Тогда и приидет враг...

Эпизод повести "Во граде Опочка"

Без креста на шее,
без Христа в душе...
Новые злодеи
старых полишей.
Пропадай, Россия,
коли твой народ
сатанинской силе
славу воздаёт!


По деревянной городской лестнице да по настилу Большой Спасской*, да по Приваловскому переулку*, да по безымянному заулку тесному прошли мы к своей обители. Клеть** тайного дозора стояла как бы в тени караульной избы, почти впритык к забору воеводского подворья. Для пущей маскировки у клети взращен был не один куст колючего шиповника. И были эти разросшиеся кусты, перекинувшие  аж на кровлю ветки свои, во множестве душистых розовых цветов и с раннего утра гудели множеством пчел…
Завтракали мы в своей клети, усевшись за дубовой столешницей. Федор сказал мне:
- Что там у тебя, повеждь.
- А не лучше ли с глазу на глаз? - спросил я.
- Тут все свои.
Я рассказал о нечаянно подслушанном мной разговоре. Никто ни разу не перебил меня ни словом. Эти ребята умели слушать. К моему удивлению Федор никак не прокомментировал мое сообщение и остался совершенно равнодушен (по крайней мере внешне). В повисшей тишине командир наш, прищурясь, спросил:
- Вот ответьте мне, друзи мои верные, внегда*** одолеет нас враг?
- Егда рак на горе свистнет, - сказал Ондрей.
- Егда пожрет синица орла, - сказал Бажен.
- Егда  камение всплывет со дна и поплывет по Велицей реце, - сказал Сергий.
- Егда почнет коза на белку лаять, - сказал Илья.
- Егда безумный уму научится, - сказал Мирон.
- А ты что в молчанку играешь? - спросил Федор меня.
- Когда богатый купец скажет: «Ша, больше сребра-злата мне не надобно, у меня богатества достаточно!» - сказал я.
- Ну, ты даешь! - рассмеялся Федор. - А ты — наш, Сань, точно. Без вещи.
- Без какой вещи?
- Без ошибки. Вещь — иначе рекут: ошибка.
- Да ну! Стало быть, коли я скажу: «У него полным-полно вещей». Сие надо понимать...
- У него полным-полно ошибок.
- Впервой слышу.
- Ну, какие твои годы, Сань. Еще не то услышишь и увидишь. А не хотите ли, друзи мои бесценные, услышать и мой ответ на сей вопрос?
- Хотим, батя! Скажи! - зашумели все.
- Тогда одолеет нас враг, внегда народ русций кресты нательные с себя посрывает и в прах дорожный  в сердцах  затопчет. И пойдет  далее без креста на шее и без Христа в душе. Тогда и приидет враг во всем могуществе своем на землю нашу и будет ею править по прихоти своей.
- Ты ровно пророк глаголишь, батя...
- Пророк — не пророк, а  с мудрым старцем в стольном Плескове-граде**** беседовал  —  не раз и не два  — на заре юности моей...
- Так ты — плескович, батя? - спросил я.
- Да, мы, почитай, все тут Плескова-града сыны, - усмехнулся Сергий. - И воевода, и посадник, и иже с ними.
- А мы — тутошние, - сказал Ондрей. – Мирон, Илья, Бажен...  Коложи-матушки дети.

Примечание.
*Большая Спасская, Приваловский переулок - улицы древней Опочки, начала 15 века.
**Клеть (древнерусск.) - скромный дом, далеко не хоромы.
***Внегда, егда (древнерусск.) - когда.
****Плесков - первоначальное название города Пскова.
На снимке - красивейшая старинная Знаменская церковь на озере Каменское, Опочецкий район. Молча вопиющая в скорби прошлого и наступившего веков о необходимости  приложениия строительных и реставрационных усилий...
См. так же на авторском блоге "Во граде Опочка"


Рецензии