Там русский дух, там Русью пахнет...

                Бравый гусар.
 
          Лука Феофилактович проснулся среди ночи от громкого шёпота жены. Приподнявшись на постели, он увидел её стоящей на коленях перед иконами.
- Аннушка, тебе чего не спится,- спросил он её.
- Сон увидела странный, и тревожно стало,- ответила Анна.
У Луки тоже пропал сон. Его жена была женщиной благоразумной и по пустякам не стала бы беспокоиться, она всегда уповала на милость Божию. Он вспомнил рассказ тёщи, о её чудесном рождении.
          Тёща рассказывала о том, как в далёком 1862 году, бравый гусар Кубарев Иван Стефанович в возрасте сорока лет вышел в отставку, в чине полковника. Вернувшись в родные места, взял в жёны её - девицу Гаспарову Марфу восемнадцати лет от роду. Семейная жизнь молодой семьи складывалась счастливо, огорчало только отсутствие деток. И решили они тогда идти в Киево-Печерскую Лавру, помолиться о ниспослании им наследников. Сняли со стены семейную икону Пресвятой Богородицы и отправились в путь пешком.
          Всякая, даже длинная, дорога заканчивается и перед ними открылся чудесный вид на монастырь. Он располагался на высоких холмах, между которыми пролегал глубокий овраг, деливший монастырь на так называемую Верхнюю Лавру и Нижнюю, где находились Ближние и Дальние Пещеры.
         В Верхнюю Лавру вошли через главный вход - Западные Святые врата с надвратной церковью во имя Святой Живоначальной Троицы, а прямо перед ними, на центральной площади, увидели Успенский собор, рядом храм с широкими куполами в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. К северо-западу от него, рядом с Троицким храмом, стояла церковь во имя Святителя Николая.
         Сходили в Дальние пещеры, где находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Западнее возвышалась красивая и стройная колокольня высотой 41м, а северо-восточнее - Анно зачатьевский храм, там помолились о помощи праведной Анне.
         На Ближних пещерах полюбовались двух - ярусной колокольней, высотой 27м, и церквами - Крестовоздвиженской и всех преподобных Печерских.
          Во всех церквах заказали молебен, поклонились мощам святых и церковных иерархов, исповедались, причастились и отправились в обратный путь. Господь услышал их молитву и по истечении положенного срока, у супругов родилась дочь Анна.

               Наставник машинистов.

          Сам Лука Феофилактович Бердников был человеком успешным и состоявшимся. Он трудился наставником машинистов в системе Южной железной дороги и гордился местом своей работы. Ведь магистраль играла важную функцию, соединив крупный промышленный и ярмарочный центры Юга России с Москвой, Санкт-Петербургом и Азовским морем. Много товаров следовало в Харьков по железной дороге на широко известные ярмарки: Крещенскую, Троицкую, Успенскую и Покровскую.
          Приход первого поезда в Харьков в 1869 году, положил начало службе военных сообщений.
           Росло число желающих работать на железной дороге. Получить работу было не так просто. Необходимо было заручиться протекцией, рекомендацией опытного железнодорожника, пройти своеобразный конкурс. Но те люди, которые приходили работать, уже не искали место лучше, служили верой и правдой до конца.
              В системе воспитывали хороший вкус и манеры. Железнодорожники всегда выделялись среди обывателей города Льгова. Они выходили в город непременно в костюме – тройке, при галстуке, в начищенных, красивых и дорогих штиблетах. В холодное время года одевались в удлинённое драповое пальто с отложным каракулевым воротником. Всегда выглядели респектабельно и благородно. А на работу одевались, как машинисты пассажирских поездов, в форму железнодорожника.
           Особое внимание уделялось подробной статистике аварий и изучению причин их возникновения. Лука Феофилактович обладал большим багажом знаний и опытом работы, и охотно ими делился с машинистами. Ведь знания, которые он им даёт, сберегают секунды и минуты движения, а также помогают исключить аварийные ситуации. Поэтому требовал, чтобы машинисты выучили свои действия, как "Отче наш".
          Но всё – таки, когда по Южной железной дороге следовали вагоны с членами императорской семьи или очень важными вельможами, Лука Феофилактович лично сопровождал состав.
 
               Царский подарок.

          Сон жены был в руку. Буквально вскоре, наставнику машинистов предстояло сопровождать такой поезд. Точной информации о важной персоне он не знал. Информация держалась в тайне, так как террористы не прекращали свои злые дела и действовали дерзко. Экстраординарная ситуация в пути всё-таки произошла. Благодаря уму и опыту наставника никто не пострадал.
           Жизнь продолжала идти своим чередом, и Лука уже стал забывать о случившемся, когда с Севера на стацию Льгов - Киевский пришёл вагон с материалами для строительства жилого дома: лес – лиственница, оконные и дверные блоки, стекло, кирпич и даже петли со скобами. Словом всё необходимое для строительства дома, вплоть до мелочи.
          Так императорская семья отблагодарила своего спасителя. В 1896 году был построен первый этаж, а в 1905 году надстроили второй этажа дома, где жили большой и дружной семьёй. К тому времени у Луки Феофилактовича с Анной Ивановной было шестеро детей. С ними доживали свой век Иван Стефанович и Марфа Кубаревы.
 
 
               "Там русский дух, там Русью пахнет...".

          Думаю, что подарок был сделан от души, если дом не экспроприировали после революции, не разбомбили во время Великой Отечественной войны и сегодня, несмотря на свой солидный возраст, он не выглядит старым. Благодарные потомки не продают его в чужие руки, так завещал им покойный Лука Феофилактович.
          Дом красивый снаружи и уютный внутри.  Он, как и раньше, отапливается дровами, дровница находится на первом этаже дома. Хотя дом согревает не только печь, но и согласие в семье. Там современные предметы мебели, электроника, чудесным образом гармонируют со старинными комодами, этажерками и сундуками прежних хозяев. Старинную мебель хранят, как память о предках. В красном углу висит икона, с которой отставной гусар и его молоденькая жена шли в Киево-Печерскую Лавру. 
           Берегут альбомы со старинными фотографиями многочисленных родственников прошлого и позапрошлого веков и, конечно, память о своих далёких предках. Семья живёт по пословице: - "Предков почитать – горя не знать".
          Когда я осматривала их дом, мне представилось, что я попала в девятнадцатый век. Сидя в кресле - качалке, слушая треск сгорающих поленьев в печи, окутанная волшебной атмосферой этого чудесного дома, вспомнила стихи любимого поэта: - "Там русский дух, там Русью пахнет…".               
 


Рецензии