Любить, как своих детей

Материал из газеты Новодвинский рабочий от 08.08.95 года

Прежде, чем назваться выпускником этого учебного заведения, нужно прожить годы, вырасти под влиянием окружающих тебя людей: директора, завуча, воспитателей, учителей и технического персонала. Много? Много. И все это — школа-интернат. Но и тех на всех детей не хватает. Люблю очень этих детей. Их глаза всегда зовущие, требовательные и… заискивающие.

Это очень больно. Они с кроватки детприемника привыкли заискивать: понравишься — больше перепадет. И когда они такими поступают к нам — робеешь: поймешь или нет.
… Вы знаете, когда своих растила — сама пришивала воротнички до последнего класса. А мои «государственные» пришивали их сами перед началом нового учебного года. За шесть месяцев выучивала, потому что их было 36. 13 мальчиков и 23 девочки, а это значит — в конце каждой недели 13 брюк, 13 пиджаков. 23 платьица. Разве столько через марлю отшпаришь?

Поэтому и хочу рассказать о самой ответственной, на мой взгляд, должности в школе-интернате — воспитателя. Сколько доброты, ласки, требовательности, любви, сострадания нужно иметь, чтобы работать с такими детьми. И не случайно больше двадцати лет отработали здесь Галина Васильевна Пахомова. Галина Федоровна Лодыгина, Галина Ивановна Меньшакова. Валентина Петровна Неверова, Светлана Александровна Карзина. Рена Яковлевна Гурьева, Мария Ивановна Щукина. Муза Дмитриевна Парыгина, Анатолий Васильевич Волков, Валентина Михайловна Парфенова.
Мне очень бы хотелось назвать также тех, кто более десяти лет делится душевной теплотой с этими детьми. Это Людмила Григорьевна Кожина, Мария Петровна Горева, Надежда Владимировна Михаленко, Тамара Николаевна Журавлева, Нионэлла Павловна Поддубная, Галина Петровна Батракова, Раиса Алексеевна Курина, Нина Алексеевна Макарова, Софья Михайловна Комарова.

Чтобы иметь представление о нас, хочу рассказать об обычном рабочем учебном дне воспитателя. Начинается он в семь утра. Ты должна прийти всегда с хорошим настроением, пожелать всем ребятам доброго утра и за полтора часа до уроков сделать очень многое. Провести с ними зарядку, выполнить все санитарно-гигиенические процедуры, помочь красиво заправить кровати, причесать, одеть, покормить всех завтраком, найти время пообщаться с каждым ребенком. Кому-то достаточно сказать одно слово, с кем-то необходимо поговорить не одну, а пять минут и более. Но важно, чтобы, ни один ребенок не остался без внимания.

А у нас есть еще и таблица умножения и стихотворение, которые нужно повторить. И все за эти полтора часа, когда дети отведены на уроки, мы идем домой. После уроков каждый из нас встречает своих воспитанников в школе. Обязательна беседа с учителем. И если успех, то радуемся все вместе, а если постигла неудача, то и поддержим все.

Кого-то нужно похвалить, кого-то пожурить, ведь каждая группа — это как бы семья, и мы за каждого в ответе. После обеда у малышей начинается тихий час, а те, кто постарше, идут на кружки, секции. Их тоже надо отвести, встретить. А сами в это время, пока дети на тихом часе, что-то поштопаем, что-то подошьем, постираем, в общем, как дома, чтобы всегда у всех все было в порядке. Это — каждодневное. Но во всем нужно видеть ребенка. И когда он здоров, и когда болен.
Раньше были большие группы, до сорока человек, даже 42 было когда-то. А сейчас группы меньше, а забот больше. Если раньше поступали к нам дети из многодетных семей или дети, оставшиеся без родителей, то сейчас интернат принимает тех, кто остались сиротами при живых родителях. Это ребята, у которых родители лишены родительских прав, или которые отобраны по решению суда у тех мам и пап, что променяли самое сокровенное, самое дорогое — своего ребенка — на стопку, на разгульный образ жизни. Очень больно за этих мальчиков и девочек, и поэтому каждый из нас, воспитателей, старается подходить к ребенку по-матерински. У каждого свой стиль, свой подход к детям.

Галина Васильевна, к примеру, старается шуткой решить все серьезные проблемы, Галина Федоровна более серьезна со своими подопечными. Но вот хотелось бы очень многому поучиться у Марии Петровны Горевой. Не зря дети ее называют мамой, мамочкой (хотя почти всех воспитателей младшего корпуса дети называют мамами, а Анатолия Васильевича с гордостью — папой).

В этой женщине столько энергии, что, кажется. хватило бы на десятерых. Сама рисует, шьет, вышивает, вяжет, плетет макраме и все это умеют делать также ее дети. Работает она с молодой воспитательницей Надеждой Михаленко, но как они сработались, несмотря на разницу в характерах! Радуешься результатам их труда.

О многом еще можно говорить, но это касается больше младшего корпуса, а о старших воспитанниках и их воспитателях разговор пойдет в другой раз.

А.Илатовская, старший воспитатель школы-интерната.


Рецензии