К юбилею Тани Чеботарь

Как иногда интересно складывается человеческая жизнь. Живешь себе, живешь, не думаешь слишком много о ком-то из прошлой жизни, и вот на тебе – встреча. Или реальная, или виртуальная.

У меня есть в реальных друзьях три землячки. С одной из них, своей соседкой на улице, мы жили в соседних домах и видели друг друга на дню много раз,  учились в параллельных классах, но за 16 лет перекинулись разве что десятком фраз. Почему, я даже не знаю. И хотя она была весьма симпатичной девчонкой, но не обращала на меня внимание, так как героем её школьного романа был другой мальчик с толстыми стеклами в очках.  С ним мы учились в одном классе, и о том, что они дружат, я не мог не знать.

А вот вторая землячка, тоже из нашего поселка, но на два года младше меня, не так часто попадалась мне на глаза, хотя не заметить самую высокую в её возрасте девчонку было невозможно.  Но так уж устроена психика у мальчишек, что они мало обращают внимание на девчонок младше себя. В этом я не исключение. В отличие от девочек, у тех часто бывают симпатии к мальчикам постарше.

А вот о третьей моей землячке, о которой и буду писать, я знал только теоретически в свои школьные годы.  Во-первых, она на целых три года младше меня, во-вторых, до 9 класса училась в школе соседнего поселка, где мой отец был директором школы, а её отец – завучем.  Конечно, я слышал в разговорах своих родителей эту фамилию, Чеботарь, так как завуч был еще и парторгом школы, знал, что у него есть дети. Но сколько,  кто такие, как зовут, меня не интересовало.  Но Таня хорошо знала моего отца еще до того времени, как пошла в школу.  Просто шарахающуюся по коридорам школы девочку лет пяти, которая искала своих родителей, мой отец заводил в свой кабинет директора, давал ей листы бумаги и карандаши, и предлагал заняться рисованием. Но это я узнал много позже, от самой героини моего нынешнего повествования.

А вот она видела меня в школьные годы. Однажды я приехал в их школу, где была очень хорошая спортивная площадка, участвовать вне зачета в соревнованиях по прыжкам в высоту. Я тогда учился в 10 классе, находился в хорошей спортивной форме, и наш учитель физкультуры Мизиш договорился с учителем физкультуры соседней школы Грибановым о моем участии, чтобы я мог выполнить второй разряд по прыжкам в высоту на официальных соревнованиях, а не на тренировке. Тогда мне можно было присвоить спортивный разряд.

Как и в нашей школе, эти соревнования приурачивались  к Дню пионерии, 19 мая, и собирали большое количество участников и еще больше зрителей.  Вот тогда Таня и увидела меня, как сама призналась. И даже запомнила фразу, которую бросила её одноклассница, глядя на меня, готовившегося преодолеть рекордную для себя высоту: «Ведь достанется кому-то».

С тех пор прошло очень много лет.  И появившийся в нашей стране сайт «Одноклассники», который стал пользоваться большой популярностью, свел нас четверых. Нет, друзей в Одноклассниках у меня много, но вот из числа земляков, которых связывает общее прошлое, родные места, школа, школьные воспоминания, которые со мной регулярно на связи, трое – Вера Малинина, Галя Коршунова и Таня Чеботарь. Всех я называю по девичьим фамилиям, хотя они уже долгие годы носят другие. Увы, у всех мужья уже ушли в мир иной.

Вера Малинина после нашей встречи на сайте уже несколько раз приезжала к нам в гости, я три года назад был у неё в Питере.  Галя Коршунова однажды приехала из далекого Хабаровска ко мне на 70-летний юбилей вместе с Верой. А вот с Таней мы не виделись очень-очень долго. Я думал, что еще со школьных лет, но она написала, что однажды приходила ко мне за помощью, когда я работал заместителем заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома, видела меня издалека в коридоре, но не решилась зайти в кабинет.  Опять получилось так, что она меня видела, а я её нет.

Поэтому мои впечатления о Тане будут несколько однобокими,  хотя я не скажу, что виртуальными.  Связали нас вначале наши воспоминания о родителях и школе. Таня написала, как моя мама угощала их домашними булочками, когда услышала, как болят желудки у девчонок, приезжавших на уроки из другого поселка.  У нас с Таней есть земляк, Саша Урванцев, который со школьных лет писал стихи, издал несколько томиков со стихами, ставший известным хабаровским поэтом, членом Союза писателей России.  Мы с ним нашли друг друга именно в «Одноклассниках». Я знал о его творчестве, читал стихи. Он подарил мне книгу «Амурская мозаика», большой фотоальбом, но с описанием Амура и его берегов, городов на Амурских берегах. В этой книге, выпущенной фотожурналистом газеты «Известия»  Владимиром Кузнецовым, много стихов моего земляка, а также других поэтов, включая Римму Казакову.  Я в ответ послал ему свои воспоминания, к этому времени в электронном варианте. Прочитав их, он решил, что у меня неплохой язык, и предложил написать воспоминания о моем отце для альманаха, который он планировал издать к 150-летию наших поселков на севере Хабаровского края.  И попросил найти еще желающих написать такие воспоминания о жизни в нашей глубинке.

Первое оказалось просто, у меня в воспоминаниях есть отдельная глава о своем отце. А вот со вторым труднее,  и лишь со временем нашлись люди, которые написали о своих впечатлениях о малой родине.

Именно таким человеком оказалась Таня Чеботарь.  Она написала замечательный рассказ о своем родном поселке – Оглонги, о живущих в нем людях. Но больше всего написала о своем отце, участнике Великой отечественной войны, штурмане пикирующего бомбардировщика, ставшего учителем в Оглонгинской семилетней школе, которая позже стала восьмилеткой.  Она вначале попросила прислать ей то, что написал я о своем отце, показала мой материал своему знакомому, профессиональному редактору, тот в целом мое повествование оценил положительно, к тому же написал Тане, что у меня есть кое-какие способности, чтобы писать короткие рассказы.  Таня сообщила его мнение мне, и тем самым зародила у меня желание начать писать свои впечатления о людях, родным местах, событиях на Дальнем Востоке. Попытка оказалось не пыткой, первый блин не вышел комом. Сейчас у меня на литературном сайте Проза.ру  больше 1900 произведений, 60 тысяч читателей, в день прочитывают до 1200 моих произведений. И все это началось не без участия Тани, которой я безмерно благодарен.

Сама Таня могла бы стать хорошим писателем (себя я к таким не отношу), она очень начитанная, знает много, у неё сочный стиль изложения своих мыслей. Но у неё есть другое увлечение – она поет в вокальной группе своего города-курорта Анапы, где выступает в различных концертах. Так что живет полноценной жизнью.  А вот её дети остались на севере, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра. Дочь очень хорошо играет в биллиард, участвует в соревнованиях и имеет награды разных турниров.

У Тани сегодня юбилей, правда, я не знаю, кто будет у неё в гостях, кроме одной нашей землячки – Ольги Долговой, которая живет в соседнем доме. Оля сделала видео для юбилярши,  попросила меня сказать несколько слов на видеокамеру. Так что кроме письменного рассказа и пожелания, будет и звуковой, она сможет увидеть меня на видео. Недавно я послал Тане бандероль со своей очередной книгой в качестве подарка к её юбилею.   Хочу пожелать своей землячке продолжать жить такой же полноценной жизнью, не болеть, радоваться солнцу, морю, не забывать своих земляков и друзей.


Рецензии