Физрук, у которого много рук
Отличительная и очень важная особенность современного общества заключается в том, что сегодня наши дети, особенно это касается крупных городов, живут в технологичном и, в силу этого, очень замкнутом мире, где досуговая жизнь ребенка не имеет той жизненной эмпирической насыщенности, какой она была у детей еще, буквально, лет двадцать – тридцать назад. Спортивные секции хоть и возмещают убыток подвижности, но в сравнении с тем, сколько двигались дети раньше, это не идет ни в какое сравнение. Не так давно дети много времени проводили на улице: играли в подвижные игры, самостоятельно придумывали игры и правила к ним, строили шалаши и гроты. Среди предметов, участвовавших в таких играх, были деревья, трава, лужайки, палки, ручьи и лужи, солнце – в общем, все, что создано в природе являлось подручным материалом для игр детей. А самое главное, играм на улице уделялось много времени. И вся эта игровая деятельность происходила в компании друзей, в контексте полноценного и живого общения. Это создавало богатую палитру первичной рационализации - начальной эмпирической структурированности психики, получаемой детьми посредством двигательного и сенсорного опыта, на основе которого и строится непосредственное мышление детей - вторичная рационализация как процесс формально логических операций.
Именно этот природный материал, входивший в основу эмпирической жизни детей, ложился впоследствии в основу мыслительных операций на уроках математики, естествознания, родного языка и литературы. И главная задача школьного образования состояла в том, чтобы научить ребенка мыслить, т.е. обрабатывать посредством мышления то, чем он с избытком обладал в рамках своего чувственно-двигательного опыта, полученного на улицах и во дворах. Следовательно, основная задача школы заключалась в том, чтобы научить ребенка рационализировать и систематизировать свой опыт, обобщать весь этот богатый жизненный материал.
Сегодня ситуация другая. Сегодня школа имеет на вооружении бесчисленное количество методов, подходов, методик, которые способствуют рационализации опыта. Но проблема в том, что рационализировать стало нечего. Нечего приводить в систему, нечего структурировать. Потому как эмпирический материал, который был у детей прошлого столетия насыщенным, полноценным, сегодня, в силу особенностей современного образа жизни детей - беден и недоразвит. Современные дети не получают полноценного двигательного опыта, как получали его раньше, в силу того, что понимание «улицы» как естественного досуга исчезло вообще из сознания людей – как необходимого целостно развивающего детей образовательного формата.
И поэтому сейчас все возлагается на спорт, как практически единственную форму, через которую дети получают двигательный и эмоциональный опыт. Мы знаем, что вся эмоциональная сфера ребенка имеет в своей основе двигательную активность. Все у детей заточено на движение. Эмоции, воля и ум развиваются у ребенка на основе его двигательной активности. И в целом, все в человеческой жизни имеет начало и завершение в телесном движении. Таким образом, спорт у нас должен быть не просто спортом, в виде обычной спортивной секции с довольно ограниченными образовательными задачами, какой мы ее знаем в обыденном понимании, а спорт –как культура, как умная, образовательная сила. Образование является основной формой становления и развития сущностных сил и способностей человека. Спорт в этом деле, как умная и культуросообразная деятельность, создает основные эмпирические и мотивационные предпосылки развития человека на всех его уровнях. То, чем призван быть урок физической культуры в школе, по большому счету. Физическая культура и спорт должны вместить в себя и культивировать в себе все образовательные компоненты школы – обучение, развитие и воспитание. Спорт должен и призван быть полноценным носителем и выразителем человеческой культуры. Спорт призван давать необходимый эмпирический материал для полноценного развития мыслительной, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Живое движение должно быть наполнено культурными смыслами и иметь для ребенка образовательную направленность и развивающую его целостность силу.
В связи с этим, в инновационной школе уроку физической культуры должно придаваться совершенно иное качество, чем он является сегодня в традиционной школе. В новой школе необходимы новые подходы к тренерской и преподавательской работе. Задача школы – разработать (сегодня это способны осуществить только авторские школы, которые представляют авангард в деле модернизации современного образования) метод естественного и гармоничного соотнесения образовательных ступеней с возрастными отрезками и периодами детского развития. Деятельность урока физической культуры должна быть соотнесена с характером возрастных новообразований ребенка, для полноценного развития этих новообразований и способностей. Этой соединяющей содержание образования с уровнями и стадиями развития детей силой может быть только умная физическая деятельность – физическая культура и спорт. Физическая деятельность есть основа полноценного развития в ребенке его нравственной, умственной, волевой и эмоциональной сфер. Урок физической культуры носит в себе процессы организации всей психической жизни ребенка во всей его целостности и полноте.
Деятельность теоретическая, умственная есть продукт деятельности механической. Работа ума в теоретической деятельности не только завершается, но и всегда предваряется практикой и, как отдельная функция, формируется на поздних этапах онтогенеза. Генетически сначала формируется действие как механический акт, затем, в контексте движения, создается словесное спонтанное, неосознанное мышление; и только потом в психике создается понятийное логическое и абстрактное мышление. «Понятие, - пишет Л.С. Выготский, - особенно, для ребенка, связано с тем чувственным материалом, из восприятия и переработки которого оно рождается; чувственный материал и слово являются оба необходимыми моментами процесса образования понятий…» (Выг. "Мышление и речь" 183). Таким образом, на всех этапах формирования теоретического мышления у детей, к которому, к сожалению, сведено все обучение в традиционной школе, идет становление и совершенствование эмпирического материала, то есть движений и чувств ребенка. Физическое движение на всех этапах развития мышления всегда находится в тесной взаимообусловленности с мышлением. А в нашем школьном образовании этот важнейший психологический закон взаимообусловленности ступеней школьного образования с этапами развития, к сожалению, совершенно не работает. Физическая культура в нашей традиционной школе сведена до уровня функции, обслуживающей первостепенные предметы хорошим самочувствием, здоровьем и развлечением.
Чтобы научить ребенка составлять план и схему какого-либо строения или фигуры, нужно сделать так, чтобы ребенок в своей жизни имел опыт построения шалаша, будки, в которой он смог бы укрыться от ветра и дождя. Чтобы ребенок научился ухаживать за домашними животными, поливать цветочки и выращивать плоды. Во всей этой педагогической традиции трудового воспитания видна основная идея - для того чтобы научить детей мыслить, нужно погрузить их в процесс созидания самых простых вещей. Чтобы научить «понимать» - оперировать понятиями и научными схемами, необходим чувственный материл, из которого будут создаваться мыслительные схемы и научные понятия. Мы в спортивном зале, конечно, не можем всецело заменить всю палитру природного материала и метод свободной «улицы» и «доброго двора». Но у нас есть форматы выездных мероприятий – походы, зарницы и т.д., где мы можем использовать природный ресурс для развития детей. А на уроках физической культуры и спорта мы можем компенсировать и создавать максимально близкие к изначальным условия для освоения естественных форм двигательной активности детей, используя спортивный инвентарь и спортивное оборудование. Главное – создать целостную систему, связанную со всеми образовательными процессами школы. Должен быть разработан правильный метод, который позволит использовать весь ресурс и потенциал урока физической культуры и спорта в деле развития и образования детей.
Следовательно, инновационной школе нужен новый учитель физической культуры. Он - интегратор всех образовательных процессов школы. В силу того, что физическая культура является необходимой и первичной частью всей человеческой культуры, эта часть в современном образовании имеет доминирующее значение в развитии целостного человека. Учитель - тренер в новой образовательной парадигме должен иметь не только специальные спортивные специализированные навыки, но также владеть специальными интегральными компетенциями и быть всецело образованным человеком, для того, чтобы быть способным осуществить интегральный и системно-деятельностный подходы в развитии сущностных сил детской природы. Такие задачи и функции сегодня возлагаются на учителя физической культуры и тренера по спорту в новом культурном, образованном и саморазвивающемся обществе, в современной инновационной школе.
С уважением, А.
Свидетельство о публикации №220081501389
Алексей Мандельштам 21.08.2020 05:51 Заявить о нарушении