Гуси. Охота на слова

Всякий раз, когда я выхожу или выезжаю на велосипеде на дорожки Зюдпарка (Южного парка), я встречаю множество гусей. Это большие серые гуси с чёрными лапами. Гуси, когда к ним подойдёшь поближе, любят поговорить. Это их свойство удачно использовал Иван Андреевич Крылов в басне «Гуси». 

Предлинной хворостиной
Мужик Гусей гнал в город продавать;
И, правду истинну сказать,
Не очень вежливо честил свой гурт гусиной:
На барыши спешил к базарному он дню
(А где до прибыли коснется,
Не только там гусям, и людям достается).
Я мужика и не виню;
Но Гуси иначе об этом толковали
И, встретяся с прохожим на пути,
Вот как на мужика пеняли:
«Где можно нас, Гусей, несчастнее найти?
Мужик так нами помыкает,
И нас, как будто бы простых Гусей, гоняет;
А этого не смыслит неуч сей,
Что он обязан нам почтеньем;
Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,
Которым некогда был должен Рим спасеньем:
Там даже праздники им в честь учреждены!» —
«А вы хотите быть за что отличены?»
Спросил прохожий их.— «Да наши предки…» — «Знаю,
И всё читал: но ведать я желаю,
Вы сколько пользы принесли?» —
«Да наши предки Рим спасли!» —
«Всё так, да вы что сделали такое?» —
«Мы? Ничего!» — «Так что; ж и доброго в вас есть?
Оставьте предков вы в покое:
Им поделом была и честь;
А вы, друзья, лишь годны на жаркое».

Баснь эту можно бы и боле пояснить —
Да чтоб гусей не раздразнить.

В России гуси другие. Они крикливее, агрессивнее, нередко нападают на прохожих. Их окраска светлее, а лапы красные. Портрет этих гусей мы найдём у Александра Сергеевича Пушкина в четвёртой главе «Евгения Онегина». Помните?

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

Я ещё учился в школе, вышел из дома рано, а у соседки гусь выскочил из загона и взлетел на железную крышу. Снега на ней не было, а температура около минус 40. Гусиные лапы прилипают к железу, и гусь подпрыгивает на крыше и  неистово орёт на всю округу.

Их словаря Владимира Даля выберу  только названия этой птицы, а ещё пословицы и поговорки. Их немало, в них народная мудрость.

ГУСЬ, гусак и гусыня, гуска, гусиха, гусухна, гусенок, гусеныш,

Во времена Даля  различали  семь видов гусей: гуменник, большой серый гусь, казарка серая, казарка пестрая, клокот, визгун и гусь черный, вьющий гнездо дружно с порошею, белою совою.

Гусь лапчатый, человек себе на уме.
Ровно у гусака: сердце маленькое, а печенка большая! говор. о сердитом.
Семка украл поросенка, а сказал на гусенка.
Ни в печи, ни под столом не заставай гуся, а застань на столе; в печи: рано; под столом: поздно, одни кости.
И гуся на свадьбу тащат, да во щи.
Иного употчуешь кусом, а иного не употчуешь и гусем.
Подал бы гуся, да противня нет!
Гусь из печи не лезет! свадебн., говорит стряпуха, а дружка потчует ее вином и стреляет из ружья в печь, тогда подают гуся. Астрх.
Наш пономарь не ест гусей; а пономариха, так и щипать их не умеет.
Все гусь: были б перья! Чайка гусь, и ворона гусь. За курочку гуска отдашь.
Как таракан перед гусем.
Спросили бы у гуся, не зябнут ли ноги?
Подпояшьте гуся на мороз.
То-се говоря, да гуся в голову.
И то бывает, что свинья гуся съедает.
Бог попущает, и свинья гуся съедает.
Гусь свинье не товарищ.
И большому гусю не высидеть теленка.
Одним гусем поля не вытопчешь.
Гусей перебьем, так и дыры (в огород) позаткнем.
С нас беда, как с гуся вода!
Лейся беда, как с гуся вода!
Пей, гусь, воду, не с боярского роду!
С гуся вода, а с меня молодца небылые слова.
Что с гуся вода, небылые слова.
Наша невеста не гусей пасла, а веретеном трясла.
Гусь пролетел, и крылом не задел.
Летит гусь на святую Русь, Наполеон.
Утки летели, гуси летели, коровы летели, козы летели! игра, где вслед за одним, все подымают руки, коли что летное летит, а за ошибку дают окуп.
Знает толк, как слепой в молоке, ощупав руку, замест гуся: вожатый похвалился, что похлебал молока; а какое оно, спросил слепой? "Сладкое да белое". А что такое белое? "Как гусь." А что такое гусь? Вожатый согнул руку костылем: "Вот такой." Слепой ощупал, и понял, какое есть молоко.
Гусь на сало пьет, орл. говор. коли кто не пьет вина после пищи.
Гусь и утка ныряют, на дождь.
Гусь лапу поджимает, к стуже.
Гусь стоит на одной ноге, к морозу.
 Гуси хлопают крыльями, к морозу; полощатся, к теплу.
Гусь (или ворона) под крыло нос прячет, к холоду.
 Гуси летят, воды будет много; низко, мало.
Летят гуськи, дубовы носки, говорят: то-то-ты, то-то-ты! молотьба.
 Летят гуськи, дубовы носки, говорят гуськи: чекот, чекоты чекотушечки? молотьба.
 Игра гуси: матка гонит стадо гусей в поле, и зовет их: "гуси, домой!" Зачем? "Волк за горою!" Они бегут домой, а волк сбоку перехватывает и ловит их. Толковый словарь живого великорусского языка


Меня очень рано научили не бояться гусей, не реагировать на шипение и вытянутую  шею  гусака. Главное – не бегать, а сложить  пальцы в трубочку и тянуть руку к голове гусака, пусть он выворачивается.  Гусак только пугает, а реально на птичьем дворе гусь уступает и петуху, и селезню, и лебедю.

Моя сестра очень боялась гусей, они это чувствовали и мстили ей. При  ней у нас никогда гусей не было, а после того, как она вышла замуж, только одно лето мы держали гусей, а пару раз – уток. Страх к гусям у сестры, похоже, вырос из рассказов матери. Её детство прошло возле Лянкиного  болота,  и мимо окон постоянно проходили к воде стаи гусей. А она по характеру не могла их не дразнить. Ей было пять или шесть лет, когда она раздразнила большого соседского гусака и решила, что может от него убежать в гору, к часовне. Гусак догнал, ухватился клювом за мягкое место, повис на ней, непрерывно подгоняя её ударами крыльев по ногам. До самой часовни она его донесла. А потом сама идти не могла. Бабушка потом делала ей компрессы, пока не сошли все синяки. Она надеялась на сочувствие отца, а он пообещал снять ремень и добавить, чтобы знала, как от гусей бегать.

Сестра моя боялась гусей. Идём мы однажды с нею по улице, а впереди у дороги стая гусей. Она переходит на другую сторону от меня, чтобы я оказался ближе к гусям. И что же делает гусак? Он на меня никакого внимания, а тянет голову и шипит на сестру. Гуси чувствуют тех, кто их боится, и смелеют.

В парках Германии очень много больших серых гусей с чёрными лапами. Они совсем не агрессивны. Их могут с рук кормить даже самые маленькие дети. Такие гуси корм из рук берут аккуратно, осторожно, чтобы случайно не прижать. Не то, что лебеди. Они ласковые, нередко позволяют себя погладить. Но среди них попадают единичные экземпляры и гусей с красными лапами.  Один наш знакомый ещё в наш первый год пребывания в Германии назвал их русскими и пояснил, что они ничем не отличаются от немецких, но бывает, что проявляют характер, как и все русские.

Я запомнил эту мысль и ждал, когда же она подтвердится. Тем более, что в одной знакомой стае был такой краснолапый гусь. Почему стая стала знакомой?  В сентябре и октябре 2007 года  я каждый вечер ездил на велосипеде по парку и брал с собой кусочки хлеба, подкармливал гусей из одной и той же стаи. Удивительно, но к нужному времени они все собирались на том берегу, где я их кормил.

А потом к нам приехали гости, и мы большой компанией гуляли между прудов. Я был без велосипеда, в другой одежде, да и время было другое, и берег другой. Гуси с шумом выбрались на камни и окружили меня. Такой рекламы для себя я не ожидал. С трудом я выбрался из окружения и решил, что больше подкармливать не буду. Долго гуси ещё приветствовали меня, но я перестал не только кормить их, но и «разговаривать» с ними.

Однажды весной я не увидел  в стае  краснолапого гуся. Никто не смог ответить на мой вопрос. А потом смотрю, это не гусь вовсе, а гусыня с большим  выводком, семь или восемь гусят. Ни одного гусёнка с красными лапами, значит, она высиживала  чужих. А потом, когда всех малышей собрали вместе, «моя» гусыня оказалась во главе всего «детского сада». Я останавливался на велосипеде возле большой гусиной стаи, меня не боялись, я мог даже через группу малышей пройти. Но такое доверие было не ко всем, на некоторых гусыня грозно шипела. Видимо, вот он «русский характер».

Среди отдыхающих встречаются семейства, где маленьким мальчикам позволяется всё, где никогда не одёрнут ребёнка, чем бы он ни занимался. И вот в одной такой большой семье, видимо, турецкой, мальчик  занимался тем, что разгонял гусиные стаи. Одну разогнал, другую, третью. Ему весело, он что-то говорит взрослым, они одобрительно кивают. А потом я остановился на горке и дождался, как он будет разгонять знакомую мне стаю. Краснолапая гусыня перешла на ту сторону, с какой приближался малыш. Она, похоже, давно его заприметила и в тот момент, когда мальчик вбежал  в стаю, зашипела и бросилась к малышу. Она его не задела, но он увидел, что ему угрожают, напугался и поднял такую истерику, что взрослые стали его успокаивать. Один из взрослых мужчин стал махать на гусыню рукой, но она не отступила. Другие взрослые что-то сказали ему и он отошёл в сторону. Гуси торжественно загоготали. В Германии я такое наблюдал впервые.

Семью турок с ребёнком я встречал и позднее, но ни разу больше не видел, чтобы малыш  гонял гусей. Урок, похоже,  подействовал.

В сентябре гуси начнут массовые тренировки – перелёты с громким клекотом с одного пруда на другой. Но никуда не полетят. А когда перелётные гуси садятся на середину пруда, наши гуси прячутся под кустами на берегу.


Рецензии