Рейс из Парижа. Часть 2

              Памятники русской архитектуры. 18 век Москва



Эта часть романа является продолжением первой части романа «Рейс из Парижа».

               

Да, это она – моя Каролин прилетела ко мне в Москву, чтобы профессионально познакомиться с дворцами и парками, которые сохранились в Москве от семейства графа Шереметьева (его поместья в Останкино и Кусково), а также знаменитая  Усадьба  Архангельское  князей Юсуповых.
Мы с Каролин обсуждали ещё один прекраснейший раритет Москвы – это Государственная Третьяковская галерея. Но поскольку каждый из нас в отдельности ещё до нашего знакомства побывали в Лувре в Париже и билеты на Париж у нас были взяты на определённое число, мы решили не посещать Галерею, хотя по своему содержанию Лувр и Третьяковская Галерея - это далеко не похожие друг на друга музеи Мира. Честно говоря, я больше люблю Третьяковскую Галерею из-за её большей понятности и доступности нашему русскому пониманию. Лувр, на мой взгляд, это – энциклопедия Западной Европы, а Третьяковская Галерея – это больше энциклопедия русской живописи, хотя и западная там тоже присутствует.

Я не рассказывал Каролин о своей московской квартире.  В прошлый раз, когда она приезжала, мы встречались в гостинице. Она тогда ни о чём меня не спрашивала. У неё были другие цели. Она была переполнена любовью ко мне, и, как потом она призналась: она хотела ребёнка от меня.  Нам удалось это всё исполнить, и сегодня наш сын Валери, уже подросший, ждёт меня в Авиньоне вместе с бабушкой.
Однокомнатная квартира на Профсоюзной улице досталась мне в наследство от моего дяди по отцовской линии. Они с сыном закончили Московский медицинский институт, поступили в ординатуру, написали диссертацию по психиатрии. Дядя был уже в зрелом возрасте, а сын его Александр был моим ровесником.
В те времена психиатрия была не в почёте у правительства. Диссертацию им защитить не разрешили.  Этим заинтересовались в США (как они узнали, я этого не знаю). Тем  не  менее,  к ним приехали люди, заключили с ними долгосрочный контракт и пообещали быстрое оформление гражданства Соединённых  Штатов.
Они разменяли свою трёхкомнатную квартиру на двухкомнатную и однокомнатную квартиры. Однокомнатную завещали мне (буквально месяца два до этого я был у них в гостях. Мы довольно часто встречались в Москве в их замечательной квартире, где в меня заложили неугасимую любовь к медицине).
Двухкомнатную квартиру в Москве и такую же квартиру в Перми (жена дяди к тому моменту умерла и наследников никаких не осталось) они продали.
Конечно, проводов никаких не было. Я знал только о дате их вылета в Нью-Йорк. Знаю, что их хорошо устроили, но пришлось доучиваться в медицинском Университете уже в Америке. Прошло два года, и они оба успешно защитили диссертацию по одной из сложнейших тем психиатрии. Дядя стал Главным психиатром Нью-Йорка (чуть позже),  а  Александр – директором «Скорой 911». После этого моя связь с ними прервалась.
Я долгое время сдавал эту квартиру жильцам по совету дяди, на чём заработал хорошие деньги. Позже жильцы купили себе отдельную квартиру, а я занялся её ремонтом и обустройством. Каролин тогда я ещё не знал.
Вот такая краткая история с московской квартирой, о которой я рассказывал моей Каролин, когда свежие, отдохнувшие мы лежали вечером на кровати. Она не выпускала меня из объятий. Мы чувствовали себя родными, и наслаждались друг другом.
                ***
На утро мы никуда не спешили, Каролин лежала у меня на плече, и я объяснял её свои планы дальнейшего знакомства её с лучшими  ансамблями  паркового зодчества Москвы. У Каролин загорелись глаза. Ей такая программа пришлась по душе.
Всё, что я хотел ей показать, я показал сначала на карте, которая была расстелена на столе.
Первым пунктом нашего путешествия был Шереметьевский дворец в Останкино. Вторым пунктом на другой день была Усадьба Шереметьевых в Кусково.
И, наконец, третьим пунктом было посещение Усадьбы князей Юсуповых в Архангельском. Может быть удастся доехать до Дворца Волковых - Юсуповых в самой Москве. Но это уже будет сверх моего плана.
Каролин, как девочка, хлопала в ладоши.
Позавтракали и стали собираться в путь.
                ***
               
В начале моего романа, а он же и рассказ, я хотел бы высказать своё мнение о том, что мы в нашем (послереволюционном) государстве построили, чтобы это осталось на века и представляло бы историческую и художественную ценность. Ещё раз  подчёркиваю –  мнение  это только моё.
Мы в советский период в СССР и далее в России не построили значительных зданий, где бы была воплощена классика великих зодчих, мы не посадили и не обустроили парков (возможно Зарядье поздние годы), которые стали бы шедеврами, мы не построили красивых городов, изяществом которых восхищались бы наши потомки.
Мы построили заново Храм Христа Спасителя!  Хоть этот Храм и Слава Богу!
А чем мы любуемся сегодня?  С-Петербург: его Зимний дворец, Ростральная колонна, Генеральный штаб и его арка, Адмиралтейство, памятник Петру I, здание Сената, Академия художеств, Университет (Бывшие 12 палат), Стрелка Васильевского острова, Исаакиевский и Казанский соборы, Дом книги и Аничков мост, Русский музей и консерватория, Балетная академия, Летний сад, Лебяжья канавка и множество других сооружений в том числе Петродворец, его верхний и нижний парки, его фонтаны. Константиновский дворец. Можно перечислять без устали и есть, чем гордиться!
А кто и когда всё это строил? Великие зодчие. Но всё это было давно, но не забыто и представляет сегодня нашу гордость и привлекает тысячи туристов со всего света!
И ещё: взгляните на Невский проспект- вы не увидите высотных зданий, нарушающих стройную перспективу этой главной артерии города. И уж тем более не увидите небоскрёбов, не свойственных этому городу.

Некогда красивая Москва превратилась в уродливый город с ненужными там небоскрёбами, с жилыми зданиями выше двадцати этажей. Раритеты Москвы утонули среди помпезных сталинских зданий. И, если сталинские высотки как - то прижились за долгие годы, то Москва раскинулась на огромные пространства новых жилых районов, построенных бездарно и хаотично.
 Храм Василия Блаженного и сам Кремль – тоже раритеты и ими тоже можно гордиться. От них веет вековой историей.
А я хочу рассказать о том, что ещё сохранилось в Москве красивого, раритетного, достойного того, чтобы этим можно было гордиться и показывать туристам.

                Шереметьевский Дворец в Останкино.
       
Мы вышли из квартиры и отправились в метро. Я мог бы купить машину, но пока не делал этого, приберегая деньги для Франции. В том, что вскоре я буду жить в Авиньоне и надолго, я в этом не сомневался.
Добраться до Останкино было очень просто. Вскоре мы были уже на месте. В заголовке романа показана вся усадьба графа Шереметьева.
 
Мы с Каролин, как профессионалы, решили рассказать всё по порядку.

Шереме;тевы — один виднейших боярских родов  царства  Русского  и Российской  Империи, к которому принадлежал воевода, генерал- фельдмаршал Б.П. Шереметьев, первым в России пожалованный (в 1706 году) титулом графа.  Род   внесён в Бархатную книгу. С него и начинался род Шереметьевых. Служил при Петре I.

Пётр Борисович Шереметьев- сын Бориса Петровича -
генерал-аншеф, обер-камергер Императорского двора при Петре III и Екатерине II, сенатор. С 1780 - московский губернский предводитель дворянства. Владелец усадеб Кусково, Останкино. создал балетную и живописную школы, крепостной театр.

В 1743 году княгиня Варвара, единственная дочь канцлера Российской империи Алексея Черкасского, вышла замуж за графа Петра Шереметьева, объединив два богатых и знатных российских родов. Вошедшая в приданое усадьба принадлежала Шереметьевым вплоть до 1917 года.

 Поскольку Петр Шереметев регулярно жил в своей родовой усадьбе Кусково, Останкино при нём было хозяйственной вотчиной. По его указанию на этой территории организовали регулярный сад квадратной формы, выстроили теплицы и оранжереи, в которых выращивались лимоны, персики, гранаты, миндаль, фиговые и оливковые деревья.
 
Расцвет усадьбы связан с Николаем Петровичем Шереметьевым (сыном графа Петра Шереметьева), который сделал Останкино своей летней резиденцией и создал театральную труппу, состоявшую из более чем 300 человек.

 При нём Останкино стало одним из самых красивых усадебных ансамблей России. Николай Шереметев был человеком высокообразованным, увлекался искусством и идеями Просвещения.
 Он решил воплотить в России одну из этих идей: построить «пантеон искусств» — здание, которое бы совмещало в себе театр, картинную галерею и библиотеку.

В 1792 году в Останкине началось строительство дворца-театра по проекту архитекторов Франческо Кампорези, Ивана Старова и Винченцо Бренна. Открытие театра состоялось в июле 1795 года, отделка интерьеров завершилась к 1798 году. Реализацией проекта и оформлением занимались крепостные зодчие Шереметьева – Павел Аргунов, Григорий Дикушин и Алексей Миронов.               
Вся эта преемственность, высочайшая образованность и позволили создать великие произведения искусства, сохранившиеся до наших дней – живые свидетели созидания Российской империи.  Заметьте: созидания, а не разрушения!
Всё это я рассказывал Каролин, а она слушала меня с восхищённым взглядом. Мы шли с Каролин по усадьбе и обсуждали то, что в те времена в России могли выращивать свои «заморские» фрукты, а не покупать их за границей.
Нас пропускали, не смотря на начавшиеся работы по реконструкции и восстановлению многих сооружений.

Каролин специально начинала говорить по – французски перед начальством производителей работ. И они с удовольствием начинали рассказывать, что в ближайшее время откроется для осмотра.
Двое мужчин, не стесняясь, рассматривали Каролин. Француженка для них была здесь совершенно необычным человеком.

Женщины Франции как бы они не были одеты, в них всегда оставался особый шарм, который свойственен только им. И их легко можно узнать повсюду.

Но поскольку Каролин прекрасно говорила по-русски, мы через некоторое время уже тепло прощались с нашими новыми знакомыми, которые обещали, что панорама Останкинских  владений  семейства  Шереметьевых откроется в 2020 году. Мы обещали, что обязательно приедем.

С 2013 года по настоящее время Шереметьевский дворец и парк находятся на реставрации. Работы планируется закончить в 2020 году. Поскольку усадьба построена из сосны, основной задачей реставраторов является восстановление деревянных перекрытий, замена основообразующих элементов конструкций.

Жалко было только одно, что не все в Москве понимают значение раритетов, которые есть в столице, и не всегда эта программа достаточно и в сроки финансируется. На площадках рабочих и реставраторов в этот день не было видно.

Мы вернулись ко мне домой. Полная впечатлений от увиденного, Каролин нежно прижималась ко мне. Её глаза блестели. Через некоторое время мы уже обнимались в постели, обсуждая наше будущее бракосочетание.

Москва уже второй раз вносила новизну в наши чувства, и вскоре я и Каролин уже проваливались в ту бездну, о которой ей когда-то сказала её подруга Мари.

Как хорошо, что мы тогда все трое встретились в Авиньоне. Этот город стал прологом нашей любви с Каролин, наших путешествий с ней по югу Франции.

 Прованс сблизил нас, и по возвращении из княжества Монако я сделал ей предложение стать моей женой.

Казалось, как давно это было. На самом деле это было всего несколько месяцев назад. На завтра мы наметили заехать в наш департамент, чтобы продлить мою визу во Францию согласно привезённым Каролин документам.

Продолжение следует.


Рецензии