О идеологии структурализма в политэкономии

      Структуралистский «марксизм» (англ. Structural Marxism) — философское течение основывающееся на идеях и концепциях структурализма.

      Зародилось и получило широкое распространение во Франции в 1960-х—1970-х годах, после чего распространилось и за её пределами.

       Основными представителями данного направления в марксизме были философ Луи Альтюссер, социолог Никос Пуланзас и антрополог Морис Годелье. Многие из студентов Луи Альтюссера (Э. Балибар, Ж. Рансьер, Д. Лекур, П. Реймон), придерживавшиеся структуралистского «марксизма», позднее отошли от него.

      Выступая против гуманистического марксизма, Альтюссер подчеркнул, что задача марксизма как науки — исследовать объективные структуры, и что возврат к марксистскому гуманизму, историцизму и феноменологизму, основы которых содержатся в ранних работах Маркса, является возвратом к «преднаучной гуманистической идеологии».

      К середине 1970-х и на протяжении 1980-х годов теоретики такого «марксизма» разрабатывали свои соображения о государстве, праве и преступности.

      Структуралистский «марксизм» оспаривает инструменталистскую точку зрения, согласно которой буржуазное государство можно рассматривать как непосредственного слугу капиталистического буржуазного  правящего класса.

     В то время как инструменталистская точка зрения заявляет, что государственные службы НАХОДЯТСЯ под прямым контролем чиновников, выражающих интересы класса капиталистов, структуралистская теория убеждена, что государство ДОЛЖНО функционировать именно в таком виде, чтобы предоставлять гарантии для жизнеспособности капитализма, а не социальные гарантии для населения по труду.

      Государственные институции должны действовать подобным образом, чтобы воспроизводить и развивать капиталистическое общество. В дебатах Милибанд-Пуланзаса, проведенных между инструменталистом Ральфом Милибандом и структуралистом Никосом Пуланзасом, полемика между «марксистами» структуралистского и инструменталистского направления приобрела общий характер и имеет такое же значение, как спор о том, где у палки конец и где начало.

     Согласно структуралистам государство с капиталистическим способом производства приобретает особую капиталистическую форму не потому, что конкретные индивиды обладают мощью, а потому, что государство воспроизводит логику капиталистической структуры в экономических, правовых и политических институциях капитализма.

     Следовательно, с точки зрения структуралистской теории можно утверждать, что государственные институции буржуазного государства действуют в долговременных интересах капиталистов и капитализма, а не в интересах наёмных трудящихся!

   Поэтому структуралисты могли бы предположить, что государство с его институциями имеет некоторую независимость от конкретных элит правящего или капиталистического класса, но только предположить, ибо такое государство является самой сущностью капиталистического общества.

      Поскольку структуралистский «марксизм» утверждает, что служение долговременным интересам классу капиталистов и идеологам капитализма является сущностью буржуазного государства и заявляет, что государство есть механизм регулирующий классовую борьбу, то тем самым определяет неразрешимое противостояние пролетариата и буржуазии, скорее регулируя данные конфликты, а не исключая их.   И если, согласно Ленину,  решить этот конфликт можно только с помощью насильственной революции, то целью буржуазного государства является поддерживать капиталистическую систему как целостность и сохранять её существование.

    Для того чтобы показать необходимость государства в капиталистической системе, структуралисты различают долговременные и кратковременные интересы класса буржуазии, ибо его кратковременные интересы вынуждают проводить политику, которая влияет на накопление капитала в ближайшем будущем.   Это делается при помощи понижения налогов, повышения минимальной зарплаты, предоставления государственных субсидий т. д. Структуралисты утверждают, что если государство не будет служить кратковременным интересам буржуазии для сохранения их привилегий, то значит, оно будет служить нарастанию конфликта и снижению долговременности  благоденствия буржуазии за счёт трудящихся, которые не хотят более терпеть своей эксплуатации.

     Соответственно, если государство будет служить более интересам пролетариата нежели буржуазии (повышая минимальную зарплату, увеличивая права профсоюзов и т. д.), то интересы наёмных трудящихся в общественном производстве будут соблюдаться лишь по мере необходимости избегать социальных беспорядков и восстаний, представляющих угрозу всей системе. А поскольку интересы пролетариата и буржуазии противоречат друг другу, то государству необходимо регулировать капиталистическую систему и обеспечивать её сохранность, заставив капиталистов считаться с требованиями рабочего класса, с которыми капиталисты в ином случае не согласились бы.

      Есть мнение, что несмотря на претензии Альтюссера на научную строгость, структуралистский марксизм был ненаучным и скорее являлся антимарксистской идеологией. В 1980 году социолог Аксель ван ден Берг назвал такую трактовку марксизма «разрушительной», доказывающей, что «Альтюссер пытается сохранить ортодоксальную радикальную риторику просто разрывая все связи с реальными фактами развития человечества».


Рецензии