Он сумасшедший?

Наташка вчера опять приезжала. Говорит:
- Мы сейчас разбираем творчество Фридриха Ницше. Как философ он довольно странный. Например, сам имел проблемы с головой, то есть  психическую болезнь, но считал, что у больных людей должна обязательно быть и философия упадочная, в то время как у него - прославляющая и укрепляющая жизнь. Как же ему, больному на голову человеку, могла быть свойственна прославляющая жизнь философия?  То есть шизофрения получается. Да и вообще, разве больной на голову человек может быть философом? Еще одно его странное понимание - о смерти бога. Ну разве бог смертен? Не менее странная нацистская концепция сверхчеловека - или он себя, больного на голову человека, считал сверхчеловеком? А кто же тогда слабоумный? Ну и наконец, этот человек даже не знал, какой он национальности. Его биографы считают его немцем, он же считал себя частично поляком. Также он считал русских нецивилизованным народом, но считал, что это хорошо. В общем, полный аншлаг.
- Видишь ли,- пояснила я,- дело здесь не в его больной голове, а в его стремлении проникнуть в суть вещей. Поэтому его и считают философом. Главное отличие его философии заключается в том, что он считал цивилизованные народы вымирающими и говорил, поэтому, что будущее за такими странами, как Россия. Выходит, что он считал, что русские (как, кстати, и поляки) ближе к понятию сверхчеловека. Что же касается его головных болей, то в мире известно много умственно больных людей, прославивших свое имя. Например Александр Македонский, Федор Достоевский, Петр I,  Вильгельм Стейниц, Василий Блаженный, Сократ, Блез Паскаль (после падения) и многие другие. И Фридрих Ницше тоже занимает достойное место в этом ряду. В то же время, многие умственно полноценные люди ничем не прославились.


Рецензии