Сад камней или разговор о пустяках

                В траве карельской
                каменного сада
                не видно суеты,
               
                лишь тень японской бабочки
                мелькнёт на листьях книги.
               
                Владимир Мальцевъ.




- Отчего ты задумчива?
- Да так, пустяки. В главном всё неизменно.
- Мелочи тоже бывают важными. Расскажи.
- В городе появился необычный сад. Жители судачат. Одни гордятся им, называя местной достопримечательностью, другие усмехаются: «Нонсенс».
- А ты?
- Раньше посмеивалась, но чем больше узнавала его, глубже вникала в суть, тем интереснее становилось. Сад камней получился привлекательным.

- У Японии с Карелией оказывается есть точки соприкосновения. Какие?
- Для японцев, живущих среди гор, камни всегда имели особое значение. Их скопления с древности считались священным местом. В Карелии тоже немало уникальных уголков, сакральных мест силы: «Бесовы следки», Залавруга, Ерпин Пудас. Здесь можно прикоснуться к вечности.

- Как давно появились первые философские сады?
- Японский карэсансуй или сэкитэй («сухой пейзаж») "расцвёл" в период Муромати (14 век). Древняя наскальная живопись Карелии старше египетских пирамид на 2 тысячи лет. Не сад, но мастерская художника - точно.
- Не потому ли она сохранилась, что находилась в глуши, вдали от цивилизации?
- Скорей всего. Учёные пытаются сохранить письмена.
- Кто открыл беломорские петроглифы?
- Александр Линевский - археолог и писатель. Расшифровав наскальные рисунки, он подарил миру повесть о жизни людей времён неолита - «Листы каменной книги». Сад камней назвали также. Мне нравится это созвучие, хотя споры не умолкают.

- Для чего создавался сэкитэй?
- Первоначально для медитации даосских монахов. Уединившись, они созерцали гармонию мира, ощущая невозможность его постижения. Сэкитэй по-прежнему приглашает к размышлению, помогая уйти от мирской суеты. Его роль изначальна.

- В чём идея карельского сада?
- Мир природы - это упорядоченное, гармоничное целое.
- Сколько камней должно быть в философском саду?
- Нечётное количество. Не хаотично расположенные, а в определённой системе. Светлые олицетворяют мужскую силу, тёмные - женское начало. Вертикально стоящих, меньше, чем горизонтально лежащих, что говорит о гармонии. Камни обязательно из одной местности. Они не противостоят, а дополняют друг друга.
- Интересно, откуда привезли карельские валуны?
- Из Прионежья.

- Зачем японцы дополняют композиции песком, галькой?
- Камни сада — острова блаженных бессмертных. В восточной мифологии — это образ рая. Песок символизирует воду. Японцы, расчёсывая гальку, создают образ бескрайнего моря. Прямые гребни — море спокойное, волны или круги — бушующее.

- Пришла мысль, ведь они могут изменять рисунок по настроению.
 Почему Листы каменной книги не засыпаны галькой?
- А зачем? Трава и есть живое море. Ветер колышет зелень: шторм или штиль.
Можно прогуляться босиком, внимательно рассмотреть «острова». Дети взбираются на каменные глыбы, смеются, играют.
- Карелы по-своему понимают слово медитация.

- Изучая фотографии, разглядела на валунах рисунки, созданные самой природой.
Лебедь раскинул крылья — символ чистоты и благородства;
волк — свирепость и храбрость (познание через опыт);
бык — сила и власть, мощь стихийных сил природы;
рыба — символ мудрости.
Думаю, что посетители увидят на камнях разные изображения. Рисунки, выбитые местными художниками, прекрасны.
Ящерица — проворная и неуловимая;
змея — символ жизни и смерти, добра и зла;
каменные цветы, морские волны, есть изображение инопланетянина, что говорит о загадочности края.
Ты знаешь, Карелия - место легендарной Гипербореи, праматери всей мировой культуры? По высказываниям древних историков гиперборейцы — народ близкий к богам.

- Карелы. Японцы. Какие они?
- Японцы - спокойные и закрытые, но в то же время открытые миру, доброжелательные.
Карелы - спокойные и закрытые, неспешные, но одновременно быстрые и тоже открытые миру. В чём разница?

- С чем у тебя ассоциируется образ Японии?
- Не думала..., может с бабочкой.

Над чащей лесной
В синеве бескрайнего неба
бабочки вьются

или

Одна бабочка -
ей достанется вся лазурь
над снежным пиком…
     (Кавабата Бося — поэт хайку начала 20 века, послушник буддийского монастыря)

Бабочки
Позади, впереди… Женщина
Идёт по тропе
                (Тиёдзё)

«Взмах крыла бабочки на одном берегу океана может вызвать цунами на другом берегу»  (японская пословица)

- Когда я думаю о Карелии, то представляю её богатства: воду и лес.
Вода всему госпожа: воды и огонь боится.
В Карелии воды хоть упейся, камней хоть убейся.
Вода с водой — не гора с горой: сольются.
Свои поля ласковее, свои леса милее.
Дерево согнётся, а его мысль нет.

- Разговор получился далеко не о пустяках.
- Думаю, Сад камней приживётся в Карелии и даже окажется востребованным.

В стороне былинной Севера
берега "ветвятся" шхерами,
разговор прибоя пенного,
разнотравье, рунопение.

Лес спокоен, улыбается,
шелестит зелёным «бархатом».
Облака плывут, растаяли,
а над ними птицы стаями.

Исполины вязы Зареки
обнялись, листва - мозаика
превратила небо в «шахматы»,
появился отблеск матовый.

На ковре цветочном, тоненьком
Сад камней безмолвно «топчется»,
как дитя любви наивное,
неумелое, пытливое.

Чужеродный. Смотрит искоса,
но невольно веришь истине:
в аскетизме дзэн изысканность
и духовное развитие.


Рецензии