное царство и хранится у меня во дворце. В этой книге записаны сны, которые человек увидит на протяжении всей своей жизни. Сны эти разные: одни чему-то учат, другие развлекают, третьи о чём-то предупреждают, четвёртые разукрашивают жизнь необыкновенными ощущениями и впечатлениями. Но страшных снов там нет. Сны записаны в книгах незримыми чернилами. Все книги у меня под присмотром и в них всегда порядок. Я слежу, чтобы сны своевременно приходили к человеку. Сейчас мы всё выясним. Этому должна быть причина. Пойдёмте за мной.

Сонюшка мягкими, почти неслышными шагами, двинулась к стене. Здесь нужно сказать, что в зале, где всё сейчас происходит, не было окон, только синие стены с желтыми и белыми звездами. Но ведь снаружи мы видели окна. Где они? Загадка.

Дело в том, что по периметру зала располагались комнаты, в которых хранились книги снов, но ни дверей, ни ручек не было видно. В одну из таких комнат и направилась Сонюшка. Она подошла к стене и прикоснулась к ней. И от её легкого прикосновения открылась дверь. Дети, изумлённые происходящим, цепочкой пошли за Сонюшкой, в конце цепочки послушно плёлся Злыд. Надо отметить, что злой огонь не горел в его глазах, вместо этого там было видно любопытство. И натянутая улыбка исчезла, осталась сосредоточенное и задумчивое выражение лица.

Вереница детей оказалась в большом хранилище. Высокие, до потолка стеллажи с ровными рядами книг, предстали взору детей. Чтобы добраться до верхних рядов, приходилось взбираться по специальной лестнице. Комнату освещал тот самый необыкновенный свет, который всегда светит в Сонном царстве и попадал он в комнату –хранилище через большое окно. Сонюшка легко нашла книгу снов Оса, взяла её в руки, бережно открыла и стала листать. Книга снов заслуживает особого внимания и описания. Переплёт её был плотный холщовый, обложки толстые, сделанные из многослойной бумаги. Все книги были синего и голубого цветов, но разных оттенков, от светло - голубого до темно – синего. На обложках не было ничего написано, точнее там, наверное, было что – то написано, но незримыми чернилами, видными только Сонюшке, иначе как бы она их различала. Но особого внимания заслуживают листы книги—они полупрозрачные, или не полупрозрачные, а какие-то туманные. Да, очень похожи на тот самый сонный туман, и на листах совсем не видно букв. Сонюшка рассматривала листы, и лицо её менялось. Вот она нежно улыбнулась, а вот с удивлением вскинула брови, а теперь всмотрелась повнимательнее и опять улыбнулась. Дети молча наблюдали и терпеливо ждали. Она перелистнула очередной туманный листок и негромко воскликнула,

-А это еще что?!

Если до сих пор все листы были пусты, то на этом красовались чёрные размашистые каляки-маляки, грубые и некрасивые. Они своей кричащей чернотой как будто разрывали эти волшебные листы. Дети продолжали молчать, они понимали, что Сонюшке сейчас не стоит мешать, и были правы.

-Бодрячок! Бодрячок! - прокричала Сонюшка строгим голосом, - Бодрячок!- ещё раз позвала, пока не знаем кого, Сонюшка.

В хранилище с радостным, симпатичным, бодрым лицом вбежал мальчуган.

- Знакомитесь, мой маленький шкодный братишка. Зовут его Бодрячок.

На руках его и на одежде виделись пятна разноцветной краски. Такие же пятна красовались на лице и на волосах, правда, совсем не много, Бодрячок, наверное, старался быть аккуратным. И эти пятна всем своим видом как будто радостно говорили: «Как чудесно рисовать!». Среди этого разноцветия попадались и чёрные кляксы.

Бодрячок увидел книгу в руках Сонюшки и в глазах его появился тревожный огонёк. Что бы это значило, как ты думаешь? Ты тоже догадался? Давай посмотрим, как будут развиваться события дальше.

- Всем добрый сон, - напустив на себя ещё больше веселости, сказал приветливо Бодрячок, и помахал своей испачканной ладошкой.

- Мой братишка совсем не любит спать. Он любит бодрствовать. И ещё он очень любит…- она сделала многозначительную паузу, - рисовать.

- Добрый сон, Бодрячок, который любит бодрствовать, - разобрав, как всегда, значение слова, сказал Ос.

- Добрый сон, - с очаровательной улыбкой, которая была её частой спутницей, ответила на приветствие Адари.

- Добрый сон, - так, как будто Бодрячок был его закадычный друг, произнёс Ид.

Злыд на удивление, сделал головой жест, напоминающий приветственный кивок.

Сонюшка продолжала,

- Бодрячок, дорогой, эти ребята пришли к нам из реальности. У них есть вопрос и им нужна помощь. Может, поможешь мне разобраться в их вопросе.

- С радостью, - ответил Бодрячок, но, судя по всему, он уже был не очень рад.

- Осу снятся страшные сны, но ты ведь знаешь, что в книгах снов нет, и не может быть страшных снов. Несмотря на это, мальчику долгое время снятся кошмары. Как ты думаешь, что могло приключиться?

- Сонюшка, милая, - как будто неожиданно осознав что-то очень плохое, произнёс Бодрячок, - неужели это я?! Да, это, несомненно, я! Что я наделал! – и он виновато закрыл лицо руками.

Ему было стыдно и страшно признавать свою вину, но переборов в себе стыд и страх, Бодрячок признался, он был хорошим мальчиком, хоть и озорником.

Сонюшка продолжала строго смотреть на братишку.

- Сонюшка, не смотри так на меня, пожалуйста. У меня закончилась бумага, а так хотелось рисовать. И я подумал, в этих книгах столько свободных листочков. Ну, вот я и потворил немного. По-моему, неплохо получилось, - попытался шутить Бодрячок.

- Да, совсем неплохо, даже очень хорошо для того, чтобы человек, вместо сладких снов видел кошмары. Чёрной краской по волшебным сонным листам! И они вовсе не свободные, на них писано незримыми чернилами, и когда приходит время сон оживает, буквы превращаются в картинки. Смотрите, я вам покажу.

Она взяла другую книгу, пролистала несколько страниц, повернула книгу к детям. То, что увидели дети, было удивительно. На пустых туманных листах проявились буквы, которые закрутились, задвигались и превратились в разноцветные картинки. Картинки оживали, шевелились и сменяли одна другую. Это бы чей-то сон. Кто- то сейчас там, в реальном мире спал и видел увлекательную историю, написанную в его книге снов. Сонюшка бережно закрыла книгу, поставила её на полку, откуда взяла.

- Как ты мог Бодрячок? А я ведь тебя не раз наставляла, чтобы ты не трогал книги снов. Я ведь верила в твою разумность, а ты меня подвёл.

Чувство стыда и страха, сменилось у него чувством жалости к Осу и вины перед ним.

- Прости меня Ос. Я не хотел.

- Как часто мы нехотя, - говорила Сонюшка, - попросту не думая, причиняем друг другу боль. Как часто мы не прислушиваемся друг к другу, не слышим научений старших и совершаем дурные поступки.

Помнишь, в самом начале сказки мы с тобой обсуждали этот вопрос, вопрос о зле, которое как бы незаметно, которое и на зло, казалось бы, не похоже. И вот теперь ты увидел, к чему это может привести. Из –за маааленького зла может случиться большааая беда. Но если постараться, то все можно исправить. Вернемся в сказку и посмотрим, как все исправят там.

- Как же стереть эту грязь, - озабоченно спросил Ид.

- Не забывайте, что вы в сказочном Сонном царстве. А кто правит сказочным Сонным царством? Конечно волшебница, - с доброй, успокаивающей улыбкой молвила Сонюшка.

-Да, добрая волшебница, - добавил с любовью Бодрячок.

Сонюшка медленно провела рукой над Бодрячковыми каляками. Черная краска под её рукой начала как будто таять, растворяться и совсем исчезла с туманных листков.

Все с облегчением вздохнули.

Бодрячок вновь обратился к Осу.

- Я заставил тебя страдать, и то, что случилось уже не исправить. Но я обещаю, что больше никогда-никогда не позволю себе такого глупого поведения. Я хочу хоть немного загладить свою вину. Отныне по утрам, когда так хочется поспать, и Сонюшка ласково шепчет на ухо «поспи, поспи еще немного», я буду посылать тебе бодрость и станешь ты легко подниматься.

- Спасибо Бодрячок. Бодрость по утрам мне очень нужна. Мама меня долго требушит пока я поднимусь. Очень не хочется просыпаться.

Сонюшка одобрительно погладила братишку по голове.

— Вот и хорошо сказала она своим убаюкивающим голосом.

Хочу вернуться на некоторое время назад,и вместе с тобой понаблюдать за Злыдом. Смотри, за все время пребывания детей во дворце Сонюшки, в его глазах ни разу не мелькнул злой огонь, даже маленького огонюсика не видно. И этой его дурной улыбчивой гримасы тоже нет. Если внимательно приглядеться, можно разглядеть, что в его глазах появился интерес, увлеченность и ещё что-то. Что же это? Не могу пока понять. Я постараюсь разглядеть и рассказать тебе.

- Ну, вот и порядок. Не будет больше страшных снов.

Сонюшка поставила книгу на место и двинулась обратно в зал, увлекая за собой детей. На ходу она спросила,

- Так кто же ты, мой гость по имени Злыд? Мы знаем только, что ты не с одной семьи с Осом, Адари и Идом. Может, расскажешь о себе, - обращаясь к Злыду и ласково смотря на него, спросила Сонюшка.
Злыд хотел было что-то сказать, даже расширил глаза и раскрыл рот, но потом опустил голову вниз и стоял молча, не произнеся ни звука.

- Милая Сонюшка, можно я расскажу про него что знаю, - попросила Адари.

- Да, конечно. Видимо, мой гость не расположен к беседе.

-С тех пор как мы попали в твое Сонное царство, Злыд все время попадался нам на пути и делал мелкие пакости. Он сломал мост, по которому Сухоня и Мокрик ходили друг к другу в гости.

- Кстати, Сонюшка, ты можешь сделать так, чтобы мост был цел, - вмешался Ид, - прости Адари, что перебил.

- Ничего, я тоже хотела попросить об этом.

- Я все исправлю, мост будет цел. Рассказывай дальше.

- Потом он расстроил Радугу, и она стала звучать фальшиво, и чуть было не нарушила всю гармонию в твоем царстве. А потом он обидел Тумашку, смеялся над его бедой и дразнил. Он хотел сбить нас с пути, пытаясь повернуть указатель в другую сторону от Езжового поля. И последнее что он сделал, это испортил часы на башне дворца.

Пока Адари перечисляла все Злыдовы пакости, сам Злыд опустив голову в пол и потупив взгляд, стоял молча. Видно было, что сейчас ему совсем не хочется делать свои злые делишки.
Сонюшка спокойно слушала Адари, правда на её лице было чуть заметно огорчение.

- Всё понятно. Я думаю, этому мальчику нужна помощь, - выслушав Адари, сказала Сонюшка.

Злыд удивленно поднял глаза и в них мелькнул огонёк надежды.

- Предлагаю тебе остаться у меня во дворце. Но если тебя кто-то где-то ждёт, я не держу.
 
- Меня никто нигде не ждёт, - подняв на Сонюшку глаза полные печали, сказал Злыд.

— Вот и оставайся, подружишься с Бодрячком, займёшься полезным делом, забудешь про свои злючие дела, научишься быть добрым.

Злыд смотрел на Сонюшку молча и как будто не верил её словам.

- Разве ты не накажешь его за проделки? – спросила Адари.

- Мне тоже кажется, что ему нужно наказание, нужно его угомонить, - сказала решительно Ид.

- Наказание? Что ж, вы правы, за дурные проступки нужно отвечать. Зло не дОлжно оставлять безнаказанным, иначе оно будет расти и укрепляться, а большое и сильное зло наделает много бед. И чем зло сильнее, тем труднее его победить. Но глядя на Злыда, я могу сказать, что он уже наказан, - Сонюшка поймала на себе недоуменные взгляды детей, - да он наказан своей совестью. И я уверена, что сейчас Злыд испытывает очень сильное чувство, порождаемое совестью, это стыд. У всех людей, даже у самых отпетых негодяев, есть совесть, и на самом деле каждый человек знает, когда поступает хорошо, а когда плохо.
 
У Злыда была совесть. Правда она долгое время спала, но сейчас проснулась, и ему было стыдно. И казалась ему, что нет хуже наказания на свете, чем наказание собственной совестью. Хотелось спрятаться, исчезнуть, растворится в пространстве, лишь бы не испытывать этот жгучий стыд.

- Он был таким жутким врединой. Мне кажется наказания одной совестью ему маловато. Он хотел лишить всех людей снов, когда украл импульсивный камень из часового механизма, - не унималась Адари, она думала, что проделки Злыда заслуживают более строгого наказания.

Сонюшка добро посмотрела на Адари, подошла к ней и приобняв продолжала,

- Друзья мои, скажу вам один секрет, но вы смело можете разнести его по всему миру, этот секрет гласит «УМЕЙТЕ ПРОЩАТЬ!». Простив человека, мы избавляемся от злости, поселившейся в нашем сердце, от злости, которая наполняет нас чернотой и грызет изнутри. И знайте еще одну истину: больше всего в нашей любви нуждается тот, кого нам труднее всего полюбить. Запомни Злыд, и вы друзья мои запомните, лучшее средство, которое убережёт вас от дурных поступков, это собственные стыд и совесть. Ни чьи нравоучения, ни наказания не помогут, если совесть молчит. Только сам человек решает, каким ему быть, добрым или злым. Бываю случаи, что человек добр, но слаб и поддаётся чужому дурному влиянию. И поддавшись этому влиянию, совершает зло. Нужно воспитывать в себе силу духа, которая поможет сопротивляться злу. Ничто не должно помешать вам всегда оставаться людьми.

- Я вижу, ты тоже любишь рисовать, - обратилась Сонюшка к Злыду, - весь твой плащ изрисован цветами. Но честно сказать, выглядят они слегка уродливо, не очень - то ты старался, или пока не научился. И если ты пытался прикрыть этими цветами своё зло, то тебе это не удалось. Хочешь, Бодрячок научит тебя красиво рисовать цветы, и не только цветы. Он у нас большой любитель рисования. Да вы сами только что в этом убедились, - сказала Сонюшка и посмотрела на братишку с легкой улыбкой.

- Ну, хватит Сонюшка, и так стыдно.

- Ладно, ладно не буду больше. Вообще-то Бодряк у нас добряк.

- Сонюшка, Злыд говорил, что любит изучать разные механизмы, и, по-моему, у него это хорошо получается, - сказал Ос.

- Механизмы? Очень хорошее, серьёзное, мужское занятие. Научишь этому Бодрячка?

- Да, я согласен. И ты соглашайся, оставайся, - поддержал Сонюшку Бодрячок, - снимай свой плащ, будем его разукрашивать.
Злыд взялся руками за вырез, который окружал его лицо и потянул вперед. Плащ стал медленно сползать с его головы. Все смотрели, как он это делает. Вот показались ноги, туловище и, о чудо, все увидели его волосы, волосы цвета золотой соломы! Это были необыкновенной красоты волосы. Возглас восхищения прокатился по залу.

-Ах! Ооо! Ух ты! Ого-го! - произнесли одновременно все очевидцы происходящего.
Все кроме Сонюшки. Сонюшка лишь ласково улыбнулась и сказала,

- Какой же ты Злыд, ты обычный ребенок с необычными волосами.

Злыд смущенно улыбнулся, поправляя разлохмаченные волосы. Сонюшка продолжала,

-Вы знаете, что люди становятся злыми, потому что не получают любви. Я думаю, что ты стал таким, потому что тебе не хватало любви, а у нас её много и мы готовы дарить её тебе. А еще имя! С таким именем как не быть злым.

- Давай называть тебя Злат, - предложил Ид. Он был ценителем красоты, и имя предложил красивое. Но не только красота двигала Идом, но и ум. Он хорошо подумал, прежде чем произнес вслух «Злат».
Ты спросишь почему «Злат», и что такого подумал Ид? Но кажется мне, ты уже сам догадался.

-Злат, это значит золотой? - спросила Адари.

-Да, зо – ло - той, - растягивая каждый слог и наслаждаясь красотой слова, произнес Ид.

- Я золотой? - прозвучал тихий несмелый голос.

- Да, ты золотой. Вон какие у тебя волосы, точно золото, - прикасаясь к голове Злыда, нежно произнесла Сонюшка, - у тебя будет золотое имя, и сам ты будешь золотой, не желтый и блестящий, конечно, а светящийся изнутри.

- Светящийся добром, - звонко, рассыпая звуки как горошинки почти пропела Адари.

- Светящийся любовью, - точно также почти пропел Ос, - Ид, какой же ты у нас молодец!

Ос и Адари обняли братишку. Моя команда давно уже простила Злыда, они ведь добрые и умные дети. Маленькая команда, маленьких детей, прошедших большой путь и совершивших большие добрые дела.

- Я золотой, - вновь произнес теперь уже Злат, и сердце его не выдержало такой радости. Злат заплакал.

- Стыдно, я плачу, мальчики не должны плакать, мальчики не плачут, меня так учили.

- Тебя неверно учили. Это не правильно, - сказала Сонюшка, поглаживая Злата по волосам, - мальчику не стоит плакать из вредности и капризов. В других же случаях мальчик может плакать. Если тебе больно и терпеть нет сил—плач. Если ты испытываешь дикий страх, и не можешь с ним справиться—плач,если тебя душат слёзы обиды и несправедливости—плач. Если ты не можешь совладать со своей слабостью и не знаешь, что делать—плач. Слёзы— это нормальная реакция человека на все эти переживания. Не бойся плакать. Способность плакать дана людям для облегчения боли и страданий. Но знай, что мужчина, а ты ведь маленький мужчина, становится сильнее, преодолевая свои слабости. Учись не плакать, там, где можно обойтись без слёз, где можно перетерпеть. Как тело становится сильнее от физических тренировок, так дух твой станет крепче от тренировок воли.

Но есть слёзы другого рода, слёзы, которые не нужно сдерживать, слёзы, говорящие о том, что ты обладаешь чистой и светлой душой. Это слёзы счастья, восторга, любви ко всему тебя окружающему,это слёзы сострадания и сочувствия. Такие слёзы важно уметь сохранить в себе, важно уметь раскрыть свою душу, важно уметь не прятать в себе любовь, важно сохранить в себе человека. И это важно всем, и мальчикам и девочка, и детям, и взрослым.

Я поняла, что было в глазах Злата. Все это время в его глазах было желание иметь близких людей, иметь хорошего верного друга. Еще хотелось, чтобы его любили. И он всё получил. Его мечты осуществились, ведь они были светлыми и добрыми.

В каждом человеке даже самом злючем, есть зёрнышко добра. Вот и в Злыде оно было. Но в какой момент оно дало всходы? Может тогда, когда он видел дружеские, тёплые отношения в моей команде или когда он слышал слова благодарности всех, кому помогали в пути дети. А может тогда, когда он повис на анкерной вилке одинокий в своём жалком поражении. Или доброе отношение к нему Сонечки, понимание и прощение, её способность дарить любовь, помогли прорости этому крохотному зёрнышку, так долго ждавшему благодатной почвы. Мы никогда не узнаем. Главное, что это произошло. Теперь-то зёрнышко разрастётся, его не остановить. Пусть растёт, растёт, растёт, ведь добра не бывает много.

Бодрячок обнял Злата. Так они и стояли рядом, Сонюшка, Злат и Бодрячок, а напротив них Ос, Адари, Ид и Облако. Все были радостны и счастливы, и не нужно было слов.
Это опять был момент, когда слова могут только помешать. Момент счастливой тишины. Сейчас каждый слышал и чувствовал себя, слышал и чувствовал мир вокруг себя. Это возможно только если умеешь слышать тишину.

Попробуй и ты послушать тишину и заглянуть в себя. Поверь мне, ты найдёшь там много интересного, ранее тебе неведомого, необыкновенного и волшебного.

- Жаль, что командира нет с нами, и мы не можем порадоваться вместе, - прервал тишину Ос.

- Ваша бабушка всё время была рядом и радовалась вместе с вами. Она и сейчас радуется, - сказала Сонюшка.

- Правда? – переспросил Ос.

- Самая настоящая правда.

- Урррррааааа!!! – прогремело на весь зал.

Это кричала моя команда. От этого звука Облачко покачнулось.

Ты уже догадался, что это за Облачко?

Звук раскатывался, ударялся об стены, потолок, пол, кружил в воздухе и не прекращался. Он гремел, гремел, гремел. Казалось, что он закружил мою команду. Смотри, дети на самом деле закружились в круговороте звуков. Появился сонный туман, всё затихло и растворилось.

Конец

Моя сонная команда тихо сопит носиками. Скоро они проснутся, и я буду слушать, как они наперебой рассказывают о своих ночных приключениях.

А с тобой, мой дорогой читатель, я не прощаюсь. Теперь мы друзья, а настоящие друзья не расстаются надолго. Закрывай словарь, он тебе, верно, послужил. Я думаю, он доволен своей работой. Поставь его на полку, пусть постоит там, пока не пригодится снова. А пригодится он нам обязательно.

Вот и всё. Напоследок хочу сказать тебе: фантазируй, придумывай, создавай новые неизведанные миры— свои собственные миры, твори добро и делись им с людьми, учись, мечтай, верь в чудеса. И помни, что сказка вокруг нас, нужно только уметь её видеть, слышать и чувствовать. До встречи в новой сказке дорогой мой читатель.


Рецензии