Личность и мастерство

       Из воспоминаний режиссёра Владимира Наумова:

   …Исполнителя роли генерала Хлудова – Владислава Дворжецкого – мы никак не предполагали утверждать на эту роль. Помню, как ассистент по актёрам привела его в наш кабинет. Мы с Аловым посмотрели на него и сразу поняли: наш, из нашего фильма. Но ничего друг другу не сказали, ждали, когда он выйдет. А он вдруг попросил: «Можно, я тут посижу?» Разрешили и занялись своими делами, а он молча сидел на стуле и смотрел, что мы делаем. И вдруг мы почувствовали в нём некое гипнотическое начало, что для актёра очень важно. Он умел молчать, и, глядя на него, нельзя было оторваться! Он сидел, молчал и приковывал к себе внимание так, что мы стали его выгонять: было трудно работать.

   Поначалу мы планировали пригласить его на маленькую, второстепенную роль. Но что-то не давало нам покоя, мучило. Когда в нашу комнату входил этот высокий, лобастый, большеглазый человек, нас охватывало какое-то необъяснимое волнение. Мы втайне друг от друга подумывали о том, чтобы взять его на главную роль. Хлудов – роль сложнейшая, он самая трагическая фигура в фильме. Мы без конца репетировали с Дворжецким, но лишь снова и снова убеждались в его неопытности. И всё же нас что-то манило в нём, мы боялись упустить нечто значительное, более существенное, чем наживное актёрское умение: он обладал, повторю, странной гипнотической силой, умел молчать. В нём было редкое актёрское свойство, которое мы называли «внутренней тишиной». Мало того, в нём было что-то булгаковское, мистическое.

   И вот однажды мы приезжаем на «Мосфильм», а по коридору нам навстречу идёт он, загримированный для кинопробы, в длинной военной шинели. Сами собой пришли на память булгаковские чеканные слова: «В белом плаще с кровавым подбором, шаркающей кавалерийской походкой…» – так появляется в романе «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат. Шинель сидела на худом и высоком Дворжецком так, будто вросла в него, будто носил он её всю жизнь! Мы поняли: он должен играть Хлудова. По сути, в этот самый момент мы сделали выбор между умением, навыком, опытом и личностью, которая поглощает в себе роль и действует внутри образа. Мы сознательно пошли на риск. Первые съёмки были очень трудные, но Дворжецкий буквально впитывал в себя мастерство – через полмесяца это был профессиональный актёр…

     // фрагменты из книги «Алов и Наумов», 2016 г. //

   На фото – кадр из фильма «Бег» и рисунок В. Наумова «Пилат», где главные герои удивительно похожи в своей Великой Трагедии…


Рецензии
...С Новым Годом! Будьте здоровы и берегите себя...
Светлана! У Вас всегда очень интересные темы, не простые и загадочные,
требующие серьёзного внимания и вдумчивости... Доброго всего самого...


Екатерина Строева   03.01.2021 20:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Екатерина, Гении Искусства для меня - самое интересное в жизни...

Светлана Шакула   03.01.2021 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.