Сад камней или разговор о пустяках

                В траве карельской
                каменного сада
                не видно суеты,
               
                лишь тень японской бабочки
                мелькнёт на листьях книги.
               
                Владимир Мальцевъ.




- Отчего ты задумчива?
- Да так, пустяки. В главном всё неизменно.
- Мелочи тоже бывают важными. Расскажи.
- В городе появился необычный Сад. Жители судачат. Одни гордятся им, называя местной достопримечательностью, другие усмехаются: «Нонсенс».
- А ты?
- Раньше посмеивалась, но чем больше узнавала его, глубже вникала в суть, тем интереснее становилось. Сад камней получился привлекательным.

- У Японии с Карелией оказывается есть точки соприкосновения. Какие?
- Для японцев, живущих среди гор, камни всегда имели особое значение. Их скопления с древности считались священным местом. В Карелии тоже немало уникальных уголков, сакральных мест силы: «Бесовы следки», Залавруга, Ерпин Пудас. Здесь можно прикоснуться к вечности.

- Как давно появились первые философские сады?
- Японский карэсансуй или сэкитэй («сухой пейзаж») "расцвёл" в период Муромати (14 век). Древняя наскальная живопись Карелии старше египетских пирамид на 2 тысячи лет. Не сад, но мастерская художника - точно.
- Не потому ли она сохранилась, что находилась в глуши, вдали от цивилизации?
- Скорей всего. Учёные пытаются сохранить письмена.
- Кто открыл беломорские петроглифы?
- Александр Линевский - археолог и писатель. Расшифровав наскальные рисунки, он подарил миру повесть о жизни людей времён неолита - «Листы каменной книги». Сад камней назвали также. Мне нравится это созвучие, хотя споры не умолкают.

- Для чего создавался сэкитэй?
- Первоначально для медитации даосских монахов. Уединившись, они созерцали гармонию мира, ощущая невозможность его постижения. Сэкитэй по-прежнему приглашает к размышлению, помогая уйти от мирской суеты. Его роль изначальна.

- В чём идея карельского сада?
- Мир природы - это упорядоченное, гармоничное целое.
- Сколько камней должно быть в философском саду?
- Нечётное количество. Не хаотично расположенные, а в определённой системе. Светлые олицетворяют мужскую силу, тёмные - женское начало. Вертикально стоящих, меньше, чем горизонтально лежащих, что говорит о гармонии. Камни обязательно из одной местности. Они не противостоят, а дополняют друг друга.
- Интересно, откуда привезли карельские валуны?
- Из Прионежья.

- Зачем японцы дополняют композиции песком, галькой?
- Камни сада — острова блаженных бессмертных. В восточной мифологии — это образ рая. Песок символизирует воду. Японцы, расчёсывая гальку, создают образ бескрайнего моря. Прямые гребни — море спокойное, волны или круги — бушующее.

- Пришла мысль, ведь они могут изменять рисунок по настроению.
 Почему Листы каменной книги не засыпаны галькой?
- А зачем? Трава и есть живое море. Ветер колышет зелень: шторм или штиль.
Можно прогуляться босиком, внимательно рассмотреть «острова». Дети взбираются на каменные глыбы, смеются, играют.
- Карелы по-своему понимают слово медитация.

- Изучая фотографии, разглядела на валунах рисунки, созданные самой природой.
Лебедь раскинул крылья — символ чистоты и благородства;
волк — свирепость и храбрость (познание через опыт);
бык — сила и власть, мощь стихийных сил природы;
рыба — символ мудрости.
Думаю, что посетители увидят на камнях разные изображения. Рисунки, выбитые местными художниками, прекрасны.
Ящерица — проворная и неуловимая;
змея — символ жизни и смерти, добра и зла;
каменные цветы, морские волны, есть изображение инопланетянина, что говорит о загадочности края.
Ты знаешь, Карелия - место легендарной Гипербореи, праматери всей мировой культуры? По высказываниям древних историков гиперборейцы — народ близкий к богам.

- Карелы. Японцы. Какие они?
- Японцы - спокойные и закрытые, но в то же время открытые миру, доброжелательные.
Карелы - спокойные и закрытые, неспешные, но одновременно быстрые и тоже открытые миру. В чём разница?

- С чем у тебя ассоциируется образ Японии?
- Не думала..., может с бабочкой.

Над чащей лесной
В синеве бескрайнего неба
бабочки вьются

или

Одна бабочка -
ей достанется вся лазурь
над снежным пиком…
     (Кавабата Бося — поэт хайку начала 20 века, послушник буддийского монастыря)

Бабочки
Позади, впереди… Женщина
Идёт по тропе
                (Тиёдзё)
- Красиво.

«Взмах крыла бабочки на одном берегу океана может вызвать цунами на другом берегу»  (японская пословица)
- Мудро.

- Когда я думаю о Карелии, то представляю её богатства: воду и лес.
Вода всему госпожа: воды и огонь боится.
В Карелии воды хоть упейся, камней хоть убейся.
Вода с водой — не гора с горой: сольются.
Свои поля ласковее, свои леса милее.
Дерево согнётся, а его мысль нет.

- Разговор получился далеко не о пустяках.
- Думаю, Сад камней приживётся в Карелии и даже окажется востребованным.

В стороне былинной Севера
берега "ветвятся" шхерами,
разговор прибоя пенного,
разнотравье, рунопение.

Лес спокоен, улыбается,
шелестит зелёным «бархатом».
Облака плывут, растаяли,
а над ними птицы стаями.

Исполины вязы Зареки
обнялись, листва - мозаика
превратила небо в «шахматы»,
появился отблеск матовый.

На ковре цветочном, тоненьком
Сад камней безмолвно «топчется»,
как дитя любви наивное,
неумелое, пытливое.

Чужеродный. Смотрит искоса,
но невольно веришь истине:
в аскетизме Дзэн изысканность
и духовное развитие.


Рецензии