Я с войны возвратился домой

               
                ДЕТСТВО.               
               
               
               
                Довоенные судьбы очурских ребятишек складывались почти одинаково. Вот и Николай Ильич Котов начал трудиться уже с семи лет. Семья была большая , жили бедно. Боронил огород, полол грядки. Зимой, в любую погоду, надев шубенку и прихватив саночки, ходил за дровами в бор, на острова. В школе проучился всего 5 лет, в шестой класс не в чем было пойти. Рубашка с братом  Васей была одна на двоих.  Сначала семья жила единолично, потом вступила в колхоз. Целыми днями ходил Николушка босичком за плугом. зарабатывая трудодни  За один вспаханный гектар земли ставили "палочку". Позже выучился на тракториста. Первый трактор был чудной, на колесах-колючках, кабины не было, а трясет! Спасу  нет!               
               
               
               
                СЛУЖБА.               
               
               
               В армию Николая призвали в 1941 году, еще до начала войны. Третьего мая собрались за столом на проводины. Все выпили по рюмочке, дали наказ служить верой и правдой  да вернуться домой живым и невредимым. Когда гостьи стали расходиться, разразилась страшная гроза. В считанные минуты по дороге покатились лавины воды, хоть на лодке сплавляйся. Посмотрел дедушка Никита Карпович в окошко, покачал головой:"Ох, Маруся, не в хорошее время мы его провожаем!"  Новобранцев с Бейского района довезли до Красноярска. Гадали парни:"Куда же нас-на Запад, на Восток?" Оказалось. на Восток , в город Комсомольск. Там жили во времянках из теса, в палатках. Строили оборонный завод. Дождь ни дождь, грузили бревна, гоняли плоты, утепляли трубы, бетонировали огромный котлован, резервуар для нефти. Утром, как загудит гудок, жуткое дело, сколько народу движется к стройке..               
               
               
                ВОЙНА.               
               
               
               
                Тут и застало их известие о начале войны с фашистской Германией. До этого времени служили они вместе с земляком ,Константином Лаврентьевичем Потылицыным, который после войны 40 лет проработает в очурской школе учителем. А потом их пути разошлись. Костю, как более грамотного , отправили на курсы младших командиров, а Николая-в артиллерию.   Оказался молодой солдат в самом пекле. В июне 1943 года отправили его на Второй Украинский фронт. Шли тяжелейшие бои. Их дивизией командовал генерал-лейтенант Голубовский. На вооружении появились новые пушки с поворотно-подъемным механизмом. Назначали Николая командиром орудия 87 артиллерийского батальона. В июле, во время передислокации, напоролись на мину. Вылетели из машины, кто куда. Пушка перевернулась. кого-то придавила. Николая контузило. Сквозь пелену, застилавшую глаза, видел. как оставшиеся в живых, волокли раненых, прятали в окоп убитых.Так оказался он в госпитале. Вместе с ним лежали бойцы:Саша Стальнов, Коля Швед, Казакевич. В памяти сохранились их лица, видит он их, как живых. Запомнился и командир Казберук. Нерусский, здоровенный мужчина. Ему из двух шинелей пятого роста сшили одну, а весом он был 106 килограммов. Красавец, глаз не оторвешь от него! Да только война не разбирала, колотила всех подряд и красавцев, и мерзавцев. Шесть месяцев пробыл в госпитале. В свой полк больше не попал, а продолжил службу в 85 артиллерийском полку. Победу встретил на Червонной Горке, недалеко от Куйбышевки Восточной.               
               
               
                ВОЗВРАЩЕНИЕ.               
               
               
               
               
                Не чаял я вернуться домой живым, не надеялся, что переступлю порог родной избушки. После демобилизации снова родные места. Прибыл в Абакан, а в Очуры попасть не могу. Машины туда не ходили, их попросту не было тогда. На попутных через Минусинск, там берегом Енисея. Вот мелькают Знаменка, Казанцево, шушь, Каптерево, Покровка. Отсюда уже рукой подать до нас. От Покровки пошел пешком. Вышел на бережок, зашел в воду, помылся, снял сапоги и ноги помыл. Глупый. Осень ведь была, вода холодная. Ну, наконец, и Ямки, а Очуры , как раз напротив, даже дома видны. Как же переплыть?! Встретил тут на счастье хорошего знакомого, Сашу Соловьева, он пришел по ранению. Без лишних слов посадил меня в лодку и переплавил на тот берег. Я его поблагодарил, говорю, может, еще встретимся. Да так больше и не довелось. К своему дому подходил уже в сумерках Вошел, встал у порога, вижу, мама на стол накрывает.Протянул руки, здороваюсь:"Здравствуй, мама!" Она как бросится ко мне:"Ох, сынок!" Припала, потом стала ощупывать меня, плачет:"Ножки-ручки у тебя целые, сынок?" "Целые, мама!"               
               
               
               
                Тут дверь распахнулась, залетает с улицы Степка, братишка, повесился со всего маху на шею, ножки подкорючил и застыл на мне. Прижимаю его к себе, ведь уходил в армию на руках его нес. Переплакали мы. Поужинали.Я насмотреться на своих не могу! Воздухом родным надышаться! Стала мама постель стелить. Себе на кровати, нам на полу-дохи, подушки. Заснул я крепко. Только вскоре чувствую, кто-то тормошит меня. Открыл глаза, не пойму со сна, где я, что со мной? Вижу, сидит передо мной испуганная мама:"Что с тобой, Коленька? Почему ты так кричишь?" А мне почти каждую ночь и даже до сих пор снится, как движется на меня вражеский танк. А я не могу шевельнуть ни рукой, ни ногой. Цепенею от страха. Танков все больше, больше, они все едут на меня, все едут... И тогда я кричу каждый раз так, что все вскакивают с постели от моего крика. Так и просидела возле меня на маленьком стульчике моя мамочка всю ночь. Утром видел в ее руке платочек, весь мокрый от слез. Утром проснуться-то я проснулся, а встать не могу. Распухли ноги по колено. Метнулась мама за порог:"Пойду, бабку Харьчиху позову, это у тебя не иначе, как рожа, остудил ты ноженьки!" Возвратилась быстро. Бабка принесла пороху, мама сложила на загнеточке щепочки, подожгла их. Я поставил ноги, куда мне сказали. Шепчет что-то бабуся, лучину к огню подставляет и порох туда подсыпает клубочками. Потом стала мне ноги лучиной подкуривать. На прощанье подмигнула:"Не горюй, все будет хорошо".На другой день и впрямь полегчало".               
               
               
                ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ               
               
               
                Пришла к Николаю любовь. Женился он на Нэллочке, красивой и умелой.Хоть, сказать по правде, на войне и не мечтал, что будут у него когда-нибудь жена. детки. Все было бы хорошо, только прожили восемь лет, а детишек все нет. Горю помогла опытная, еще при царе начинавшая свою работу, акушерка ,фамилия ее была Погуляева. Они в Очурах были приезжие. "Ну, ладно,-говорит,-полечу, только потом, чтобы не проклинали меня, как дети посыплются!" Пошла с Нэллей и ее подружка Маруся Еременко. Поправила она их. Напоследок сказала:"Желаю вам всего доброго!" Затяжелела вскоре Нэллушка и принесла дочь, назвали мы ее Танюшка"  Николай Ильич рассказывает о своей жизни, а слезы катятся и катятся по его щекам. "Я тогда так радовался, летал, как на крыльях, любая работа мне была нипочем! Только случилась беда.Однажды начала моя женушка побелку, подняла тяжелую лоханку с известкой ,и лопнуло у нее что-то внизу живота. Услышал я крик, забежал в горницу, лежит она на полу, а под ней лужа крови. Позвонили в Белый Яр. Зима, дороги все перемело. Выехал хирург днем, а приехал только к утру. Звали его Иван Николаевич Колупаев. Посмотрел больную, нахмурился. Дело серьезное, срочно нужен дополнительный инструмент и операционная сестра. Везти женщину нельзя! Был он фронтовик, решительный, бывалый, четыре тысячи операций на его счету. Приказал нести дохи, запрягать коня, и помчались мы с ним в Шушенское. Предъявил он в больнице свой партбилет, другого документа при нем тогда не оказалось, дали ему нужные инструменты и медсестру Романову. Вернулись, стали готовиться к операции Жена попросила доктора:"Пусть Коля войдет, если я умру, то при Коле.Он меня отговаривал:"Не вынесешь!" Но я твердо решил:"Раз Нэлля просит, я зайду, я вытерплю!"Встал в соронке у двери. Дает врач указания сестре, та подает скальпель. Черканул он разрез сантиметров десять. Я еле удержался от крика, жалко до смерти! Задрожали у меня ноги, быстро кто-то поднес мне ватку с нашатырем. Пришел в себя. Так и простоял я, опершись на косячок, до самого конца операции. Когда провожал доктора. набрался храбрости, спросил:"Иван Николаевич, скажите честно, будут у нас еще дети?" Он посмотрел на меня, проговорил:"А хочется тебе детей?Будут! Непременно принесет сына!" Так все и получилось. Родился у нас сынишка.Да только недолго прожила Нэллочка, ушла от нас. оставила меня вдовцом, детишек-сиротками. Танюше было шесть лет, Сереженьке два года семь месяцев.               
               
               
                ЖЕНА КЛАВА               
               
               
                Женился я на Клаве.Хорошая попалась женщина. Прожили мы с ней 38 лет . Она мне сына Васеньку принесла. Трудно жили, много работали. Семья прибавилась .Кормить, одевать-обувать надо было. В дом хотелось что-то купить. Жили не хуже людей. Я всю жизнь в совхозе проработал Сначала комбайнером, потом двадцать лет чабаном.Радовались,когда за наш труд давали премии, подарки: пылесос, палас, это за удачно проведенный окот. Держали большое хозяйство. Все у нас с Клавой было пополам. Привыкли друг к другу. Вскоре и дети подросли, женились, парни армию отслужили. Танюша замуж вышла. Остались вдвоем. Только снова беда пришла в наш дом. Схоронил я Клаву. Случился с ней сердечный приступ , и враз смерть настигла ее. Ходила она в тот день к знакомым, показывала молодой хозяйке, как хлеб высаживать в русскую печку. Вернулась немного уставшая. Поздно вечером сели ужинать. Вдруг она как вскрикнет! Упала и больше глаз не открыла, словечка не промолвила. Обнял я ее, лежащую на полу, Бога молил, чтобы умереть мне вместе с ней......               
               
               
                А ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.....               
               
               
                Вот такая судьбинушка выпала на долю старому солдату. Болеет он часто, плохо слушаются ноги. Фельдшер Надежда Анатольевна Немыкина измеряет Николаю Ильичу давление. Потом просит тетю Дусю, с которой доживает свой век ветеран, принести шкатулку с лекарственными препаратами. Нашла нужные таблетки. Тетя Дуся принесла кружку воды, следит, чтобы дедушка, так ласково она зовет его, выпил все. "На бабушек мне везет,-говорит Николай,а сам снова и снова подносит к глазам платочек.Густые, мохнатые брови, кода он прикрывает глаза, ложатся ему на глазницы, как два пушистых беличьих хвостика.Слава Богу, живу с ней уже пятый годок. Она тоже овдовела. Вместе-то повеселей. Иногда ходим к брату Степану, так я уже кое-как назад иду;с одной стороны палочка, с другой-бабушка". Своих детей и внуков он сильно любит. Сережа и Вася живут в Очурах, Танюша за рекой в Ильичово. Навещают отца часто, помогают. Держит Николай Ильич хозяйство, привык работать...
               
               
               
                Восемьдесят лет отшагал он по родной землице... Как хочется в светлый День Победы встретиться с ветеранами, пойти в центр села, поклониться памятнику погибшим. Отсюда 55 лет назад ушел он на войну. На страшную войну! Пусть она никогда не повторится.  2000 год


Рецензии
Очень понравился Ваш рассказ, через все беды, жизнь продолжается! Светлое произведение!

Бронислав   10.01.2021 08:08     Заявить о нарушении
Когда узнаешь о судьбе таких людей, об испытаниях, выпавших им в жизни, то свои неудачи и беды сразу становятся незначительными. Война-большое горе. Наши деды и отцы воевали. Слава Богу, что мы живем в мире. Спасибо вам.

Татьяна Евсюкова   10.01.2021 08:33   Заявить о нарушении