Из книги Горький мёд. Продолжение 3

                ДРУЗЬЯ
В нашей жизни друзья были пожизненными. Их было немного, но навсегда. Своих мама передала  "по наследству" мне. У нас не было компании, не было регулярных встреч. Бывали периоды когда кто-то по тем или иным обстоятельствам проживал с нами, с другими жизнь разводила надолго. Наша дружба проявлялась в абсолютном понимании, доверии и глубоком уважении. Теперь, когда многих из друзей нестало, они продолжают жить в моей памяти, присутствуют в моей жизни.


Маруся Тимошенко была на 10 лет моложе мамы. Они познакомились на рабфаке. Между ними разница в 10 лет. Девочка из благополучной семьи и женщина с десятилетней дочкой. Они стали заниматься вместе. Потом вместе поступили в институт, были в одной группе, Когда маме дали комнату в институте , Маруся стала ездить домой только на выходные и каникулы, жила с нами два года, до ухода на фронт. Она спала на одной кровати, а мы с мамой на другой. Мама сочетала учебу с работой, Маруся занималась спортом. Часто готовили задания ночью. Я считала Марусю сестрой. Каникулы проводила в семье Тимошенко. Наша дружба продолжалась всю жизнь Мы доверяли друг другу во всём, были в курсе подробностей друг друга. В годы войны,  и эмиграции наша переписка была регулярной. Я дважды приезжала в Киев из Америки, хотя родственников там не осталось. Моей целью было посещение друзей, сотрудников и города. От Маруси я получила напутствие и благословение. Нас связывала Дружба-любовь. Я знаю столько об этом человеке что мне хватило бы на отдельную книгу.


Фаина Васильевна Гаврилюк, Фаня однокурсница мамы по институту. Как и Маруся, ушла на фронт сразу после начала войны. Я познакомилась с ней в 43 году. Фаня была демобилизована в связи с ранением ноги. Её родственники оказались в оккупации и она приехала к нам в Сатку. Жила первый год с нами, работала гинекологом. Мы вернулись в Киев в 1947 году. Фаня осталась в Сатке навсегда. Её знало, уважало всё население города, У неё не было семьи, но она имела много детей, принимая роды нескольких поколений.Переписка с ней была тоже регулярной, Отношения между нами были, как и с Марусей, -родственные, доверие полное. Она была членом нашей семьи, другом до самого конца своей жизни . Только став старой и больной, утратив зрение, она вернулась в родную Украину к сводному брату, где и упокоилась. Последние письма от неё я получила из Николаева.


Семья Найденых большая и дружная. Связь с ней происходит со времён маминой юности
Можно сказать что каждый из них был нам другом. Это удивительная семья и мне трудно в коротеньком эпизоде представить этих людей. Семья состояла из личностей. Их биография часть истории страны. Среди них были и идеалисты-коммунисты и отсидешие в сталинских лагерях. Все они были образованными людьми, прошедшими перипетии от зарождения Советской власти до выступления Хрущева на 20 с=езде партии. Они знали всё. Семья переносила голод, была неблагополучна по туберкулёзу. Один из братьев умер прямо на трибуне во время выступления. Эти люди
 были идеалистами в хорошем смысле этого слова. Для каждого из них в характеристике не обойтись без таких слов как честность, скромность, бескорыстие.
Они жили не для себя. Были среди них и те, кто не занимался политикой. Те,кто выжил, постепенно трезвели, как и большинство народа,а последнее поколение стало
 и вовсе современным, но не поступилось моральными традициями своих предшественников.    


Ещё одна святая моя подруга Лиля Менделевна Буткевич. Никакой иронии в слове "святая" нет. Лиля еврейка( как и Найдены). Её муж Алик то ли поляк. то ли украинец. Когда Лиля умирала. он попросил её креститься. Она согласилась и над ней совершили обряд. Однажды он сказал что Лиля не человек- она ангел. Оба они художники, работали в украинском журнале моды. У них был коллектив сотрудников, которые всю жизнь были в тесных дружеских отношениях. Они не только все праздники проводили вместе, но и выручали друг друга, в том числе и деньгами. Алик был настоящим рыбаком. Он сам чистил рыбу, а потом её ели вместе или раздавали. Алик к тому же был собачником. От них в Киеве распрстранилась порода таксы. Но душою общества была Лиля. Она была ангелом,так считали все. Болезнь и смерть Лили была общим горем. Алик пережил Лилю не надолго. Вся  их жизнь была примером бескорыстия, любви и доброты.


Нина Алексеевна Кавецкая, по профессии инженер. Работала больше 60-ти лет в ЦКБ завода Арсенал, имеет заслуги  и награды Не семейная, но не одинокая, у неё много друзей, помимо профессии всегда занималась общественной деятельностью, пользовалась большим авторитетом  . Друг она надёжный, верный, активный. Нашей дружбе больше полувека. Это по её настойчивому совету я 4 года училась шитью и стала обшивать  семью. Себе шила даже костюмы и пальто. Вот  теперь не знаю -стоило ли это моих сил и времени. Но факт положительный, Нина Алексеевна опекала меня когда я была в депрессии после смерти мужа. Она ухаживала за Вовиной могилой, ездила со мной на кладбище каждую неделю в течение первого года. помогала с ремонтом и когда я уезжала в эмиграцию.Дорогая Нина Алексеевна, для меня вы были идеалом, другом. Что случилось что вы поставили крест на наших отношениях? Неужели то, что происходит в большом мире так отразилось. Я долго искала причину и так и не нашла. Бог с вами.
Я всё равно не вычеркну, буду помнить наше общее в прошлом.


Среди сотрудников самыми близкими для меня были Лидия Георгиевна Бриль с которй мы работали в больнице Квартина. а затем обе на скорой помощи. Нас было четверо подруг, работавших в одной смене. Встречались у Лиды по праздникам. она была хорошим врачом, жизнерадостной и гостеприимной. Все мы , будучи  врачами,оставались матерями, женами. хозяйками. женщинами. Жизнь была наполнена до краёв и это не позволяло нам вместе проводить свободное время,его просто не было. Какая разница в жизни врача в Союзе и в Америке!? Такая же как между драгоценными скакунами и лошадьми в шахтах. Ну, да не будем ворошить прошлое. Когда мы перешли на скорую. Лидочка сказала мне: Лэсик, не будем говорить как нам теперь легко работать. Моим ногам, действительно стало легче, но зато я разучилась спать из-за суточных дежурств и доработалась на реанимационной бригаде до того, что пришлось выбирать - работа или жизнь.


Людмила Васильевна Горбенко работала на педиатрической бригаде в одной со мной смене. Спокойная, скромная, она не растворялась в массе. Если был перерыв между вызовами, она прилегала на кушетку в комнате для врачей спец бригад неизменно с книгой. Никогда не вела досужих разговоров. Ходила в театр с мужем когда мы устраивали культпоходы, во время отпуска они путешествовали по стране, привозила снимки и показывала нам. Её интересы лежали в области семьи. Семья мужская - муж и два сына. Всегда членом семьи была собака. Муж увлекался кактусами. Любили свою дачу, которую сами построили. Выращивали цветы Жили на даче родители Я никогда не слыхала недовольного слова от Людмилы Васильевны в адрес кого бы-то ни было. Нас сблизила сначало попутная дорога в метро, всегда было о чём поговорить. Со временем наши отношения переросли в дружбу. А когда я уехала, завязалась переписка . Между нами оказался её младший сыночек, который был для неё отрадой и покорил моё сердце своими умными утешительными письмами, когда я переживала ностальгию. Ребёнок находил слова утешения для взрослого человека. Приезжая в Киев и до самой смерти Людочки, между нами была регулярная переписка. Её смерть была неожиданной для меня, несправедливой, вызвала шок.
С сыном Павлом мы поддерживаем связь - замечательный мальчик стал  интересным и содержательным человеком. не зря Людочка о нём говорила "Павлуша моя Душа.'


Два года тому назад я потеряла свою подругу юности Мусеньку Городецкую. Наша дружба со студенческих лет. Муся  родной мне человек.Теперь её дочь радует  меня фотографиями внучек -близнецов. Кто-то уходит, кто-то приходит, жизнь продолжается, только на другом витке.
Мои друзья, те которые здесь и те, которые уже за чертой, они не покинули меня, они в моей памяти , в мыслях. Смотрю на их лица в альбомах и ловлю себя на том что улыбаюсь им в ответ. Ничто не забыто, никто не забыт.


  2019 - 2020

 

 




    


Рецензии