Самые прекрасные часы. Мюриэл Спарк

Жили-были самые прекрасные часы по имени Тики.
Их друг, профессор Гораций Джон Моррис привёз Тики из Швейцарии однажды зимой, много лет назад. С тех пор Тики и профессор очень привязались друг к другу и хорошо друг друга понимали.
Профессору Горацию Джону Моррису не нравилось, когда его называли «профессор Гораций», поэтому Тики сначала звал его «профессор Моррис», а затем – «профессор Джон», что очень нравилось его другу.
Тики всегда стоял на столе у камина, это было его любимое место. Каждый вечер в 22.14, когда профессор прекращал писать, он вставал из-за стола, заводил Тики и слушал, хорошо ли бьётся сердце часов. Затем он сверял время на своих ручных часах с временем Тики и после этого заводил все прочие часы в доме.
«Ты – прекрасные часы, Тики, - сказал он однажды вечером. – Ты всегда точно показываешь время, никогда не отстаёшь и не спешишь. Фактически, ты самый надёжный из всех моих друзей».
«Рад слышать это, профессор Джон, - ответил Тики, - и я знаю, что мой дедушка, который живёт в замке на вершине горы в Австрии, был бы тоже очень горд это услышать».
«Сказать честно, Тики, - ответил профессор Джон, - я не люблю старинные часы. Они такие высокие, что никогда не можешь увидеть циферблат и понять, о чём они думают. Но ТВОЙ дедушка, должно быть - особенные часы, и каждый был бы рад иметь предка, живущего в замке».
По вечерам в четверг, вместо того, чтобы заводить все часы и идти спать, профессор Джон не ложился до полуночи и развлекал четверых друзей, которые приходили навестить его. Их имена были таковы:
1. Профессор Стёрдж Болдвин Паркер.
2. Профессор Норман Бейли.
3. Профессор Реймонд Оффенбах.
4. Профессор Максимилиан Росмини.
Все 4 профессора были такими же умными и знаменитыми, как профессор Джон. Они все хорошо относились к Тики, так как знали, что он – любимый друг профессора Джона и очень надёжный.
Тики жадно слушал, как пятеро профессоров сидели и разговаривали вечером по четвергам.
Они разговаривали об интересных вещах, таких как луна и звёзды, и, казалось, знали о них столько, что создавалось впечатление: они побывали на всех планетах.
Однажды в четверг вечером профессор Норман Байли, приехавший с севера, сказал Тики: «Знаешь, Тики, ты самый умный из нас, потому что можешь сказать правильное время, не глядя на часы».
Остальные профессора согласились, что это так.
«Ни один из нас не может точно назвать время, не глядя на часы, - сказал профессор Джон. – Мы можем только строить догадки. Но Тики всегда знает».
Он с восхищением посмотрел на своего друга Тики, стоявшего на столе рядом. (Тики был гладкими крепкими деревянными часами с круглым белым циферблатом и длинными чёрными стрелками).
Тики тепло поблагодарил профессоров за комплимент и сказал, что его дедушка был бы горд это слышать. Он добавил: «Конечно, я не мог бы точно показывать время без помощи и заботы моего друга, профессора Джона, который заводит меня в 22.14 каждый вечер».
«Но если бы не ты, Тики, - сказал профессор Стёрдж Болдвин Паркер, который также приехал с севера, - как мог бы быть уверен профессор Джон, что время – 22.14?»
Никто не смог ответить на этот вопрос. Затем профессор Максисилиан Росмини, приехавший с юга, сказал, что должен сделать важное предложение.
«Предлагаю, - сказал он, - с этих пор  называть Тики профессором, так как он так же мудр, как любой из нас. Давайте завтра подготовим бумаги. Мы все поставим свои подписи, и Тики станет новым профессором».
Остальные четверо сказали, что это – великолепная мысль, а профессор Реймонд Оффенбах, приехавший с северо-северо-востока, всплеснул руками и сказал: «Браво, профессор Тики!»
Затем Тики сказал речь.
«Я счастлив услышать ваше предложение, - сказал он, - и знаю, что мой дедушка был бы счастлив тоже. Но я боюсь, что если стану профессором Тики, то потеряю дружбу всех остальных часов в доме. Видите ли, когда профессор выходит утром, чтобы просидеть весь день на кафедре в университете, и когда комнаты вычищены и убраны, весь дом погружается в тишину, кроме тиканья часов в комнатах. Именно тогда мы разговариваем друг с другом и рассказываем истории своих жизней. На первом и втором этаже мы посылаем свои тик-так сообщения: некоторые –  спешно и затаив дыхание, а от других дрожат небеса. Кухонные часы, конечно, очень не сдержанны на язык. Они жизнерадостны и щебечут на высокой ноте. Но больше всего мне нравится Пепита - испанские перламутровые часы-сирота в спальне для гостей. Я особенно люблю её тогда, когда её сердце слегка сбивается с ритма. Уважаемые профессора, есть одно старое выражение, которое я слышал от дедушки: «Сердце с сердцем говорит». Это – правда по отношению ко всем нам в этом доме. Поэтому, дорогие профессора, я должен отклонить предложение, являющееся высокой честью для меня. Мои друзья-часы не смогут относиться ко мне так, как раньше. Они подумают, что я стал слишком великим, чтобы говорить со мной, и я буду чувствовать себя изгоем. Прошу, не считайте меня неблагодарным».
Когда профессора услышали речь Тики, то сказали, что их мнение о нём сильно возросло.
«Тики, - сказал профессор Джон, - я всегда знал, что ты – прекрасные часы, а теперь я ценю тебя ещё больше. Действительно, другие часы так точно не показывают время. Но ты совершаешь благородный поступок, отказываясь от титула профессора и оставаясь просто "Тики" ради них».
Профессор Максимилиан Росмини всплеснул руками, а остальные четверо профессоров важно кивнули.
Тики улыбнулся, и его стрелки показали полночь. Когда гости встали, чтобы уйти, он подумал: «Ну да, очаровательная Пепита в гостевой спальне не знает, как произносить слово «профессор». Всё, что она может сказать, это «Тики-Тики-Тики». И она говорит мне это весь день".

14.08.2020


Рецензии