Деревянное искусство лезгин

Повсеместное распространение у лезгин прошлого получила обработка дерева: изготавливались диваны, стулья, люльки, разнообразная кухонная утварь (солонки, чесночные ступки, шумовки, поставцы, ложки и т.д.) чаще всего изделия из дерева украшались резьбой. Уникальны и деревянные колонны – столбы (корневые столбы) в интерьерах культовых и жилых помещений, отделанные резьбой с большим мастерством и украшенные орнаментом. Они занимали центральное место в доме, возможно первоначально столбы олицетворяли Древо жизни. В традиционном горском доме количество мебели было минимальным: диваны, лари, сундуки, скамьи, табуреты, детские люльки, которые украшались резьбой, также украшались и потолочные решетки, прялки, гребни для чесания шерсти, и т.д. Основной принадлежностью интерьера был деревянный диван, украшенный резным орнаментом. Почти в каждом доме можно было встретить деревянные лари для зерна, муки, лицевая часть их была покрыта резьбой. Разнообразная деревянная посуда украшалась традиционным резным орнаментом. Особое место среди бытовой утвари занимают поставцы – изысканностью, красотой и разнообразием форм и резного орнамента.

Производством красивых люлек, «чанахов» (деревянные корыта для тоста), сундуков, ларей славились лезгинские мастера обработки дерева Кубинского уезда, Самурского и Куьринского округов, изделия которых пользо­вались большим спросом. Цены на деревянные изделия в начале XX в. и накануне революции были довольно-таки высокие. За одно деревянное корыто — чанах платили пуд пшеницы или два пуда картошки, два пу­ла ячменя; лари вместимостью в 500 кг стоили каждый 8 пудов пшени­цы. Следует отметить, что мелкие деревянные изделия, производство ко­торых носило потребительский характер, изготовлялись во многих лез­гинских селениях. В то же время отдельные селения (Гиль, Пирал, Хаз-ра, Юхари-Яраг, Калук и некоторые другие) стали во второй половине XIX в. своеобразными центрами специализированных кустарных про мыслов, производившими изделия специально на рынок.

Техника обработки дерева у лезгин была довольно-таки сложная. Прежде всего выбирали дерево для рубки, делали заготовки и, если име­лась возможность, на несколько суток замачивали их в воде. Затем заго­товки привозили в мастерские, если изготовлялись крупные предметы, пли домой.

Вторичной и окончательной обработке заготовки подвергались уже па месте. Отдельные предметы, например деревянные ложки, вытачивались вручную, а более сложные вещи, такие, как чанахи,—при помощи то­карного станка. Помимо токарного станка, инструментами служили разные резцы, несколько видов топоров, ножи, секач, тесак и т. д.

Отдельные предметы домашнего обихода украшались резьбой. У лез гин преимущественно встречались следующие виды резьбы по дереву: контурная, мелковыемчатая, плосковыемчатая, реже встречалась трех­гранно-выемчатая резьба. Практиковалось также выжигание. Распространенными мотивами резьбы на деревянной утвари были геометричес­кие, иногда растительные узоры.

Несмотря на художественное совершенство многих изделий из дере­ва, они почти не были предметом вывоза за пределы лезгинской территории. Это объясняется главным образом тем, что обработка дерева была распространена почти у всех народов Кавказа. Прекрасные образцы деревянных изделий встречаются.

Э. В. Кильчевская, А. С. Иванов указывают: «Резьбой по дереву занимались повсюду, и почти в каждом селении имелись свои резчики... При резьбе по дереву у дагестанских горцев, так же как и у соседних народов Центрального Кавказа (Осетии, Сванетии, Грузии, Кахотии), как правило, применялся геометрический орнамент в виде всевозможных звезд, розеток, треугольников, кругов, колец и прочих мотивов, ведущих свое начало от древних солярных культов» 8. Г. А. Сергеева, изучая орна­менты резьбы по дереву у арчинцев, отметила, что характерными моги вами резьбы по деревянной утвари являются солярные изображения, гео­метрические (реже — растительные) узоры

Лезгинский орнамент на деревянных ларях весьма также является архаическим. Кроме того, древние орнаменты можно наблюдать на деревянных архитектурных деталях (наличниках окон и дверей, на капителях колонн интерьера и балконов, консолях карнизов лезгинских домов). «Для резного дерева табасаранцев и соседних лезгинских районов,— пишут Э. В. Кильчевская и А. С. Иванов,— характерен очень своеобразный орнамент в виде плетенки, с включением в него розеток с изображением солнца»

Сырьем для плетеных изделий служили тонкие прутья (ч1велер). Из древесного дуба и прутьев ч1велер жители высокогорной полосы изго­товляли «канду» (сосуды для хранения зерна, муки высотой в 1,5—2 м, в диаметре 60—80 см), большие плетеные корзины для перевозки корма для скота, плетеные сапетки для ульев и т. д. Лезгины равнинных и предгорных районов для плетения использовали ветки каштановых, оре­ховых пли дубовых деревьев.

Сосуды для хранения зерна, сапетки для ульев сверху обмазывались глиной, смешанной с пометом. Искусство плетения у лезгин имеет, ве­роятно, очень древнее происхождение, о чем в первую очередь можно су­дить по названиям (терминологии) производимых изделий. Достаточно сказать, например, что большие плетеные корзины для перевозки сена к каждом лезгинском селении имеют свое собственное наименование. Обращает на себя внимание, что на территории лезгин в XIX в. не было ни одного селения, жители которого не занимались бы плетением.

P/S Важно знать. Деревянная утварь, изделия для дома не выбрасывались никогда. Их чинили и передавали из поколения в поколение. Это была не просто традиционная утварь и изделия обихода, а качественные, экологически чистые и красивые вещи. Потому мастера были чрезвычайно искусны и изготавливали изделия на века.

На фото: в Национальном музее РД особое место среди экспонатов занимает деревянная стена-перегородка. Она являлась важным элементом внутренней архитектуры горского жилища, разделяла «кунацкую» от хозяйственной части помещения. Стена покрыта несимметричным орнаментом, элементы которого восходят к глубокой древности. Этим узорам придают особое значение, они — обереги, предназначенные для защиты дома от дурного глаза. Стена, помимо прочего, служила еще и домовой книгой. В центре вырезался т. н. столб рода, на котором делались отметки с указанием даты рождения и смерти членов семьи.


Рецензии