ДБА против танков

ДБА против танков…

Как трудно было работать без современной офисной техники в 70-х годах прошлого столетия! Или мы об этом даже не догадывались? Пишущая машинка лишь для избранных, да фотоаппарат не для всякого – вот что было в распоряжении, и то применять это было не с руки. Что стоило немалых усилий и умения в проявлении пленки и печатанья фотографий! Мой дружок, заядлый шахматист, так сборник партий Боби Фишера распространял, правда, не бесплатно…
      
А громоздкая множительная техника, обслуживающая промышленные предприятия, были не «доступна» для «личного» пользования даже начальникам отделов, за которыми она числилась.
      
Каждый документ, пропущенный через копировальную машину, заносился в специальный журнал, и обязательная дополнительная копия его сдавалась в особый отдел родного тебе предприятия.

Попробуй, размножь статью с кулинарными рецептами из «Работницы» или «Крестьянки» для жены! В миг «повяжут» и понизят в должности. Нас пасли наши бдительные и не подкупные бдящие, а мы, простые технические клерки не замечали этого неусыпного ока лишь потому, что нам внушили - так надо.  Добделись однако…
      
А ныне я даже не представляю свою дальнейшую жизнь без «дохленького» моего компьютера и НР, что «3в1», и всемирной сети... Однако, дожился …
      
В папке из архива Сергиенко, что в последний раз передал мне историк, обнаружил три пожелтевших машинописных листка с грифом «Копия» под названием «Краткое обобщение опыта боев с танками и мотомехпехотой против­ника за 4,5 месяца Отечественной войны» и копию статьи «Дальние бомбардировщики в борьбе с танками», выполненную виде большой фотографии. Потратив некоторое время с помощью сканера и программы «ФайнРидер», эти исторические документы далекого 1941 года приобрели электронный клон и просятся теперь стать достоянием каждого, кто сочтет нужным с ними ознакомиться.
   
Изучая эти документы невольно ловлю себя на мысли, а что было делать летунам на своих ДБ-3А и ДБ-3ф, брошенных на немецкие танки, ползущих к Москве? Однозначно, выполнять приказ – уничтожать танки!

А танки немцев перли и с этим надо было что-то делать, и машин, и экипажей уже не хватало. Видать, начали думать и думали перед ликом смерти в правильном направлении, изыскивая представляющееся ресурсы, и самих машин, и правильных действий при этом, и потенциал окружающей среды, и учитывая повадки противника… дабы не только задание выполнить, но и остаться живыми… И опыт приобрели…

В предыдущей главе я привел статью из газеты «Сталинский сокол» «Боевые действия авиачасти командира Борисенко» некоего батальонного комиссара В. Земляного, которая описывает тактику боевой работы ДБА в ноябрьский период обороны Москвы.

Подготавливая материал в продолжении повествования истории 40 и 133 БАД второй половины ноября 41-го я обнаружил в «Сталинском соколе» три последовательно опубликованных методических статьи на одну и туже тему: как наша авиация, в том числе ДБА, должна бороться с танками противника при их марше к театру боевых действий.

Эти статьи как раз в унисон со статьей батальонного комиссара В. Земляного: тактика тактикой, а цель ее – уничтожение танков противника! Тем более, что одну из этих статей – командира 40 БАД полковника Батурина Василия Ефимовича, я уже приводил в Живом Журнале «Дух и плоть АДД» в посте: «126. Что было, то было. ДБ-3 против танков…», подкрепив ее любопытным документом – «Краткое обобщение опыта боев с танками и мотомехпехотой противника за 4,5 месяца Отечественной войны / Из опыта боевой работы 7-го авиаполка 40 ад/».

Но тогда я не знал, откуда эта статья и когда она была опубликована: я имел только фотографию этой статьи и только. А тут на удобном интернетовском ресурсе, где восстановлен от номера к номеру «Сталинский сокол» /нижайший поклон восстановителям за их славный труд/, оказывается, что статья Батурина была опубликована как раз 16.11.1941 г.!

Все это наталкивает на мысль, что это не спроста: руководство потребовало обобщить накопленный опыт, проработать его в полках и внедрить его повсеместно среди непосредственных исполнителей.

Это еще и указывает на то, что опыт этот был положительным с действенными результатами, что бы не говорили недоброжелательные интерпретаторы истории ныне об несостоятельности нашей авиации в тот момент. Да и воспоминания штурмана Николая Стогина из 53 ДБАП и летчика Константина Уржунцева из 42 ДБАП этому весомое подтверждение.

*****
Авиация в борьбе с танками. «Сталинский сокол» № 28 от 12.11.1941 г.
------------------------------------

Из опыта боев на Западном фронте


Авиация – грозное и могучее оружие в борьбе с танками. Обладая огромной огневой мощью, самолеты могут выводить из строя не только легкие и средние, но и тяжелые танки, расстраивать боевые порядки противника, вовремя предупреждать и парализовать действия вражеских танковых частей.

Все дело лишь в том, чтобы умело и правильно использовать авиацию для ударов по танкам, найти наиболее эффективные способы уничтожения боевой техники противника с воздуха.

Наши авиационные части, действующие на Западном фронте, накопили немалый опыт борьбы с немецкими танками. Только в октябре советская авиация на этом фронте серьезно повредила и уничтожила свыше 600 фашистских танков, не считая большого количества автомашин, на которых подвозились боеприпасы и горючее.

На основании этого опыта можно сделать несколько выводов; они несомненно представят практический интерес для боевых частей военно-воздушных сил.

Первостепенное значение в борьбе с танковыми частями противника играет воздушная разведка. Непрерывное воздушное наблюдение позволяет своевременно вскрывать основные танковые группировки врага, определять направление их движения, ежедневно следить за противником. Располагая такими данными, мы можем правильно выбирать направления основных ударов нашей авиации, наносить эти удары внезапно и организованно и срывать тем самым боевые операции противника.

О громадном значении данных разведки говорят следующие примеры. Недавно наши воздушные разведчики обнаружили в районе Можайска крупную танковую часть противника численностью до 300 машин. Танки двигались в 3—4 ряда. Очевидно, это делалось с целью быстрее перебросить машины к линии фронта и занять там исходные позиции для атаки. Стало ясно, что немцы готовятся здесь к активным боевым действиям. Мы поставили перед нашей авиацией задачу: непрерывными массированными ударами остановить продвижение фашистской танковой колонны. В течение двух суток, днем и ночью, советские летчики беспрерывно атаковали немецкие танки и в конце концов заставили противника рассредоточиться и остановиться. Много вражеских машин при этом было серьезно повреждено и выведено из строя.

Таких примеров можно привести много. Они свидетельствуют об одном: где хорошо поставлена разведка, там противник несет наибольшие потери, там он лишается возможности скрытно маневрировать и опережать нас. А скрытность и внезапность действий в современной маневренной войне играют подчас решающее значение.

Прежде чем говорить о способах уничтожения вражеских танков, нужно отметить, что в этих операциях могут принимать участие все типы основных боевых самолетов, в том числе и истребители, имеющие хорошее пушечное вооружение или специальные снаряды.

На нашем фронте с успехом применялись бомбардировщики, которые под прикрытием истребителей производили бомбометание по танкам со средних высот.

Лучшим типом самолета для атаки танковых колонн является, конечно, штурмовик, который по своим боевым качествам как раз подходит для такого рода операций. Штурмовики мы выпускали вместе с лидерами и всю эту группу прикрывали истребительной авиацией. Лидеры вместе с истребителями давали возможность штурмовикам внезапно выйти на цель из-за складок местности или лесного массива и поразить объект атаки. Этот опыт полностью себя оправдал.

Однажды мы получили сообщение о танковой колонне противника, двигавшейся по дороге из пункта С. в З. Туда были направлены девятка штурмовиков и такое же количество мощных истребителей. В качестве лидера им придали скоростной пикирующий бомбардировщик. Лидер вывел всю группу точно на цель и указал всем летчикам местонахождение вражеских танков. После произведенной атаки экипаж самолета-лидера наблюдал большое количество пожаров и взрывов в танковой колонне.

Несколько дней спустя советская авиация успешно действовала в районе Л. по прорвавшимся немецким танкам, которые угрожали флангам в тылу наших наземных частей. После непрерывных массированных ударов большая часть танков оказалась подбитой и части Красной Армии смогли закрепиться на занятых ими позициях. Когда наши части заняли район, где оперировали немецкие танкисты, там оказалось до 80 брошенных ими танков.

Большой интерес представляет операция, осуществленная нашими военно-воздушными силами под городом Д. Здесь противник пытался ввести в бой свою танковую дивизию, которая должна была прорвать фронт и выйти в тыл частям Красной Армии. Получив об этом сведения, наше командование поручило частям Н-ского авиасоединения нанести удар по танковой группировке противника. В течение двух дней наша авиация вела активные штурмовые действия по скоплениям фашистских танков. Атаки производились девятками во главе с лидером и прикрывались истребителями. Удары наносились последовательно. Противник, таким образом, не смог перегруппировать свои силы, чтобы уменьшить потери.

Особо активно действовали наши пикирующие бомбардировщики. Они ходили группами по 3 или 9 самолетов, пикируя на цель с разных высот. Как правило, каждое бомбометание пикировщики заканчивали штурмовыми действиями.

Советская авиация порядком потрепала фашистскую танковую дивизию, уничтожив до 130 танков, более 100 автомашин, много орудий и артиллерии, а также более 1000 фашистских солдат.

Эффективность удара с воздуха по танкам во многом зависит от того, насколько удачно выбран самый момент атаки. Наибольшие потери немецкие танковые части несут от авиации при движении по дорогам, а также в болотисто-лесистой местности и на переправах через водные рубежи. Поэтому мало обнаружить вражеские танки, нужно еще знать, когда и где лучше всего нанести по ним удар. Когда на цель выпускаются штурмовики, нужно установить не только время атаки, но и определить наиболее удобные подходы к цели, учитывая характер местности с тем, чтобы обеспечить внезапность налета. Это в свою очередь требует, чтобы перед боевым вылетом штурмовиков производилась доразведка местности и цели.

Бомбы, которые мы применяем, разрушают танк при прямом попадании и наносят ему серьезные повреждения при разрыве на удалении до 20 метров. Хорошо зарекомендовали себя наши авиационные пушки и пулеметы. Наблюдались случаи, когда наши летчики бронебойно-зажигательными снарядами пробивали бензобаки фашистских танков и выводили последние из строя.

Чрезвычайно важное значение для поражения цели имеет выбор наиболее выгодного способа атаки. В практике боевых действий бомбардировщиков, принимавших участие в вылетах на вражеские танковые колонны, применялись следующие способы атак:

1. Бомбардировщики заходят на цель вдоль дороги, посамолетно из строя пеленга звеньев или пеленга звена с уходом в обратную пеленгу сторону. Однако этот способ, несмотря на всю простоту, не лишен недостатков, особенно в тех случаях, когда бомбометание производится со средних высот, ибо самолеты довольно долго находятся в зоне действия зенитной артиллерии. Кроме того, вероятность попадания в узкую цель со значительной высоты невелика.

2. Более эффективен способ, когда атака производится вдоль дороги по звеньям с заходом последовательно из пеленга звеньев. Такой способ применяется наиболее часто и имеет ряд преимуществ перед другими видами атаки. Строй звена позволяет увеличить вероятность попадания бомб в цель. Бомбы ложатся кучно и поражают не только танки, находящиеся на дорогах, но и войска, рассредоточенные по обочинам ее.

3. Действия штурмовой авиации, атакующей вражеские танки, должны быть всегда внезапными, что дает возможность нанести противнику наибольший урон, расстроить его боевые порядки и в то же время уменьшить собственные потери от мелкокалиберной зенитной артиллерии и зенитных пулеметов.

При внезапных выходах бомбардировщиков на цель применяется заход самолетов на атаку под углом в 45 градусов к танковой колонне. При таком порядке атаки достигается неплохая поражаемость цели и кроме того сами атакующие самолеты меньше времени находятся над целью, что уменьшает потери авиации. Однако такой способ атаки не всегда возможен по условиям местности. Если, например, цель находится на лесной дороге, то выйти на нее бывает трудно.

Поэтому нам пришлось прибегнуть к помощи самолетов-лидеров, которые, идя на средней высоте, обнаруживают цель и бомбометанием указывают местонахождение объекта атаки.

Заходя да цель вдоль колонны, каждый штурмовик самостоятельно поражает выбранную им цель. Этот способ дает наибольший эффект, так как вероятность попадания снарядов или бомб увеличивается. Но вместе с тем продолжительное нахождение самолетов над танковой колонной дает возможность противнику более длительное время вести огонь по атакующим штурмовикам и даже создавать заградительный огонь.

При заходе на цель под углом в 45 градусов эффективность применения штурмовиков несколько снижается, так как этот способ в известной мере ограничивает действия каждого самолета и опять-таки требует самолета-лидера.

Давая оценку этим способам, нужно сказать, что наиболее лучшим из них (для бомбардировщиков) является выход на колонну танков вдоль дороги по звеньям последовательно или одновременно, с разделением участков атаки между звеньями.

Для штурмовиков наиболее выгодный способ атаки – это последовательный выход самолетов вдоль колонны из пеленга эвена.

Действия нашей авиации по танковым колоннам противника, как мы уже и говорили, встречают сильное сопротивление немецкой истребительной авиации и особенно зенитной артиллерии. Вот почему каждая группа бомбардировщиков или штурмовиков, вылетающих на атаку танковых частей, должна сопровождаться истребителями. Прикрытие штурмовиков строится по следующей схеме: самолет-лидер или лидирующая группа прикрывается 2—3 истребителями; вторая группа истребителей сопровождает непосредственно атакующие самолеты, прикрывая их сзади и с боковых сторон. На истребителей возлагается задача: подавлять вражеские зенитки и отражать воздушного противника.

Вообще же избежать противодействия зенитной артиллерии и авиации противника вполне возможно. Для этого нужны внезапность и быстрота действий.

Из всего сказанного о способах борьбы авиации с танками отнюдь не значит, что нет и не может быть других приемов уничтожения вражеских танковых колонн. Плох тот командир, который действует по шаблону, слепо копирует приемы воздушной борьбы. Война не терпит шаблона. Наоборот, нужно всячески обогащать боевой опыт, беспрерывно совершенствовать приемы борьбы с противником, изучать его тактику, всегда действовать сообразно с создавшейся обстановкой.

Вражеские танки не страшны, если бороться с ними отважно и умело, если громить их методично, наносить фашистским танковым колоннам мощные массированные удары с воздуха. Советские летчики должны приложить все усилия к тому, чтобы беспрерывными налетами сломить наступательный порыв врага, беспощадно уничтожать фашистские танки и их экипажи на марше, на исходных позициях, в местах сосредоточения, всюду, где бы они ни появлялись.

Генерал-лейтенант авиации Ф. Мичугин. /Мичугин Федор Георгиевич/
Действующая армия.

*****
Дальние бомбардировщики в борьбе с танками. «Сталинский сокол» № 30 от 16.11.1941 г.
-------------------------------------------------

Наша авиачасть с первых дней отечественной войны выполняет разнообразные задания по уничтожению полчищ фашистских захватчиков.

Мощными ударами мы разрушали переправы и коммуникации противника. Так, например, наши самолеты разгромили переправы на Западной Двине, на реке Березине у Борисова и т. д.

Большую работу провела наша часть по борьбе с танковыми и мотомеханизированными войсками противника. Особенно крепко поработала часть на подступах к Ленинграду, Орлу. Наши бомбардировщики участвовали в действиях по танковым частям группы Гудериана, громили бронированные колонны гитлеровских разбойников на подступах к Москве. Кроме того, бомбардировщики неоднократно уничтожали самолеты противника на его аэродромах.

Примерно 75—85 процентов всей боевой работы части приходилось на уничтожение танковых и моторизованных войск врага. Здесь мы накопили определенный опыт и можем сделать некоторые выводы и замечания по вопросу об активном использовании дальних бомбардировщиков против бронечастей немцев.

Применяя тактику «клиньев», немецкие фашисты старались прорываться на нашу территорию, двигаясь преимущественно по дорогам. Танковая колонна, растянувшаяся по такой дороге, представляет собой узкую и глубокую цель. В этом случае атака колонны девяткой самолетов исключается. Возможно нападение звеньями, но в этом случае требуется индивидуальное прицеливание.

Следует учесть, что в большинстве случаев крупные бронированные колонны противника движутся с прикрытием истребителей. Одновременно эти самолеты служат и разведчиками колонны. Они вылетают вперед, собирают данные расположения и движения наших частей на местности, лежащей впереди. До получения таких данных колонна немецких оккупантов стоит. Именно в этот момент весьма выгодно ее атаковать.

Фашистские танковые колонны и мотопехота во время движения прикрываются мелкокалиберной зенитной артиллерией и зенитными пулеметами, установленными на машинах. Стрельба на ходу из них малоэффективна. Это следует помнить. Наши бомбардировщики бомбили такие колонны с высоты в 3.000—4.500 метров, что целиком избавляло нас от потерь. Но, с другой стороны, в силу естественного рассеивания бомб наш огонь иногда наносил малый урон танкам и машинам противника.

Из всего этого мы сделали необходимые выводы. Мы начали посылать дальнебомбардировочные самолеты на штурмовые задания. Впервые эти самолеты с высоты 30—50 метров провели штурмовую атаку колонны танков на дороге Даугавпилс – Псков. Мы учли, что у большинства танков во время наступления башенные орудийные установки обращены вперед по движению.

Герой Советского Союза майор Щелкунов атаковал танковую колонну с тыла. Самолеты шли по одному с учетом направления солнечных лучей. Эффект оказался исключительно большим по сравнению с бомбометанием со средних и больших высот. Выполнив задание по штурмовке, все дальние бомбардировщики вернулись на аэродром. Лишь два самолета имели одиночные случайные пулевые пробоины.

Такой же метод систематической атаки по танкам и автомашинам противника мы применили своими бомбардировщиками на дороге Невель – Великие Луки. Погода в этот момент была весьма неблагоприятная: стояла облачность, исключавшая обычные полеты. Высота облаков доходила до 70—100 метров. Шел дождь. И тем не менее мы провели атаку колонны на малых высотах. Здесь мы также не имели потерь. Фашистская моторизованная дивизия была задержана больше чем на сутки.

Что обеспечило успех боевых операций наших бомбардировщиков? Мы подходили к мотоколоннам врага скрытно, на малой высоте, из-за укрытий, в частности из-за леса, при большой угловой скорости перемещения самолетов. При таких условиях у врага не хватает времени, чтобы открыть огонь из зенитных пулеметов и из мелкокалиберной зенитной артиллерии.

Атака бомбардировщиков по танкам с малых высот выгодна еще и потому, что истребители не имеют возможности напасть на наши бомбардировщики снизу.

Таким образом возможно и целесообразно использование дальних бомбардировщиков против танков, преимущества этого – налицо.

Образцы самоотверженности в борьбе с танками германских оккупантов показывают славные летчики нашей части – Герои Советского Союза майор Щелкунов, капитан Крюков, майор Малыгин. Отлично борются с немецкими мотомехвойсками капитан Юспин, капитан Голубенко, старший лейтенант Зуев, лейтенант Кибардин, капитан Шведовский и многие другие.

В историю нашей части вписан незабываемый пример бесстрашия и мужества экипаж самолета лейтенанта Булыгина имел задание разрушить переправу через реку Березину, чтобы задержать мотомехвойска, фашистов. Комсомольцы лейтенант Булыгин, штурман Колесник, стрелки Титов и Кусенков смело взяли курс на вражескую переправу. У цели бомбардировщик был встречен мощным огнем зенитной артиллерии немцев. Прямым попаданием врагам удалось зажечь бомбардировщик Булыгина. Пламя быстро охватило самолет, груженный бомбами. Булыгин вместе со своим экипажем избрал геройский выход. Он направил пылающий самолет на фашистскую переправу, по которой ползли немецкие танки. Раздался страшный взрыв. Переправа рухнула, похоронив вместе с собой немецкие танки. Продвижение фашистской мотоколонны надолго остановилось.

Таковы люди нашей части. Они презирают смерть и не щадят жизни во имя спасения родины, во имя разгрома немецких оккупантов.

Действуя под Ленинградом в плохих метеорологических условиях, мы накопили ценный опыт, который используем теперь в боях под Москвой; в частности, практика подтверждает, что облачность в 100—150 метров с незначительной видимостью – это лучшая погода для действия бомбардировщиков по фашистским танкам.

Действуя против танков и других объектов, наши бомбардировщики не раз сталкивались с истребителями противника. Излюбленный метод немецких истребителей при нападении на наши бомбардировщики – это атака снизу в хвост и сбоку в хвост с целью уничтожить стрелка, а затем зажечь моторы и баки. Такую тактику летчики наших бомбардировщиков изучили и вовремя разгадывают. Наши стрелки не раз успешно отражали бандитские наскоки фашистских истребителей. Здесь наиболее отличились воздушные стрелки, великолепные мастера своего дела, сбившие по 1—2 вражеских самолета: старшина Смирнов, ст. сержант Анкудимов, мл. сержант Суббота, мл. сержант Теняев и многие другие.

Какие выводы напрашиваются из опыта работы дальних бомбардировщиков, действующих по танкам?

Целесообразнее всего использовать дальние бомбардировщики для борьбы с танками в плохих метеорологических условиях.

Необходимо шире практиковать использование в наших эскадрильях автопилотов.

При ясной погоде действия дальне-бомбардировщиков против танков необходимо прикрывать истребителями.

Полковник Батурин. Действующая армия.
      
//Справка: согласно ресурсу «Авиаторы второй мировой» читаем: «Василий Ефимович Батурин. Летному делу учился в 1912 г. в Англии. В 1917 г. перешел на сторону Советской власти. Летал на воздушных кораблях «Илья Муромец», наносил бомбовые удары по войскам интервентов, по войскам Деникина. 13.08.41 г. полковник Батурин назначен командиром 40 дбад. 05.02.42 г. погиб при катастрофе самолета Ил-4 в районе Тулы»//.

*****
Прицельное бомбометание по танкам. «Сталинский сокол» № 32 от 21.11.1941 г.
---------------------------------------

1. Подготовка к полету на земле

Бомбардировка вражеских танковых колонн – операция довольно трудная, требующая значительной подготовки на земле. Детали штурманской подготовки полета хорошо известны каждому летчику и штурману. Поэтому следует лишь более подробно остановиться на некоторых особенностях этой подготовки, подсказанных пятимесячным опытом войны.

Решающее значение при подготовке полета на земле имеет выбор маршрута. Дело заключается не только в том, чтобы найти кратчайшее расстояние от места взлета до цели. Крайне важно, чтобы маршрут пролегал через те пункты, где по донесениям разведки находится наименьшее количество зенитной артиллерии и сосредоточено мало или нет совсем войск противника.

Это необходимо в целях маскировки, чтобы вражеские войска не смогли нас упредить, т. е. не успели бы передать в район цели сведения о пролете наших самолетов.

Еще на земле нужны полная договоренность и взаимопонимание как между экипажами самолет звена (в дальнейшем речь будет идти о бомбардировке танков звеном самолетов, как наиболее распространенном способе), так и между отдельными членами каждого экипажа. Надо заранее знать, каким образом лучше выйти на цель, чтобы полностью использовать солнце, облачность, нижнюю кромку облаков и т. д. Все ведомые предварительно должны знать, как поступит ведущий при встрече с истребителями (принять бой, обмануть или уйти сразу), договориться между собой о технике пилотирования, о сигналах, обо всех неожиданностях, которые могут произойти в полете (если, например, ведомые потеряют ведущего, откажет внутренняя связь, пулемет и т. д.).

Однажды у стрелка-радиста моего самолета отказал пулемет. Об этом надо было дать знать экипажам ведомых самолетов. Тогда я усилил огонь по вражеским истребителям. Экипажи поняли, в чем дело, подошли поближе и мощным огнем прикрыли мой самолет. Понятно, что наши действия были бы еще более согласованной, если бы мы заранее, на земле, предусмотрели такой случай.

Для того, чтобы избежать потери ориентировки, надо перед полетом детально изучить район действия, знать все характерные реки и дороги, населенные пункты, складки местности.

2. Немецкие танки в движении и на стоянке

Бомбардировщики атакуют танки в двух положениях: когда те находятся в движении и на стоянке. Атака танков непосредственно на поле боя поручается обычно штурмовикам.

Выгоднее всего застать немецкие танки в тот момент, когда они находятся сравнительно далеко от линии фронта, иначе говоря, когда резервные мотомехколонны врага двигаются к фронту с целью подготовки прорыва.

В это время танки идут крупными концентрированными колоннами по шоссе или большаку. При подходе же к линии фронта танки рассредоточиваются и направляются дальше по проселочным и лесным дорогам группами по 15—20 машин.

Как правило, немецкие резервные танки двигаются не по самой дороге, а по ее обочинам, причем каждая машина обычно отстоит от другой на 70—80 метров. Выглядит это примерно так: предположим, что головная группа танков идет по левой обочине дороги. Вторая группа идет на расстоянии нескольких десятков метров уже по правой обочине. Третья группа держится на солидной дистанции от второй, но снова по левой обочине и т. д.

При этом немцы всячески используют складки местности, кустарник и опушки леса.

Наиболее удобно атаковать танки на рассвете, когда они после привала собираются в дальнейший путь. Если они еще не успели тронуться, то такую цель поразить сравнительно нетрудно. Но если танки уже двинулись, то все равно пройдет немало времени, прежде чем колонна растянется на большую дистанцию. Кроме того, на рассвете средства противовоздушной обороны противника (истребители и зенитные установки) действуют относительно вяло или во всяком случае не так интенсивно и сосредоточенно, как днем.

Немцы тщательно маскируют свои танковые колонны. Сейчас уже установлено, что с наступлением зимы они окрашивают танки в белые и серые цвета, а на отдельные машины надевают чехлы из белого полотна.

Танки в движении с большой высоты узнаются по контурам. Они имеют форму квадратов с выпуклостью посередине. С небольшой высоты (до 1000 метров) можно различить даже тщательно замаскированные танки. Так, однажды я заметил на поле несколько больших поленниц. От поленниц падала квадратная тень и, кроме того, в разные стороны шли следы гусениц. По этим признакам я и определил, что здесь скрыты фашистские танки. Поэтому при полете на небольших высотах надо внимательно просматривать землю и, обнаружив следы гусениц, ведущих к скирдам сена, поленницам и даже домикам, немедленно докладывать об этом командованию. В невинных, на первый взгляд, предметах могут оказаться немецкие танки.

3. Полет, выход на цель и бомбометание

Полет на своей территории до линии фронта следует совершать под облаками. Это выгодно потому, что, сличая карту с землей, можно отмечать на карте время действительного местонахождения самолета. Линию фронта нужно перелетать уже в облаках и по расчету времени выходить на боевой курс.

Как производить бомбометание по танкам, находящимся в неподвижном состоянии?

В конце октября мне пришлось летать на ведущем самолете в составе звена для бомбежки крупной танковой колонны, стоявшей у деревни на шоссейной дороге. Мы вышли на цель с тыла, со стороны солнца. Группа истребителей сопровождения находилась в этот момент выше и несколько впереди нас, прикрывая пути отхода. Когда мы вышли на шоссе, то перестроились и на боевом курсе шли строем правого пеленга. Бомбометание мы производили последовательно каждым самолетом, т. е. ведомые самолеты сбрасывали бомбы не одновременно с ведущим, а в порядке очередности.

Бомбометание одновременно звеном, т. е. залп бомб, не рекомендуется, так как при этом поражается лишь небольшой участок и не будет перекрыта вся колонна. При бомбардировке такой узкой цели, как танковая колонна, особенно важное значение имеет боковая наводка. Ее надо добиваться во что бы то ни стало.

Если бомбометание происходило с небольшой высоты и в воздухе не было вражеских истребителей, то после бомбежки можно спикировать и обстрелять колонну из пулеметов. Тут тоже нужна согласованность действий, особенно в использовании огневых средств. В момент пике удобно вести огонь летчику, в момент выходе из пике и на горизонтальном полете – стрелку-радисту.

Танки в движении представляют собой длинную узкую цель. В отличие от первого случая здесь выгодно сбрасывать бомбы серийно, всем звеном одновременно, так как ведомые не всегда успевают уследить и за действиями ведущего и за движением колонны. Подходить к цели рекомендуется уступом (клином, растянутым в одну сторону).

Если все экипажи звена имеют хорошую подготовку, то можно и в этом случае производить прицельное бомбометание в порядке очередности самолетов. Как и при бомбардировке неподвижных танков, штурманы сбрасывают бомбы не вместе с ведущим, а прицеливаются самостоятельно.

Здесь также очень важно следить за боковой наводкой и, кроме того, при прицеливании учитывать движение танков. Точку прицеливания следует брать не по танку, а немного впереди его. Интервал между бомбами должен быть максимальным.

Во всех случаях нужно выходить на цель по солнцу, со стороны немецкого тыла и по возможности из тонкого слоя облачности. Если по выходе из облаков цель не обнаружена, то надо восстановить детальную ориентировку и атаковать запасную цель.

Успех бомбометания во многом зависят от высоты. Если погода ясная, безоблачная, то бомбить целесообразно с высоты 2.500—3.500 метров в сопровождении истребителей. Для защиты от зенитного огня следует маневрировать, главным образом по высоте и очень немного по направлению, стараясь не растерять звено.

При высоте облачности не ниже 1.000 метров высота бомбометания будет соответствовать 1.000—1.500 метрам. В этом случае огонь вражеских зенитных пулеметов становится неэффективным.

При высоте облачности менее 1.000 метров надо стараться бомбить из нижней кромки облаков. Практика показала, что при полете на боевом курсе с высотой до 400 метров бомбить с помощью прицела нет никакого смысла, так как поле зрения на такой высоте невелико, а при большой скорости полета не успеваешь следить за целью. В этом случае боковую наводку лучше производить по красной черте на целлулоиде нижней части кабины, а угол прицеливания определять по заранее разбитой сетке на нижнем стекле кабины.

4. Борьба с вражескими истребителями

Немецкие танковые колонны почти всегда прикрываются с воздуха патрульными группами истребителей. Истребители пытаются поймать наши самолеты или до подхода к цели, или после ухода, так как иначе они рискуют попасть под огонь собственных зениток. Поэтому каждому экипажу бомбардировщика нужно изучить тактику немецких истребителей и знать, как с ними бороться.

Если истребителей немного, то можно смело принимать бой. Если же враг имеет численное превосходство, надо уходить. При ясной погоде или при редких облаках уходить надо с принижением, на большой скорости, непрерывно маневрируя по направлению. В случае большой облачности немедленно входить в облака.

Экипажи бомбардировщиков нашей части неоднократно с успехом применяли один новый маневр. Как известно, вражеские истребители для атаки всегда стараются зайти в хвост. Поэтому, когда они, напав на нас, пытаются зайти в хвост, мы не уходим от них по прямой, а разворачиваем самолет в их сторону. В этом случае, во-первых, штурман получает удобную позицию для стрельбы, а во-вторых (и это главное), истребители лишаются возможности совершить атаку и вынуждены снова пытаться зайти в хвост.

Получается своеобразная карусель, при которой немцы никак не могут найти выгодную точку для атаки. Этот маневр можно повторять несколько раз, пока не удастся заскочить в облака.

Разворачиваться при этом маневре нужно с небольшим креном, чтобы не отстали ведомые. Те в свою очередь должны держаться плотно к ведущему, чтобы огонь всех пулеметов был массированным.

Старший лейтенант, штурман Т. Зуйко. / Зуйко Тимофей Михайлович/

*****      
КРАТКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА БОЕВ С ТАНКАМИ И МОТОМЕХПЕХОТОЙ ПРОТИВНИКА ЗА 4,5 МЕСЯЦА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / Из опыта боевой работы 7-го авиаполка 40 ад/.
-------------------------------------      

За 4,5 месяца войны с полчищами немецкого фашизма летчики, штурманы и стрелки-радисты нашего 7-го ДБАП произвели более 500 самолетовылетов, сбросив на цели противника до 400 тыс. кг, бомб различного калибра боевого свойства, причем до 85- 90 % от общего числа - налеты совершались по танкам и мотомехчастям противника.
      
Личный состав нашего полка за этот период накопил значительный опыт по борьбе с этими родами войск и обобщение этого опыта, в целях наиболее эффективного действия против вражеских сил, представляет, безусловно, большую ценность. Однако, надо сказать, что до самого последнего времени вопросам обобщения боевого опыта внутри части и дивизии мало или совсем не уделяется внимания.
      
Исходя из боевого опыта личного состава полка по борьбе с танками и мотомехчастями противника, можно сделать следующие выводы:
      
1/ В ясную безоблачную погоду налет лучше всего производить днем, группой от 3 до 9 самолетов, в сопровождении звена или двух звеньев истребителей, при бомбометании с высоты 600 - 800 м. Бомбометание производить звеньями в строю «клин» или «пеленг», в зависимости от характера цели, при этом эффективность бомбометания будет наибольшая.
      
Особенно следует предусматривать вопросы внезапности и захода с солнечной стороны, на задросслированных моторах и т.д.
      
Посылка на боевое задание одиночного самолета, в указанных выше метеоусловиях - бесполезная потеря экипажа, так как обычно танковые и мотомехколонны противника прикрываются зенитной артиллерией и истребительной авиацией.
    
2/ При наличии облачности 100- 400 м, налет производить одиночным самолетом. Это обеспечивает прицельное бомбометание каждому экипажу, свободу маневра самолета в зоне огня ЗА и истребительной авиации противника. Сопровождение истребителей не требуется, так как уход в облака обеспечивает полную безопасность экипажу. Бомбы должны быть снаряжены взрывателями замедленного действия. При данных метеоусловиях, место расположения цели должно быть указано наиболее точно.
      
3/ Ночные налеты по танкам и мотомехчастям могут производиться при наличии точных разведданных, одиночными самолетами с задачей изматывания живой силы противника, так как эффективность бом­бометания при ночных налетах на эти цели - довольно низкая.
      
4/ Для поражения танков и мотомехчастей противника - лучше всего применять бомбы ФАБ-100 и АО-2,5, имея при этом на каждом самолете 60- 70% бомб фугасного действия и 40 - 30% - осколочных.
      
5/ При бомбометании танков и мотомехколонн, в связи с тем, что противник имеет возможность вести уязвимый огонь из всех видов оружия, особое значение приобретает защита экипажа и самолета от прямых попаданий. Поэтому необходимо поставить стрелку - радисту вертикальную бронеспинку задней полусферы и бронированный пол кабины в районе люкового пулемета, летчику и штурману - бронированный пол кабины. Бензобаки должны быть все протектированы и снабжены противопожарной проводкой/СО2/.
      
6/При налете на мотомехколонны, пулеметный огонь с самолета вести обязательно, так как он наносит значительный ущерб живой силе противника и деморализует его огонь зенитных средств.
      
7/ Истребители противника, как правило, атакуют группой одиночный самолет, нападая одновременно с разных сторон, рассредоточивая внимание стрелков. Первые удары они наносят по кабине стрелков - радистов. В этих случаях наши экипажи выходили из боя, маскируясь в облаках или переходили на бреющий полет, теряясь на фоне местности /летчик Петриченко, Горевалов и др./, при этом маневрировали скоростями, что уменьшало прицельность огня противника.
      
8/ В борьбе с мотомехчастями и танками противника, у личного состава есть пожелания - усалить вооружение самолета более мощными огневыми средствами, как установка огнемета «PC» и др.
***
    
Из всех многочисленных вылетов по разгрому мотомех и танковых колонн противника особые заслуги, смелость и отвагу следует отметить экипажей летчиков т.т. Захарова, Прокофьева, Грудакова, Акуличева и Куровского. Так, летчик т. Захаров со своим штурманом т. Васильевым произвели 26 боевых вылетов на разгром вражеских танков, который раз нанося большие потери врагу. Были случаи, когда они в течении 10 - 15 минут на бреющем полете расстреливали вражескую живую силу и мотомехтранспорт.
      
Летчик т. Прокофьев со штурманом т. Макровым также 22 раза ходили на разгром вражеских танков. И каждый раз, как возвращался этот экипаж с боевого задания, товарищи поражались их смелостью и отвагой.
      
Молодые пилоты т.т. Туровский,  Акуличев и Грудаков после первых двух - трех боевых вылетов на врага, заслуженно завоевали у товарищей репутацию бесстрашных, смелых и решительных борцов за честь и благополучие Родины. Каждый из них, несмотря на свою молодость, уже произвел более десятка вылетов на бандитские полчища вшивых гитлеровцев, громя и коверкая вражеские машины.
      
Майор Щербаков. [АРХИВ МО СССР, Ф. 40 БАД, Оп.  1, Д.15, Л. 80- 83].


Рецензии