78. Когда мы очень унижены и весьма истощены

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. При пропускании псалмов через душу становится ясным многое. То, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в духовные смыслы стихов, «зашифрованные» в образах этого мира.

Послание 78.

"Боже! язычники пришли в наследие Твоё, осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;"

Этот псалом – парное созвучие к псалму 73. Жестокие страдания, язычники смели с лица земли Иерусалим, разрушили и осквернили храм. Печальная жалоба поднимается к небесам, к Богу. К кому ещё обращаются дети со своими скорбями, как не к тому, Кто может помочь?

Псалмопевец не только выражает общий плач на неистовую ярость губителей, он указывает и на духовную составляющую бедствия: язычники творили зло по отношению к святой земле, где Бога знали и Его имя возвеличивали.

Впрочем, Бог ранее не допускал подобного зла на тех, кто Его знал, и верой и делами своими имя Его возвеличивал. Такую перемену произвёл грех отступничества и предательства избранного народа, и язычникам было позволено завоевать землю, разрушить храм. Ещё до того, как храм был осквернён, народ Божий осквернил его своими грехами, и поэтому Бог допустил, чтобы враги покрыли еврейские святыни своим презрением.

"трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих – зверям земным;
пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас."

Трупы иудеев были повсюду и подверглись позору оставаться без погребения. Тела мёртвых свидетельствовали, что Израиль лишён защиты Бога, и язычники радуются этому, и творят невиданное зло.

"Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?"

В гневе своих соседей псалмопевец видит гнев Божий и, казалось бы, на Него ропщет. Но вернее будет иное: слова эти означают, что он призывает Бога примириться с народом Своим, отвратить Свой гнев.
А желающий Божьего благоволения больше, чем жизни, больше смерти боится и избегает Его гнева.

"Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили."

Молитва о том, чтобы Бог обратил Свой гнев на тех, кто не знает Его, кто имени Его не призывает, кто пожрал Иакова. На тех, кто упорствует в неведении и незнании Бога, и непримиримо жесток к тем, кто представляет Всевышнего в мире.

«Они пожрали Иакова» означает, что их цель – ликвидация из мира любого упоминания о том пути, который предначертан Творцом и ведёт прямо к Нему. Ведь духовное свойство, преследующее конечную цель слияния с Господом, и называется «Иаков».

"Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены."

«Не напоминай нам грехов предков, пусть поспешит навстречу нам милосердие Твоё, ибо унижены мы очень».

Далее возносится молитва о прощении греха, который послужил причиной страданий и бедствий.

Однако, и это признаёт автор псалма, суть в том, что народ сам виноват в постигшем его несчастье. И потом он лишь выдвигает доводы, способные склонить Всевышнего к милости.

Главный из доводов основывается на духовных свойствах детей и родителей: дети своим покаянием, исправлением и преобразованием свойств отходят от грехов родителей. И уже могут молиться в вере, чтобы Бог не вспомнил предкам грехов их, ведь в исправлении греховных качеств происходит развитие души. И можно уже молиться, чтобы Бог избавил от врага и поскорее положил конец их страданиям.

Псалмопевец также подчёркивает, что они могут надеяться лишь на милость Бога, Его любящую милость. Их ситуация близка к отчаянию, и они уже считают себя погибшими, если божественная милость вскоре не вступится и не предотвратит их уничтожение.

Это рождает дерзновение и настойчивость:

"Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего."

Спасение принадлежит Господу, Он единственный, кто может помочь.

Когда избавление основывается на прощении греха, следует молиться Богу об удалении и прощении грехов, и милость прощения будет основанием избавления.

Псалмопевец говорит не о каких-то заслугах, а взывает «ради славы имени Твоего», и просит: «прости нас ради имени Твоего».
 
"Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих."

Язычники не признают силы Бога Израиля, хулят Его. Есть возможность Ему показать Своё величие, отомстив за пролитую кровь Его рабов. По понятиям мира сего, такой довод должен побудить Господа к действию, а имя Божье и Его честь возвеличатся, если Он отомстит за кровь рабов Своих.

"Да придёт пред лицо Твоё стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть."

Дыхание узников как стоны, они обречены на смерть и уже не могут возвысить своего голоса. А могут изливать свою скорбь лишь в глубоких молчаливых воздыханиях. Эту плачевную ситуацию псалмопевец представляет и Божьему состраданию, и Божественной силе: «могуществом мышцы Твоей сохрани».

"Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили."

«Возврати в недро их поношение» – порази их внутри, до самого сердца, смири их и приведи к покаянию. Это звучит как пророчество, которое имеет ту же сущность, что и молитва Еноха о том, чтобы Бог обличил нечестивых во всех жестоких словах, которые произносили на Него (Иуда 15).

"А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе."

«…благодарить будем Тебя всегда, вечно рассказывать будем о славе Твоей» – говорит перевод еврейского текста.

Заявление вытекает из готовности народа Божьего славить Его. Такое можно воспевать во времена, когда церковь покоится в мире и процветает, а овец Божиих не попирают и не уничтожают.

А в день, когда гонят и пожирают, в самые трудные времена, готовность вознести свои восхваления к Богу и ободрить свою веру в Нём, как в небесном Покровителе – это увереность в том, что будет избавление, которого они желают.

Это – зрелая духовная позиция и, возможно, пророческий «намёк» на создание новой церкви.
Ведь если разбираться по мирским понятиям, то кто вызвал ненависть язычников, как не сами евреи? А сами забыли свою жестокость к соседним народам, которая якобы всегда соответствовала воле Божией?

В мире сём евреи ничего не смогут изменить: какими бы они ни были, мир будет подсознательно, но всё сильнее сознавать, что Израиль не выполняет своего предназначения как Божьего народа. Ведь «Исраэль» значит «прямо к Творцу» (яшар-Эль).

На духовном уровне народы хотят от евреев лишь одного: «отработать» канал связи с Творцом. В этом их долг и перед Богом, и перед миром. Согласно программе творения, они должны открыть всем свет, возвращающий к Источнику.
И в этом – духовный смысл антисемитизма. По сути, антисемитизм – отрицательное отношение к тому, что евреи делают в этом мире, и побуждение их к выполнению предначертаной им духовной роли. И ненависть к ним будет только расти, вплоть до катастрофических масштабов, ведь они не делают того, что должны делать, и вместо того, чтобы в связи с Создателем проложить свету путь в мир, они «создают пробку», перекрывают канал, ставят барьеры.

Представляется, что призыв народа Божия к следованию по предначертанному пути, молитва за благословение и милость Божию – это есть существо послания.
Можно только добавить, что прежняя миссия народа Божия теперь явлена в миссии Церкви Христовой.

На уровне духовных процессов образы псалма, соотнесённые с историческими событиями и пророчествами, говорят о разрушительном вторжении самолюбия и гордыни, которое без водительства Божия заканчивается поклонением идолам, разрушением храма души и полным опустошением, или узничеством в темнице эгоизма, либо смертью духовной.
Как из этого выйти через веру и исправление с упованием на милость Господа – в этом направленность послания Асафа. 


Рецензии