Медовый Спас...
14 августа – Медовый Спас!
День народного календаря у славян, начало сбора меда…
Спас - делай в зиму запас: три Спаса в августе - медовый (14 августа),
яблочный (19 августа), ореховый (29 августа).
* * *
К этому сроку на домашней пасеке откачивали мед.
- Ты ножи-то чаще меняй, чаще! А то соты мять станут... – поучает меня, подростка, местный пасечник дед Павел. – В горячую воду их опускай, в кринке налита, пусть греются. Тогда и по воску пойдут мягко…
- Да вот же кринка! - серчает он на нерасторопного помощника. – На столике у ящика, под носом! Теплый нож взял, холодный оставил...
Обрезаю, меняя ножи, «чарки» - тонкую пленку воска, нанесенную пчелами на медовую рамку, «запечатывая» ее на зиму. Да вот тщетны их старания: отбираем зрелый мед из магазинов – специальных надставок с рамками на ульях. Медовый Спас на дворе !
«Распечатывая» рамки, срезая восковую пленку и освобождая в сотах густой и теплый мед, передаю подготовленную рамку пасечнику, а тот ставит ее в медогонку, подготовленную по такому случаю в пчельнике.
- Медовый Спас – дело святое!- рассуждает меж тем дед Павел, ловко обращаясь с рамками. - Бывало, еще отец сказывал, самые полные медовые соты носили в церковь на освящение. Такой мед – от всех бед,не портится сто лет! Ну и, конечно, часть освещенного меда – в благодарность батюшке… По черпачку свежечка, как принято, - соседу справа и соседу слева, пусть не обижаются на пчеловода! Стакан-два ребятне деревенской наливают в блюдце. Пусть макают хлебушком сладость...Праздник! Да и традиция!
Под говорок деда кручу рукоять медогонки – тоже особое умение нужно.
Без рывков, плавно наращивать скорость, уметь вовремя притормозить и остановить вращение. Дед Павел вынимает, осматривая, рамки, поворачивает их к стенкам медогонки другой, еще медовой, стороной. Вновь плавно наращиваю обороты - медогонка заметно тяжелеет…
- Вот и я тоже, - признает дед, - по баночке уважаемым людям села в этот день непременно жалую - председателю колхоза, директору школы, фельдшеру...Да и соседям, неимущим, детям - всем хватит, если лето удалось - сады распускались вовремя, без холодов, липа цвела с нектаром...
Тут уж не скупись, пасечник, лови удачу! И шуметь в этот день не принято – пчел спугнуть можно, на следующий год заленятся работать.
Ты по медогонке примечай, - поучает меж тем дед. – Как рамки начнут мед внизу задевать – стоп, сливать пора! Ровно ведро будет...
Из дымаря вьется легкий дымок тлеющего гнилья, своевременно заготовленного – заботливо наколотого в лесу от хвойного пенька и подсушенного на солнышке в саду у пчельника.
Дед Павел – в сетке на голове, в белой холстинной рубахе и таких же брюках, повязанных по рукавам и щиколодкам ног тесемками, достает из ящичка гусиное перо и рамочную стамеску – будем проверять выставленные на ульи магазины, заглянем, оценивая силу семьи, в пчелиные гнезда. Такой же наряд и на мне, подмастерье пасечника. Не укрыты лишь руки – здесь укусы, случись такое, переносить легче – глаза, как у некоторых, не опухают…
Ульев на пасеке восемь, из них всего три сильные. Еще три – так себе, а два совсем слабые, на них и магазины не ставили – дай бог себе на зиму корма заготовят! Ослабли ульи из-за роений, которых мы с дедом не уследили...
Осмотр пасеки начинали со слабых ульев, которые без магазинов. Сняв с улья крышку и отогнув холстик, сразу попадаем в гнездо. Стамеской сдвигаю с места уже приклеенную пчелами на зимовку рамку, аккуратно поднимаю ее над ульем, осматривая с двух сторон. Дед Павел дымарем окуривает пчел, сгоняя их с рамки. Здесь, на крайней, и пчел-то почти нет – слабый улей. Обычно, поднимая холстик с одной стороны улья, подсчитываешь, сколько «проулков» занято пчелами: чем больше – тем сильнее семья. В этом обжиты всего четыре «проулка»: маловато,но детвы на средних по центру рамках заложено щедро – почти полностью, без просветов. На кормовых рамках и медок есть, работают! Значит, мать крепкая и улей можно оставлять на зимовку.
- Вот у кого порядок, так это у пчел! - убежденно поясняет пасечник.- Только на свет появилась, а уже знает, что ей и когда делать: то в няньках сидит, то в уборщиках, в сторожах. Потом становится рабочей пчелой и трудится, пока крылья не сносит... А куда и когда за медом лететь – разведчики скажут: вернутся в улей, сядут на прилетную доску и танцуют. По их танцу пчелы понимают, куда лететь нужно и велик ли там взяток. Нужную бригаду сборщиков и формируют.
Трутни – те да, вроде как в улье бездельники. С маткой облет за сезон сделают, да и жируют до осени, заготовленный мед поедая. Но и пчелы с ними не цацкаются: осенью крылья откусят, да и выталкивают из улья – ползи, на зиму глядя, куда хочешь...
Второй из слабых ульев совсем плох – пчел мало и детвы практически нет: не жилец, в зиму оставлять резона нет, мать, видимо, погибла... Вариантов тут два – или усиливать улей, добавляя рамки с детвой и пчел из сильного улья, либо подсаживать к ним новую матку – может, до холодов и выправятся.
А теперь главное на сегодня – что там у нас в магазинах? Средние и сильные ульи радуют: рамки в магазинах беленькие и тяжелые, запечатаны сплошь.Тут и дымить резона нет – пчелы на них не держатся, все подготовлено в зиму. Забираем запас, отставляя рамки в переносной ящик. Заглядываем в гнездо сверху – там тоже порядок, пчел много, работают дружно, на нас и внимания не обращают.
Дед, намолчавшийся за день, вновь рассуждает, осматривая рамки:
- Ты говоришь, Спас - что тут такого? Ан, нет, Медовый Спас – день особый. По нему примечают, каким год будет: если дождь идет – лето холодное жди, а вот солнышко в небе – к теплышку!В этот день заканчивается лето и начинается осень - пора дождей...
- Да, кстати, старики говорили,- вспоминает он через минуту, - если в Спас подать нищему в церкви мед или деньги, то все грехи прощены будут... Но это, я так думаю, вряд ли! – философски закончил он.
Откачав из магазинных рамок мед, вновь выставим их в улей до утра – на просушку. За ночь все соты пчелы подчистят насухо. Можно будет снимать магазин и убирать сухие рамки в зиму, до будущего медосбора!
* * *
...Где тот будущий медосбор, та пасека? Где пасечник дед Павел, председатель колхоза, директор школы, соседи справа и слева? Где сама та, послевоенная и еще советская, деревенька,о которой, как и раньше, напоминают лишь развалины церкви? А ее новь - появившиеся на месте прежних, пусть неказистых, но таких привычных и родных изб, расписные хоромы горожан- дачников, - не в счет: не хозяева земли русской, - пользователи...
Но Медовый Спас, как и сотни лет до этого, все еще к нам заходит. Да вот многие ли о нем помнят, а тем паче его чтут?
Фото из интернета
Свидетельство о публикации №220081400558
Вернулась на Вашу страничку и с большим удовольствием прочитала про Медовый Спас...
Тепло написано, очень тепло!
Со знанием дела!
И диалоги, такие живые...
Так хорошо сейчас представился это неспешный говорок деда...
Так вроде бы немногословно, но так содержательно...
- Медовый Спас – дело святое!
Бывало, еще отец сказывал, самые полные медовые соты носили в церковь на освящение. Такой мед – от всех бед,не портится сто лет!
Ну и, конечно, часть освещенного меда – в благодарность батюшке…
По черпачку свежечка, как принято, - соседу справа и соседу слева, пусть не обижаются на пчеловода!
Стакан-два ребятне деревенской наливают в блюдце. Пусть макают хлебушком сладость...
Праздник! Да и традиция!
И шуметь в этот день не принято – пчел спугнуть можно.....
Вот у кого порядок, так это у пчел! Только на свет появилась, а уже знает, что ей и когда делать...
Замечательно написано!
Читаю, и невольно перенеслась мыслями в своё детство...
Соседи наши всю жизнь пасеку держат, ещё отец мой маленький был, а пасека у них уже была.
И всё именно так, как вы описываете, Володя!
И рамки, и ножи, и ульи, и тишина, и щедрое угощение соседям.
Помню, что когда мёд гнали, всех соседей предупреждали дома сидеть.
Пчёлы злые в эти дни)))
Зато потом - полный таз медовых сот в подарок!
И сам мёд - тягучий, прозрачный, ароматный...
ВКУСНЫЙ!!!
"Чарки" у нас забрусом называют, или ещё печаткой)))
Он тоже вкусный и очень полезный.
В избе у соседей, в дальнем углу до сих пор стоит большой сундук.
В нём хранятся медовые рамки.
Когда крышку открывают, то передать невозможно этот божественный сладковато-древесный аромат!
Весь сундук им насквозь пропитан!
И такая благодать в этом запахе...
Помню мне, маленькой девочке, под подушку бабушка клала холщовую тряпочку, пропитанную прополисом...
Зачем - не знаю)))
Но запах этот до сих пор очень люблю...
Спасибо Вам, Володя, за чудесный рассказ!
Столько тёплых воспоминаний нахлынуло после прочтения...
Вы правы :
"Где тот будущий медосбор, та пасека? Где пасечник дед Павел, председатель колхоза, директор школы, соседи справа и слева? Где сама та, послевоенная и еще советская, деревенька,о которой, как и раньше, напоминают лишь развалины церкви? А ее новь - появившиеся на месте прежних, пусть неказистых, но таких привычных и родных изб, расписные хоромы горожан- дачников, - не в счет: не хозяева земли русской, - пользователи...
Но Медовый Спас, как и сотни лет до этого, все еще к нам заходит. Да вот многие ли о нем помнят, а тем паче его чтут?"
Уходят в прошлое и деревенская жизнь и прежние традиционные празднования Спасов...
Спасибо, что Ваши рассказы возвращают в эти светлые Праздники, светлые воспоминания, светлые мысли...
Благодарю за Ваше творчество, Володя!
С самыми добрыми пожеланиями сохранять в своих произведениях эту удивительную, уже уходящую, но всё равно такую душевную теплоту простой и понятной человеческой жизни...
И.Рэйн
Ирина Рэйн 06.10.2020 14:23 Заявить о нарушении
Отзыв Ваш- что майский сад:
Все цветет, благоухает
И в душе незримо тает...
А подушка и прополис -
В детство дарованный полис:
Он, как таз медовых сот, -
Сласть во рту на целый год!
С признательностью,
теплом и добром - Володя
Владимир Федулов 06.10.2020 21:24 Заявить о нарушении
Спасибо, Володя!
И.Р.
Ирина Рэйн 07.10.2020 16:53 Заявить о нарушении