Как подружились советский и немецкий полковники

 
И. Брагинский (в центре) с женой Х.Н. Дриккер и Л. Штайдле
в музее Бухенвальда.
Фото из книги «Противостояние на Волге»

Под Сталинградом они противостояли друг другу. Полковник Иосиф Брагинский, руководитель Немецкого отдела Главного политического управления Красной Армии, организовывал пропаганду на окружённые германские войска и лично призывал их сложить оружие. Оберст Вермахта Луитпольд Штайдле командовал полком и был среди тех, на кого была направлена пропаганда Брагинского. Попавшего в плен Штайдле убедили стать антифашистом. Под Корсунь-Шевченковском они были уже в одних окопах, а музей Бухенвальда посетили как друзья.

К этому противостоянию их привели разные жизненные пути. В юности Брагинский вёл пропагандистскую работу среди татской молодёжи в Баку, учился в Москве на востоковеда, руководил Политотделом совхоза «Дангара» в Таджикистане времён борьбы с басмачеством, стал одним из руководителей Коммунистической партии Таджикистана. В армию призван накануне войны. Неслучайно попал он на столь ответственный пост: человек с колоссальным опытом пропагандистской работы, полиглот и литературовед, знавший среди прочих немецкий язык и немецкую литературу.

Сын военного юриста, Штайдле (1898-1984) участвовал ещё в Первой мировой войне. В 1938-1940 гг. преподавал тактику в Мюнхенском военном училище. На советско-германском фронте был с первого дня войны, командовал батальоном в чине подполковника, участвовал в боях на Днепре и в битве под Москвой. В Сталинградском сражении 22 января 1943 г. награждён Рыцарским железным крестом, что было типичным для Гитлера – награждать попавших в безвыходное положение, чтобы держались до последнего солдата, после чего кончали самоубийством. Когда от его полка осталось 11 офицеров, 34 солдата и 3 медика, Штайдле склонил своего командира дивизии генерала фон Даниэльса к организованной сдаче в плен без приказа Паулюса за несколько дней до всеобщей капитуляции.

Беседы в Красногорском лагере военнопленных с сотрудником Брагинского «профессором Арнольдом» (он же Гуральский – псевдонимы А.Я. Хейфеца), манера общения и аргументы которого произвели на Штайдле большое впечатление, привели к тому, что он одним из первых старших офицеров согласился сотрудничать с советскими представителями.

В книге «Противостояние на Волге» Штайдле пишет: «Уже при первом разговоре с профессором Арнольдом я был взволнован тем, с какой теплотой отзывался он о достижениях немецкого народа в области науки и искусства. Меня поразило, какие имена он назвал, перечисляя гуманистических писателей: Райнер Мария Рильке, Рикарда Хух, Томас Манн, Лион Фейхтвангер, Оскар Мария Граф, все эти авторы вовсе не были коммунистами. Такая широта и непредвзятость произвели на меня большое впечатление. Советский учёный, который умел так резко и остро формулировать свою мысль и давать многому столь уничтожающую оценку, мне всё больше и больше импонировал достоверностью информации, живостью мысли, логикой умозаключений. Предвзятые, упрямо защищаемые мнения, общие места, не подкреплённые конкретным знанием, глухота и замкнутость по отношению ко всему, что расходится с привычными представлениями, - такие черты я замечал не у профессора Арнольда, а у своих товарищей».

Л. Штайдле принимает важное для себя решение – активно участвовать в деятельности Национального комитета «Свободная Германия» (НКСГ) и становится одним из основателей Союза немецких офицеров. К этому времени относится начало его взаимодействия с И. Брагинским.

Венцом этой деятельности стала работа Штайдле в качестве уполномоченного НКСГ сначала на 2-м, а впоследствии на 1-м Украинском фронте. С полковником Брагинским его особенно сблизила совместная пропагандистская работа в январе 1944 года под Корсунь-Шевченковским, где в котле оказались девять германских пехотных дивизий, танковая дивизия и моторизованная бригада.

Свою деятельность Луитпольд Штайдле подробно и откровенно описал и проанализировал в книге «Противостояние на Волге», выдержавшей в ГДР четыре издания. На русском языке она издана издательством «Прогресс» в 1973 г. под названием «От Волги до Веймара». Полковник Н. Берников пишет в предисловии к русскому изданию: «Воспоминания Л. Штайдле отличает правдивое и честное изложение политических и военных событий. В этом основная причина большого успеха книги. …Автор книги убедительно показывает, как он преодолел кастовый дух старшего офицерства, многие антикоммунистические предрассудки, внушавшиеся официальной нацистской пропагандой... Автор смело рассматривает вопросы правильного понимания патриотизма, отечества, присяги, чести, национального самосознания, отношения к несправедливой войне, обязанностей по защите мира».

Имя Брагинского неоднократно упоминается в книге. Есть в ней такие
строки: «Полковник профессор д-р Брагинский, историк, как истинный учёный, привык все решения обстоятельно анализировать и обосновывать, но вместе с тем по ходу дискуссии он всегда интуитивно улавливал, когда и как нужно сломить остатки сопротивления, чтобы расчистить путь к пониманию стоящих перед нами задач и стимулировать нашу активность в интересах новой Германии. Порой я задумывался над тем, что встретился с офицерами, которые, по сути дела, изучают не обычные военные проблемы, а характер, поведение немцев, их образ мыслей. Эти психологи, педагоги в военной форме, пытались с большой проницательностью и чуткостью разобраться в нашем мировоззрении и мировосприятии, приглядывались к нам, надеясь, что им удастся пробудить такие представления и черты характера, которые приведут к благотворной эволюции в нашей умственной и душевной жизни. Внимательное отношение, проявленное к каждому из нас отдельными советскими товарищами, дружба, которая завязалась между нами и советскими офицерами, уверенность в том, что мы совместно разобьём общего врага, раз и навсегда его уничтожим, и, наконец, попросту говоря, чувство личной признательности, испытываемое каждым, кто здесь, в Советском Союзе, стал другим человеком…».

В библиотеке профессора И.С. Брагинского хранится экземпляр немецкого издания книги Штайдле с его дарственной надписью.

В послевоенные годы Штайдле был членом Политического комитета Христианско-демократического союза, вице-президентом немецкого Центрального управления земельного и лесного хозяйства, принимал активное участие в проведении земельной реформы. Являлся заместителем председателя немецкой экономической комиссии, членом Народной палаты – высшего народного представительства ГДР. Десять лет (1948–1958) занимал пост министра здравоохранения ГДР. Более девяти лет (1960–1969) был бессменным обер-бургомистром города Веймара.

В Веймаре судьба вновь свела профессора Брагинского со Штайдле. Брагинский был крупнейшим в СССР исследователем «Дивана» Гёте и приезжал в Веймар для вступления в Общество Гёте. Тогда же старые друзья – Штайдле и Брагинский с супругой посетили музей концлагеря в Бухенвальде.


Рецензии
Очень интересно... хотя и нетипично.

Людмила Людмилина   04.10.2020 00:08     Заявить о нарушении
А для данного советского полковника - типично! Он занимался пропагандой среди войск противника, включая военнопленных. И многие из них, включая генерал-фельдмаршала Паулюса, стали в ряды антифашистов.

Виктор Файн   04.10.2020 09:13   Заявить о нарушении
Про "многие" - это, разумеется, пропаганда.
Но были, да. У немцев и "Ротфронт" был...

Людмила Людмилина   04.10.2020 14:29   Заявить о нарушении