Алексей Шлёнов

            Я поместил этот очерк в свой раздел "Русские ученые и изобретатаели", где уже достаточно много ярких личностей. Об этом человеке знают немногие, но я не сильно бы удивился, если бы узнал, что в один прекрасный день он признан самым выдающимся из этой плеяды. Такое может произойти, а, может, и не произойти.            
            Было это очень давно. Конец семидесятых – начало восьмидесятых. Сидел я в Мурманске в длительной командировке.  Напоминаю современным людям, что жизнь тогда была весьма скудная. Тому, кто говорит  иное – не верьте. Чем были хороши командировки? Зарплата, какая-никакая, шла своим чередом, а проживание шло на дополнительные деньги от государства. Давали суточные и оплачивали проезд в плацкарте. На Север суточные 3-60, а в остальные места 2-50. На такие деньги пошиковать было невозможно, но уложиться в них реально, если это Север. Иногда командировки затягивались и затягивлись надолго. Надо было отслеживать, как бы не остаться без денег. И тогда надо было отбивать по телеграфе «Прошу продлить командировку до такого-то .... прошу выслать деньги…».  Через некоторое время приходило подтверждение и перевод на телеграф. А могло, вообще говоря, и не придти по разным причинам или задержаться. Разгильдяи и тогда сидели на местах, а не только сейчас. Деньги надо было платить в гостиницу за продление, что-то есть и держать сумму на обратный билет.  Если совсем плохо с этим делом, то свои родственники могли прислать по телеграфу, либо оставалось подзанять у кого-нибудь их товарищей, если у них с этим делом было лучше. 
            Ну, вот, на какой-нибудь сороковой день командировки сижу я в заводской столовой и обедаю. Перебираю в уме свои денежные запасы и смекаю, на сколько мне их хватит. Подсаживается ко мне мужчина лет на шесть старше меня. Он представился: «Алексей Шлёнов». Привет-привет. Оказывается, он меня знает, мы с одной конторы и работает  в институте он почти рядом, в отделении магнитчиков. После короткого разговора он переходит к главному для себя. "Знаете", говорит, « Я как-то с тратами не рассчитал, и в данной момент почти на мели. Не могли бы Вы мне одолжить десятку до возвращения в Ленинград. Сразу же верну», - говорит. Тогда десятка – это тысячи три - четыре на современные деньги. Товарищей, тем более своих,  надо выручать - это закон общественной жизни. Я тут же достал десятку и отдал ему. Он повеселел, и какое-то время мы посидели вместе. После перебора некоторых общих вопросов он сообщил мне, что помимо работы увлекается космологией. Меня тоже эта тема с детства интересовала. Но о ней я имел сведения на уровне книг Обручева и Шкловского «Очерки о вселенной», "Вселенная, жизнь, разум". В частности, сказал, что его картина мира отличается от общепринятой и что он 20 лет до этого изучал вопрос и использовал для выяснения уравнения Максвелла, которые являются для него рабочим инструментом в его профессиональных делах. В ход пощла салфетка, на которой он пытался что-то рисовать, но я ничего, разумеется, не понял. Время обеденного перерыва закончилось и мы расстались. Я без этой десятки обошелся, и через несколько недель вернулся домой, а Алексей улетел назад вскоре после нашего разговора. Появляюсь я в Институте после поездки, и тут же ко мне заходит Шлёнов возвращать десятку. Разговор о том, о сём и, естественно, о космологии. Оказывается, там не все просто и не всё однозначно. Он перечитал множество работ в оригинале, у нас не изданных и не переведенных. Залез в звездные каталоги и записи наблюдений в обсерваториях. Алексей нашел неточности у Великого и на базе уравнений Максвелла отработал собственную теорию, которая дает космологические постоянные намного лучше, чем предсказывают релятивисты. Потом мы еще неоднократно встречались и беседовали. К обсуждению присоединился мой хороший товарищ из Морского университета. Чем подкупало его решение? У него большую роль играли фотоны продольные и поперечные. Этими фотонами и обменивались объекты во вселенной. Разбегание объяснялось как иллюзия из-за изменения свойств фотонов. Все наблюдаемые явления описывались адекватно, но у него не было Большого взрыва и не было разбегания галактик. Вселенная у него была, конечно, изменчивой, но стационарной. Эти выводы строго следовали из уравнений Максвелла и мне лично импонировали. Ну, не мог я внутренне примириться с тем, что все многообразие нашего мира было сосредоточено в точке или в шарике размером с апельсин. Кто-что только не говорит по этому поводу! А мутные рассуждения насчет темной материи, чтобы свести концы с концами? А призывы изучать сингулярности, чтобы разобратся, что было до Взрыва, Также и со "струнами", которые явно придуманы, чтобы как-то закрыть несуразицы между теорией и наблюдениями? К сожалению, арбитрами в этих вопросах ни я ни мой товарищ, хотя он отличный специалист,но в других вопросах, быть не могли. Всё же это совсем не наша область, но организационно тогда постарались Алексею помочь с кем-то встретиться, что-то напечатать, подшлифовали некоторые его формулировки. Кстати, надо отметить, Алексей уже тогда был отменным специалистом и в своих магнитных вопросах, но стать доктором наук ему не поспособствовали его же товарищи. Как правило, к увлеченным и особо талантливым лицам отношение не всегда благожелательное. Зависть и соперничество никто не отменял. Заодно сообщу, что недавно узнал, что наш собеседник,  А.Г.Шлёнов автор более 250 сложнейших научных работ. Не каждый академик имеет столько публикаций.
          Алексей Шлёнов часто жаловался нам на неконструктивное и откровенно враждебное отношение специалистов по его второму физическому направлению, а точнее традиционалистов – релятивистов. Он объяснял это тем, что колебания научных основ теории реально угрожает их благополучию как специалистов. Это все равно, что представителям какой-либо религии сказать, что есть четкие доказательства, что она полностью неверна, а у них храмы построены и прихожане толпами молятся. Тогда во время научных дискуссий он спрашивал у физиков-оппонентов, в чем он неправ, где у него ошибки? На это следовали гневные, но бессодержательные тирады и никаких доказательств. Мне он тогда подарил первое издание книги «Микромир, Вселенная, Жизнь», но потом признался, что там в преобразованиях есть ошибки, не меняющие общие выводы, и обещал поправить, но наши пути - дороги вскоре после этого разошлись. Меня тоже отвлекли дела разного рода. Знаю только, что в 2009 году вышло четвертое издание этой книги, но я Алексея тогда уже потерял из виду. Собственные дела и проблемы отвлекли. Началась перестройка и надо было думать, как остаться на плаву. Алексей перешел в другое подразделение Института, территориально далеко расположенное от нас. Все его построения были созданы до запуска телескопа Хаббл, который принес множество новых наблюдений и открытий. На данный момент я не знаю, поколебали ли новые результаты построения Шленова, и как он к ним отнесся? Последняя видеозапись его выступления относится к 2011 году. Там он четко показывает, что обработка данных обсерваторных наблюдений по измерениям плотностей гамма излучения, энергии фотонов, красных смещений объектов и других наблюдаемых параметров говорит о том, что с учетом направленности излучения некоторых источников, разбегания галактик на самом деле нет. Это означает, что переменные параметры, которые фигурируют в теории относительности, такие как плотность материи во вселенной на самом деле являются постоянными характеристиками. Из этого следует важное заключение, что, "конца света" не будет. Это также означает, что, и в свои последние годы он не изменил свои устоявшиеся взгляды.
         Знаю также, что физики-традиционисты сейчас, на самом деле, в растерянности. Они городят сложные и нелепые построения и конца-края в вопросах космологии не видно, так как, собственно, и края Вселенной. Может, как раз теорию  Шлёнова, да и его самого когда-нибудь поставят на пьедестал!
       Подводя итог, скажу, что жизнь научила трезво смотреть на людей и на их дела. Для меня не так много авторитетов и далеко не всех я признаю как выдающихся специалистов, но к А.Г. Шленову отношение особое. Это подвижник от науки. Всю свою взрослую жизнь он положил на развитие своей идеи  и создал стройную последовательную теорию. Хорошо, что такие люди появляются, и мне повезло, что я соприкоснулся с ним в жизни. Одолжить десятку великому человеку в трудный момент и выручить его – это большое везение! Единственное фото этого замечательного ученого  и хорошего человека, которое я нашел в интернете, я и помещаю для всеобщего обозрения. Для ясности, он, на мой взгляд, гораздо лучше выглядел, чем на фото, но что есть, то есть.
          17. 08. 2020. Послесловие к данному очерку. С большим сожалением сообщаю, что мне стало известно, что этого замечательного человека уже нет среди нас. Скорее всего, направление, по которому он работал, полностью остановлено. Раньше, когда были знакомы, не просматривался никто, кто мог бы продолжить его дело. Слабо верится, что такие люди могли появиться в последующие годы.  Скорее всего кто нибудь его теорию либо сдублирует, либо присвоит. Космогонические уравнения на самом деле со свободными параметрами. Что подставишь как параметры, то и получишь. Захочет теоретик, Вселенная будет расширяться, захочет, будет сужаться или пульсировать. А параметры эти, попробуй определи. А, если в разных частях этой Вселенной они разные, то невесть что получается. Как я понимаю, Шленов в уточнении параметров преуспел, но учеников его класса и похожей работоспособности у него явно не было. Остальные плохо понимали его построения или не желали разбираться. Жалею, что не интересовался им в последние годы, не звонил товарищу, но поддерживал его, хотя бы морально. Последнее его публичное выступление на семинаре, которое я нашел в интернете, датируется 2011 годом. Есть видеозапись. Ссылка у меня есть, но проза ссылки или не пропускает, или беспощадно режет. Это, кстати, большой недостаток этого сайта. Насколько мне известно, в Российском географическом обществе он был принят и участвовал в его работе. Тамошние деятели должны знать о нем и о продвижении его теории. На этом у меня пока всё.
 


Рецензии
"Он объяснял это тем, что колебания научных основ теории реально угрожает их благополучию как специалистов."
Неправильно объяснял. В основе теории гравитации А. Г. Шленова, как он сам мне сказал при нашей единственной встрече (Ноябрь 1989, Ленинград) - понятие "фотона нулевой частоты". Такие фотоны (они, якобы, носятся по всей Вселенной), как я его понял, лупят нас по голове сверху и прижимают к Земле. Чушь. Причём, по моему, банальная чушь, восходящая ещё к работам XVII века, только не помню, чьим.

Сазонов Сергей   06.09.2020 16:34     Заявить о нарушении
Возьмите, например [1], и ознакомьтесь. В отличие от маловразумительного бормотания Шленова, написано очень интересно и популярно. Во всяком случае, именно по этой книжечке, я смог-таки разобраться с т. н. задачей Шварцшильда (по Ландау-Лифшицу ничего не понял в соответств. месте).

[1] Владимиров, Мицкевич, Хорски: "Пространство, время, гравитация" (М.: "Наука", серия "Наука и технический прогресс", 1984).

Сазонов Сергей   08.09.2020 09:04   Заявить о нарушении
P. S. Есть ещё более популярное издание - В. Д. Захаров: "Тяготение от Аристотеля до Эйнштейна" (М.: "Бином", 2003), но автор там развёл столько соплей в адрес Альберта Эйнштейна, что мне, лично, читать эту книгу неприятно.

Сазонов Сергей   08.09.2020 09:38   Заявить о нарушении