Деревянное искусство лезгин
Производством красивых люлек, «чанахов» (деревянные корыта для тоста), сундуков, ларей славились лезгинские мастера обработки дерева Кубинского уезда, Самурского и Куьринского округов, изделия которых пользовались большим спросом. Цены на деревянные изделия в начале XX в. и накануне революции были довольно-таки высокие. За одно деревянное корыто — чанах платили пуд пшеницы или два пуда картошки, два пула ячменя; лари вместимостью в 500 кг стоили каждый 8 пудов пшеницы. Следует отметить, что мелкие деревянные изделия, производство которых носило потребительский характер, изготовлялись во многих лезгинских селениях. В то же время отдельные селения (Гиль, Пирал, Хаз-ра, Юхари-Яраг, Калук и некоторые другие) стали во второй половине XIX в. своеобразными центрами специализированных кустарных про мыслов, производившими изделия специально на рынок.
Техника обработки дерева у лезгин была довольно-таки сложная. Прежде всего выбирали дерево для рубки, делали заготовки и, если имелась возможность, на несколько суток замачивали их в воде. Затем заготовки привозили в мастерские, если изготовлялись крупные предметы, пли домой.
Вторичной и окончательной обработке заготовки подвергались уже па месте. Отдельные предметы, например деревянные ложки, вытачивались вручную, а более сложные вещи, такие, как чанахи,—при помощи токарного станка. Помимо токарного станка, инструментами служили разные резцы, несколько видов топоров, ножи, секач, тесак и т. д.
Отдельные предметы домашнего обихода украшались резьбой. У лез гин преимущественно встречались следующие виды резьбы по дереву: контурная, мелковыемчатая, плосковыемчатая, реже встречалась трехгранно-выемчатая резьба. Практиковалось также выжигание. Распространенными мотивами резьбы на деревянной утвари были геометрические, иногда растительные узоры.
Несмотря на художественное совершенство многих изделий из дерева, они почти не были предметом вывоза за пределы лезгинской территории. Это объясняется главным образом тем, что обработка дерева была распространена почти у всех народов Кавказа. Прекрасные образцы деревянных изделий встречаются.
Э. В. Кильчевская, А. С. Иванов указывают: «Резьбой по дереву занимались повсюду, и почти в каждом селении имелись свои резчики... При резьбе по дереву у дагестанских горцев, так же как и у соседних народов Центрального Кавказа (Осетии, Сванетии, Грузии, Кахотии), как правило, применялся геометрический орнамент в виде всевозможных звезд, розеток, треугольников, кругов, колец и прочих мотивов, ведущих свое начало от древних солярных культов» 8. Г. А. Сергеева, изучая орнаменты резьбы по дереву у арчинцев, отметила, что характерными моги вами резьбы по деревянной утвари являются солярные изображения, геометрические (реже — растительные) узоры
Лезгинский орнамент на деревянных ларях весьма также является архаическим. Кроме того, древние орнаменты можно наблюдать на деревянных архитектурных деталях (наличниках окон и дверей, на капителях колонн интерьера и балконов, консолях карнизов лезгинских домов). «Для резного дерева табасаранцев и соседних лезгинских районов,— пишут Э. В. Кильчевская и А. С. Иванов,— характерен очень своеобразный орнамент в виде плетенки, с включением в него розеток с изображением солнца»
Сырьем для плетеных изделий служили тонкие прутья (ч1велер). Из древесного дуба и прутьев ч1велер жители высокогорной полосы изготовляли «канду» (сосуды для хранения зерна, муки высотой в 1,5—2 м, в диаметре 60—80 см), большие плетеные корзины для перевозки корма для скота, плетеные сапетки для ульев и т. д. Лезгины равнинных и предгорных районов для плетения использовали ветки каштановых, ореховых пли дубовых деревьев.
Сосуды для хранения зерна, сапетки для ульев сверху обмазывались глиной, смешанной с пометом. Искусство плетения у лезгин имеет, вероятно, очень древнее происхождение, о чем в первую очередь можно судить по названиям (терминологии) производимых изделий. Достаточно сказать, например, что большие плетеные корзины для перевозки сена к каждом лезгинском селении имеют свое собственное наименование. Обращает на себя внимание, что на территории лезгин в XIX в. не было ни одного селения, жители которого не занимались бы плетением.
P/S Важно знать. Деревянная утварь, изделия для дома не выбрасывались никогда. Их чинили и передавали из поколения в поколение. Это была не просто традиционная утварь и изделия обихода, а качественные, экологически чистые и красивые вещи. Потому мастера были чрезвычайно искусны и изготавливали изделия на века.
На фото: в Национальном музее РД особое место среди экспонатов занимает деревянная стена-перегородка. Она являлась важным элементом внутренней архитектуры горского жилища, разделяла «кунацкую» от хозяйственной части помещения. Стена покрыта несимметричным орнаментом, элементы которого восходят к глубокой древности. Этим узорам придают особое значение, они — обереги, предназначенные для защиты дома от дурного глаза. Стена, помимо прочего, служила еще и домовой книгой. В центре вырезался т. н. столб рода, на котором делались отметки с указанием даты рождения и смерти членов семьи.
Свидетельство о публикации №220081400815