Проблемы кейнсианства в Израиле

Яир Лапид, лидер израильской оппозиции, опубликовал программу преодоления экономического кризиса, вызванного эпидемией коронавируса, под названием "Пять шагов". Вот она:

"1. Создание карты всех доступных вакансий. Согласно данным центрального статистического бюро Израиля из последнего отчета, опубликованного в марте 2020 года, в стране не хватает тысяч продавцов, инженеров, разработчиков программного обеспечения, водителей, строителей и промышленных рабочих. Другими словами, наряду с высоким уровнем безработицы, существует нехватка рабочих рук во многих отраслях. Должен быть назначен ответственный за переобучение сотрудников для этих сфер, контроль за направлением туда рабочей силы и создание стимулов для переквалификации людей.

2. Создание широкомасштабного механизма переквалификации и профессиональной подготовки. Подобно датской модели (модель FlexCurity) люди будут проходить переподготовку и обучение, получая при этом полную зарплату. Лучшая программа, предложенная в этой сфере, — это программа Социально-экономического форума, разработанная по заказу президиума бизнес-сектора. Она говорит о 580 тысячах работников, которые пройдут обучение и переподготовку.

3. Крупные инвестиции в инфраструктуру и создание проектов BOT/ PPP с предпочтением местных поставщиков - ускорение реализации крупных транспортных, энергетических и коммуникационных проектов, таких как строительство «зеленых» электростанций, железная дорога до Кирьят-Шмоны, скоростной трамвай Хайфа-Нацерет, расширение шоссе 90, ускоренная прокладка оптоволоконной инфраструктуры, активизация плана строительства еще двух больниц в Беер-Шеве и Крайот.

4. Создание рабочих мест, связанных с корона-кризисом. Например, прием на работу 2500 эпидследователей в 35 исследовательских центрах отражен в разработанной нами программе борьбы с корона-кризисом из 8 пунктов. В то же время будет проведена профессиональная подготовка работников лабораторий из числа студентов, изучающих химию и биологию.

5. Инвестиции государства для привлечения рабочей силы в отрасли, важные для блага общества: медицину, педагогику, создание стимулов для начинающих учителей, а также улучшение качества ухода за малышами от года до трех в яслях."

Если отсеять второстепенное и временное (пункты 4 и 5), мы увидим, что это кейнсианская по сути программа - подъем экономики за счет масштабных инвестиций в инфраструктурные проекты. Такие программы оказались очень эффективными в 30-е годы прошлого века в таких странах как США и Германия. В США ее символами стали плотина Гувера и мост "Золотые ворота" в Сан-Франциско, а в Германии - общенациональный проект строительства автострад. В СССР было примерно то же самое, но я не буду рассуждать на эту тему во избежание гиперреакции части читателей.

Сталина и Гитлера можно обвинить в тоталитаризме, но Рузвельта в этом обвинить сложнее. Следует понимать, что национальные проекты резко увеличивают объем того, что на языке некоторых израильских блогеров называется "говноработами", и эффективны в единственном случае - если на этих работах работают граждане страны. Эти граждане переходят из категории безработных в категорию трудящихся, получают зарплату, свою зарплату тратят на приобретение потребительских товаров, производимых другими гражданами, и таким образом раскручивается маховик экономического роста. В случае, если рабочей силой на нацпроектах являются преимущественно иностранные рабочие, такое "кейнсианство" контрпродуктивно и даже вредно. Государство тратит огромные деньги на проекты из бюджета, увеличивая его дефицит, но эти деньги оседают в тех странах, из которых приезжают на работу гастарбайтеры, а свои граждане остаются безработными. Лучше для экономики было бы не затевать эти проекты вообще.

Программа переобучения и переподготовки сотен тысяч людей может быть эффективной только в одном случае - если параллельно будет осуществляться программа замещения трудящихся гастарбайтеров трудящимися израильтянами вплоть до полного отказа от труда гастарбайтеров. В противном случае переобучение тоже окажется напрасной тратой денег, потому что выпускники курсов не найдут после них работу, и единственными выигравшими окажутся преподаватели курсов. Основной массив реальных рабочих мест, которые могли бы занять безработные израильтяне, занят сейчас гастарбайтерами.

Те, кому не нравится перспектива массового выхода израильтян на "говноработы", должны понимать, что альтернативой здоровому кейнсианству является только экономический либерализм, смысл которого лучше всего выразил один выдающийся постсоветский менеджер и экономист словами: "Ну сдохнут 30 миллионов человек, не вписавшихся в рынок, ничего страшного".

Те, кто утверждает, что израильтяне никогда не выйдут на "говноработы" и предпочтут вместо этого уехать из страны, должны понимать, что мыслят категориями прошедшего времени. Уезжать некуда. Рынок труда везде резко сузился и сужается, и "чистые" рабочие места повсеместно берегут только "для своих". Страны, готовые массово принимать еврейских экономических беженцев из Израиля, отсутствуют. Поэтому нам придется независимо от нашего желания становиться нормальной страной, как другие страны от Дании до Южной Кореи, экономика которых держится в основном на труде рабочих и крестьян, а не креативного класса.

Надо называть вещи своими вещами и говорить с народом честно. Проблема в том, что политики в демократической стране боятся это делать.


Рецензии