Кусочек жизни девочки

Кусочек жизни: девочки

-Лида, мама пришла!
Малышка, услышав радостную новость, побежала к раздевалке.
Там стояла самая лучшая, самая красивая, самая волшебная в мире женщина - ЕЕ МАМА! И эта неземная женщина протягивала к ней, к Лидочке, руки и обнимала ее! Ну? У кого еще есть такая мама? Ни у кого!!! И самое удивительное - мама любит ее, Лиду!
В садике Лидочка самая маленькая. Ее дразнят мальчики и некоторые девочки. У нее не получается дружить с ребятками. Она часто одна.
Но приходит МАМА. Волшебница.
Она всегда так красиво одета!У нее такой голос! Ее всегда все уважают! Мама умеет быть строгой. А Лидочку она любит! Это удивительно!
Папа тоже очень любит маму. Лидочка не удивляется, что папа любит маму больше ее, Лиды. Это так естественно.  Маму надо любить. Она особенная.
Так думала о своей маме Лидочка, когда ходила в садик.
Потом она стала ходить в школу. И мама стала строго спрашивать с Лиды, сделаны ли уроки? Почему двойка? Почему забыла тетрадь?
Мама умела быть очень строгой. Она могла сильно кричать. Она говорила Лиде, что нельзя врать, нельзя относиться к делу кое-как. Лида очень боялась маминого гнева. Но когда гнев проходил, когда мама прощала Лиду за проступок, то вновь ласковые руки обнимали ее, гладили ее волосы. Мама целовала ее, обнимала, иногда так крепко, что счастье охватывало девочку вместе с этими объятиями.
Мама читала ей книги, показывала фильмы. Она могла долго говорить с Лидой о серьезных вещах и часто хвалила ее за то, что дочка многое могла понять.
Мама познакомила ее с такими серьёзными книгами, с какими обычно таких маленьких не знакомят. Но мама умела понятно и здорово читать, а еще умела очень понятно объяснить даже самые сложные вещи.
В церковь Лида тоже ходила с мамой. Мама научила Лиду молиться по книжке. И они молились каждый вечер перед сном. И причащалась Лида. И на исповедь ходила.
Так незаметно мама стала для девочки неким идолом. Мерилом. Даже если мамы не было рядом, Лида все равно привычно думала: а что скажет мама? А понравится ли ей?
... Лида росла. Она стала красивой девушкой. Но ни с кем надолго она не могла сдружиться.
А мама была и советчицей, и помощницей.
- Мама, он мне не ответил, - в слезах жаловалась она маме.
- Мама! Со мной Аня не хочет дружить. Вчера дружила - сегодня нет.
И мама разруливала ее печали. Успокаивала. Авторитет мамы становился громадным. За ним не стало видно неба.
Однажды Лида совершила ужасное. Ей было всего шестнадцать. А один мальчик сказал ей, что любит ее. А мама всегда говорила: «Не позволяй мальчикам использовать тебя, как урну! Дай им понять, что с тобой нельзя говорить матом, при тебе нельзя пить и курить. И секс в твоей жизни должен быть только по большой любви и с будущим твоим мужем».
А мальчик уговаривал... А мальчик сказал, что пройдет два года - и они поженятся.
И Лида поверила.
А мальчик посмеялся над ней и бросил ее.
Маме Лида сказала только, что он ее бросил. Про страшное и запретное она сказать маме не могла.
Лида ненавидела себя. А мамин идол в ее душе ругал и винил ее, Лиду.
Потом девушка чуть успокоилась. Жизнь шла своим чередом. Она стала учиться в колледже, встречаться с другим мальчиком. Она научилась быть независимой от чужого мнения.
Она чувствовала себя взрослой.
Но мама... Мама... Она по-прежнему закрывала небо. Ее слово - решающее. Ослушаться - немыслимо. Что будет, если ослушаешься? Наверное, что-то страшное, бесповоротное. Может, мама перестанет ее любить?!
От этой мысли Лиду бросало в жар. Потерять мамину любовь она не могла. Но и жить правильно, как нужно, у нее не получалось.
Мальчики и девочки при ней матерились и курили. И Лида привыкла к этому. Она стала частью их компании.
Книги, фильмы и церковь перестали быть интересны.
Она встречалась с парнем и была с ним близка.
Вот только мама... Маме она давно научилась врать.
Лида уже не считала маму волшебной и самой красивой. Да, маму любят, она в свои годы хорошо выглядит. Она одевается так, как ей нравится. Лида так не стала бы одеваться: немодно. Но маме идет. И мама смелая. Она не боится быть немодной. Она на это вообще плюет. А Лида не плюет.
Но вот памятником, идолом мама быть все не переставала.
Лида очень ждала 18-летия. Это был такой рубеж, после которого, казалось ей, мама должна будет принять ее законную взрослость. И дать ей свободу.
И Лида переломила себя и стала стараться быть взрослой в глазах матери. В своих глазах она давно уже не детка.
Во всяком случае, она, млея от страха, говорила маме, что считает нужным делать так-то и так-то. Иногда мама кивала, иногда молчала. Иногда пожимала плечами.
А потом...
Потом вскрылось много лжи. Лидина ложь, которую она тщательно скрывала от мамы, обрушилась на маму.
И Лида впервые увидела отвращение на лице матери. То, чего она боялась, то и совершилось: Лида стала неприятна матери. Мать ее разлюбила. Лида была в этом уверена.
Состоялся плохой разговор. Мама наговорила много обидного.
А потом настали странные времена. Мама стала тихой.
Лида могла уйти, прийти, когда ей вздумается. Мама не спрашивала.
И только однажды мама при Лиде сказала отцу, который сильно заболел:
- Я умоляю тебя: живи! Не оставляй меня! Иначе я останусь одна!
Лида обиделась. Очень! Это несправедливо! Она не собиралась бросать родителей. Просто у нее своя жизнь, а у них своя!  Но если будет надо, то она ... Ну, она не бросит. Стакан воды она подаст. Если дома будет...
В общем, выходило все как-то криво. И мать как будто очертила невидимую границу между собой и ею.
А иногда так хотелось зарыться в мамины руки! И чтобы обняла...
Раньше это было доступно. Сейчас - нет.
Одна девица из соцсетей, называвшая себя коучем, стала «работать» с Лидой.
Лиде действительно хотелось высказаться. И та ей объяснила, что во всем, во всех Лидиных бедах, виновата мать. Что Лида слишком уж большим авторитетом ее считает. А родители - во многом отсталые люди. И потом. Мать хочет внушить Лиде, как жить. А у Лиды своя жизнь. И хватит оглядываться на мать.
И однажды Лида рассказала матери, что та задавила ее своим авторитетом.
На тот момент Лида уже многое успела: расстаться с парнем, немного поработать, решить, кем она хочет быть в будущем.
Да, она взрослая. И мать не должна ей мешать. И Лида насмешливо говорила с матерью. И дерзко.
На мамины слова отвечала достойно.
И вдруг услышала от мамы:
- Не волнуйся. Живи спокойно. Убери обломки и живи.
- Какие обломки?
- Ты свергла меня с пьедестала. Я упала, разбилась. Надо убрать осколки.
Лида пораженно слушала:
- Ты сделала из меня тотем. Я этого не хотела, не просила об этом. Я даже об этом не знала. Я просто жила, воспитывала тебя, как умела. Любила тебя. Потом ты стала мне врать. Я этого не знала. Но мой воображаемый идол, памятник - не знаю, как и назвать, - стал мешать тебе. Но и скинуть его ты не могла. Долго не могла. Ты и сама не очень осознавала, что ты из меня сотворила. Виновата ли я в этом?.... Не знаю. Я не хотела становиться идолом. Потому что сейчас я вижу свои же осколки в твоей душе. Ты решила освободиться от меня. Сама нагромоздила - сама и прибирай.
Да, все так. Как точно мама все поняла. И как она далека от Лиды. Ее нельзя обнять. И тогда, чтобы уязвить мать, Лида сказала, что слишком много обид накопилось в ее душе. Мама много делала не так. Много говорила плохого.
Мама пожала плечами:
- Ну сиди со своей стопкой обид. Я знаю, что за многое просила прощения. Если не просила, значит, считаю себя правой. Но если тебе нравится жить с обидами на меня - живи.
- Ты перестала относиться ко мне с любовью.
- Любовь имеет много граней.
Лида не поняла маму, но уточнять не стала.
- Ты меня не обнимаешь.
- А ты хочешь обняться? - спросила мать.
Лида подавила желание заорать: ДА!!!!
- Нет. Не хочу. Я не понимаю, как ты относишься теперь ко мне.
- Сложно. Ты много мне врала. Ты много причинила мне боли и разочарований. Но одно неизменно: я твоя мать. Это сильнее всего. Ты говоришь, что хочешь проколоть нос. Мне это омерзительно. Но я все равно останусь твоей матерью.
- Ага! И будешь с отвращением смотреть на меня только за то, что я - видите ли! - проколола нос! Я не хочу такого отношения! - И Лида заплакала. Спазм сдавил горло. Как ей хотелось, чтобы мать пожалела ее!!
- У нас нет для тебя отдельного жилья. Отношения... да, они сложные.
Это был какой-то бесконечный и в общем пустой разговор. Лида понимала, что чем дальше, тем нелепее все. Мама ей намекала, что пора спать. Но Лида хотела какой-то точки. И она все ковыряла мать. Бросала обвинения, говорила что-то.
Наконец, мама дала ей окончательно понять, что уже поздно. И напоследок сказала:
- Не волнуйся. Это все ненадолго. Родители умирают. У тебя останется после нас кое-что. Я потом скажу,как тебе все это оформить и получить. А я... Я могу ошибаться, но я вижу конечность пути. Я не говорю, что собралась скоро умирать. Просто понимаю, что это случится. Мои родители рано умерли. Кто знает?...
Это был удар! Смерть? Лида не готова! Нет! Нет!!!!!!
Но она вышла из кухни. И ушла в комнату.
Как плохо. Даже слов нельзя подобрать, чтобы передать, что творится в душе! Невыносимо. Непонятно! Что? Зачем? Мать... Идол... Осколки... Смерть.... Какое-то наследство! Да что там за ерунда! Квартира и немного денег! Ей надо, чтобы мама и папа были живы!
Но у нее своя жизнь.
Абсурд. Абстракционизм. Тупик.

И тут в комнату вошла мать. Целая, не осколки. Она села на кровать к Лиде и протянула к ней руки. И Лида не смогла скрыть детского ликования от того, что бросилась навстречу маме. Они обнимали друг друга. Сильно. Крепко. И отрываться не хотелось.
Несколько бессмысленных и душных часов разговора на кухне развеялись.
Мать и дочь обнимались. Они любили друг друга. И плакали.
Девочки....

Н. Ж.


Рецензии