Музыка из глубины серого шума

Спектакль «Бетховен».
Режиссер – Хуго Эриксен
Пьеса – Валерий Печейкин.
Актёр – Юрий Межевич.
Композитор – Андрей Бемогонов.
Театр «Практика» 15 мая 2020г. https://youtu.be/g0AQ3juNbE8
Спектакль Хуго Эриксена «Бетховен» обращает наше внимание на историю великого композитора и в этом обращении Эриксен предлагает нам выйти за рамки академического видения великого маэстро, проникнуть за формализм энциклопедических строчек музыковедения и раскрыть тайны мира, в котором творил великий Бетховен. В спектакле Эриксен подходит к воплощению образа Бетховена во вне - хронологическом формате, в котором промежуток между рождением и смертью - это пространство для воплощения и раскрытия мира великого композитора целью которого раскрытие тайны великой, непознанной планеты под названием Бетховен.
Процесс открытия этой планеты начинается с символической отправной точки познания, в которой молодой человек сдаёт некий экзамен по истории музыки и отвечает на вопросы экзаменационной комиссии о Бетховене. Через эту символическую точку Эриксен проводит линию раздела, которая виртуально зонирует пространство на две контрастные плоскости, ассоциирующиеся с двумя форматами восприятия. Один из них он символически заключает обезличенное сообщество безразличия, для которого имя Бетховен это академическая статья из хрестоматии по музыкальной литературе. В этой точке это сообщество вуалирует своё безразличие за стандартизированными экзаменационными вопросами, на которые они хотят получить заранее - запрограммированные ответы. По другую сторону линии раздела находится молодой человек для которого образ Бетховена ассоциируется с понятием музыка, в спектакле он некий прообраз творческой личности. В сюжетной линии спектакля пространства его образа расширяется, и он становится символическим проводником в следовании по пути нашего познания загадок планеты по имени Бетховен.
Это двух плоскостное видение находит своё расширение в образах людей окружения великого композитора, чьи лики находят своё воплощение в портретной галерее персонажей спектакля. Их силуэтные очертания кратковременно возникают перед нами из полумрака сцены, который символически ассоциируется с глубинами веков скрывающих образы этих людей. Появление этих персонажей создаёт момент раскрытия в виде небольшого эпизода жизни Бетховена или момента, в котором присутствие великого композитора  становится кульминационным моментом их жизни. Эти эпизоды, выполненные в этюдном формате, они создают сюжетообразующие точки сценических картин, контекст которых в спектакле раскрываются через сложный многомерный творческий тандем пластики образа и звука. Эта форма воплощения позволяет зрителю выполнить тонкую прорисовку образа на ассоциативном уровне и провести незримую временную линию связывающую творчество Бетховена и мировую историю.
Эриксен в спектакле нивелирует историческую пропасть времени в воплощении образа Бетховена и создаёт проекцию образа великого Бетховена в универсальной системе жизненных координат, которая универсально применима в раскрытии темы «Творца и общества». В центр этой системы он помещает Бетховена – человека, которому ниспослан дар свыше, он создатель музыки божественного происхождения заполняющей пространство, в котором он окружён людьми. В этой визуализированной модели мироздания, его взаимоотношения с людьми раскрываются через модель, в которой одной из определяющих компонентой является диалог в формате «Творец vs Власть».
В сюжетной линии истории Бетховена, его взаимоотношения с властными кругами раскрывается через многочисленные фрагменты истории, в которых мы видим этот диалог на разных этапах его творческого пути. В этих сценических этюдных зарисовках отчетливо видны лики современности, моменты нашей истории, которые совсем недавно были в фокусе нашего внимания, в них мы видим хорошо-узнаваемый паттерн взаимоотношений творца искусства с кругами власти предержащих, который не претерпел никаких претерпел и сегодня он точно скопирован с времен великого композитора. В истории Бетховена раскрытие этого паттерна есть все элементы, которые присущи всем эпохам с могущественными правителями, жаждущими прославления своего имени, но их остаются на страницах истории благодаря именам творцов вечного искусства, с которыми многие из нас олицетворяют эпоху.
В другой плоскости раскрытия взаимоотношений Бетховена и людей его времени Эриксен приподнимает вуаль, скрывающую от взора пространство, в котором мы видим картины существования во внутренней плоскости мира искусства. В них великий композитор общается другими творцами искусства его времени в этой сюжетной плоскости Эриксен извлекает образы других творцов искусства со страниц академических фолиантов и хрестоматий и воплощает их встречи с Бетховеном. В этих эпизодах мы видим противоречия и разногласия раздирающие мир индивидуальностей, в котором каждый из них живет в своём собственном мире. В эти эмоционально-насыщенные моменты мы открывает в их академических образах людей, чья парадигма жизни определена ниспосланным им даром, творить искусство. Раскрытие образа великого композитора в этих точках создаёт картину драмы жизни Бетховена, в которой он абсолютно беззащитен перед обществом и миром власти и полностью под властью музыки и она определяет его парадигму жизни.
В сценическом воплощении трагедии Бетховена, пространство его жизни наполнено звуками музыки и в нём Эриксен открывает нам невероятную трагедию Бетховена погружающегося в оглушающую тишину беззвучия. В этой драматичной точке его жизни отчетливо проявляется божественное происхождение дара творить музыку, который открывает в нём сверхъестественные пути создания музыки, которые позволяют ему создать великие музыкальные произведения во мраке мира серого шума. В спектакле «Бетховен» Хуго Эриксен на своём сценическом полотне через образ великого композитора открывают нам пути, которые позволяет нам познать внутренний мир человека творящего искусство через его абсолютное самопожертвование ради возможности нести плоды этого божественного дара людям.


Рецензии