Стукач!

- Стукач! – зло бросил мне в лицо лейтенант Лутошкин и протиснулся мимо в узком коридоре штаба.

* * *

В армию я попал не со своим призывом. Мы, студенческая семья, ждали первенца, и молодая жена захотела перед родами уехать к мамочке. Я подал заявление о переводе на заочное отделение и пришел в райвоенкомат сниматься с учета. Меня встретил майор-таджик и, выслушав мою историю и желание уехать в Россию, сказал:

- Молодой человек, раз вы переводитесь на заочное, я не могу вас снять с учета – на носу призыв.

- У меня вот-вот родится ребенок, семью некому будет содержать.

- По закону у вас нет прав ни на какие отсрочки, но если мы…

- Что «если»?

- Змея просто так из норы не выползает (Не подмажешь - не поедешь - Ф.Г.)… Вы меня понимаете?

Я понял к чему клонит майор, но откуда у студента деньги на взятку. И совесть максималиста-корчагинца куда денешь?

Я молча вышел из военкомата с твердым внутренним убеждением: если я и пойду в армию, то только не отсюда. И, приехав в Россию, сам напросился в призывную комиссию, хотя к тому времени у нас родилась дочка. Могли дать отсрочку на полгода, но я тогда уже понимал, что позже труднее будет оставить семью. В общем, я оказался в глубоком таежном гарнизоне.

Служба, хоть и была тяжелая, мне понравилась – месяца через три пошли первые успехи. В итоге через полтора года я с готовностью согласился на предложение замполита части остаться в армии. Отучившись на комсомольского работника – в армии тогда было и такое -, получил звание прапорщика.

Но по возвращению в часть тот же замполит сказал:

- Как я помню, ты не очень любишь бумажную работу…

- А я и не прошусь: оставьте меня командиром взвода молодых бойцов, которых я обучил.

Во взводе в основном были чеченцы и ингуши, которые почти не говорили по-русски. Почему «почти»? Умели материться. По уставу они должны были принять присягу осознанно и прочитать ее перед строем вслух сами. Они у меня через месяц все без исключения сносно говорили и читали. После таких трудов отдавать кому-то взвод было жалко. К тому же, как оказалось, у меня лучше получалось находить с ними общий язык. Правда, это мне потом сослужило плохую службу, но об этом чуть ниже.

Да, я чуть не забыл: во взводе было и несколько человек из Ставропольского и Краснодарского краев.

Очень скоро наш взвод вырвался вперед в боевой и политической подготовке. Настолько успешно, что другие офицеры и прапорщики боялись проводить обменные занятия: ребятки задавали очень неудобные вопросы. Это тоже сработало против меня.

Очень скоро пришло время ехать на экзаменационную сессию в университет. Так совпало, что именно в это время мне, прапорщику, предложили майорскую должность помощника по комсомольской работе начальника политотдела гарнизона. Я решил экстерном сдать все зачеты и экзамены – замаячил диплом о высшем образовании. Здесь начались все неприятности на службе: из «Ударника коммунистического труда» и обладателя бронзового знака ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки» такой-то степени и именных часов от начальника политотдела гарнизона постепенно начали лепить черт знает кого.

Но я упорно шел к своей цели и получил-таки диплом о высшем университетском образовании: один раз на сессию сгонял за счет отпуска, второй раз – сбежал на самоволку. Я надеялся, что победителей не судят и максимум отсижу несколько суток в гауптвахте.

Я получил-таки диплом о высшем образовании, но бюрократическая молотилка уже была запушена и у меня не было никаких шансов. Из-за низкой дисциплины в моем взводе (мои солдаты-чеченцы отказались выполнять приказ пьяного офицера - дежурного по части), за собственную самоволку-поездку на сдачу госэкзаменов, отказ идти на дежурство по части третьи сутки подряд и т.д. аккуратно сложили дело о служебном несоответствии, исключили из комсомола и отправили в Москву материалы на мое увольнение из армии.

Вообще-то со мной, как говорил потом замполит отряда, поступили гуманно: за все перечисленное я должен был как минимум отправиться на дисбат (невыполнение приказа - это не проступок, а...) - меня этим постоянно пугали. Но я отсидел только пять суток гауптвахты (это отдельная история - http://proza.ru/2020/08/26/1654) и ушли материалы на увольнение из армии за систематические пьянки, хотя я тогда принципиально в рот не брал даже шампанское. Естественно, я согласился с такой формулировкой. Уже ясно было, что на военной карьере, как и многие мои сослуживцы, нужно ставить жирный крест.

Начались томительные месяцы ожидания приказа об увольнении. Я, как обычно, выполнял свои обязанности, ходил на дежурства и т.д., но ждал приказа.

В последнее время меня начало бесить, что другие офицеры, в том числе и секретарь парторганизации части, панибратствовали и пьянствовали с солдатами, не выходили на дежурства, в общем, делали все то, что мне приписали и за что гнали из армии.

Как-то я был ответственным по роте и, после отбоя, уложив солдат спать, пошел докладывать старшему лейтенанту Лутошкину, дежурному по части. Его я нашел в канцелярии соседней роты: стол накрыт, во главе стола – дежурный по части с кружкой водки в руке, а вокруг – старшины и сержанты-срочники. Доложился и ушел домой.

На следующий день меня вызвал к себе начальник штаба майор Азизбаев и потребовал написать объяснительное о том, что произошло в канцелярии соседней роты. Отпираться, что я ничего не видел, было бесполезно: у него на столе лежала стопка таких же объяснительных с указанием и моей фамилии, не хватало только одного штриха – моего признания. Я не выдержал часовое копание грязными лапами - майор умел влезать под кожу…

В этот момент меня такое зло взяло и я, как бы в отместку за себя, написал коротко о том, что видел как должностное лицо.

- Стукач! – на следующий день зло бросил мне в лицо лейтенант Лутошкин и протиснулся мимо в узком коридоре штаба.

Лутошкина сначала исключили из партии, потом лишили одной звездочки. А когда понадобилось пушечное мясо, ему всё вернули и отправили в Афганистан. А меня вообще уволили из армии. Другие офицеры и прапорщики меня утешали: мол, мы понимаем в какие тиски ты попал, не ты первый, не ты последний. Но до сих пор вижу его глаза, полные ненависти, и слышу:

- Стукач!

____________
Начало темы: http://proza.ru/2021/11/09/1729


Рецензии