Патронажные дети

Благодарность – память сердца.
Патронажные дети, это дети гражданской войны. После Гражданской войны наше государство было таким бедным и истощённым, что детям –сиротам даже пенсию не выплачивали. Патронажные дети, это сироты, которые были на обеспечении и довольствии того хозяйства, куда их направило государство. Так в Тарханке колхоз «Правда» стал патроном для детей сирот. Председателем в «Правде» был Гусев Василий Михайлович. В Тарханке на колхозном собрании решили так: по одному месяцу прибывшие  дети будут жить в какой-то семье. Семья обязана была одевать и обувать принятых детей, кормить, мыть в бане, следить, чтобы хорошо в школе учились.
Если ребёнка брала слишком старая бабушка, которая не могла уже работать в колхозе, то ей начисляли трудодни. В колхозе всё делалось на трудодни: давали зерно, мёд, масло и т.д. Так дети-сироты ходили по домам, кто возьмёт. Часто детей брала ране раскулаченная Янова Дарья Иннокентьевна с мужем. У них своих детей не было – умерли в таёжной ссылке. У всех патронажных детей не было учебников, тетрадей, но они все были отличниками, так как у детей тоже было задание: «Если будите плохо учиться, то в семью брать не будут».

Когда наступало совершеннолетие, патронажных детей забирали в армию. Во время ВОВ таких детей прямо из-за парты брали на фронт.
В Тарханской школе была традиция, провожать в армию особо – всей школой. В школе накрывали столы. Колхозные стряпухи пекли шаньги, и каждый школьник получал по шаньге. Готовили прощальный концерт и говорили слова напутствия. Братья Ефимовы Семён и Владимир так красиво и проникновенно пели, что многие плакали. Пели на два голоса с переливом.
Помнится, что из патронажных детей Устюжников погиб и назад в Тарханку не вернулся, а Грибцов Иван Иванович, отслужив в армии три года. После службы вернулся в Тарханку.
Пришёл он к своей учительнице, Тихонравовой Валентине Павловне. 
- Здравствуйте, Валентина Павловна. Вот отслужил. К Вам за советом пришёл, как к матери родной.
- О! Иван Иванович Грибцов! Я часто про Вас ученикам рассказываю и в пример ставлю. Мне всегда хотелось неожиданно Вас спросить и поймать на незнании. Но Вы, Иван, Иванович, ни разу не попались. Всегда отвечали, как на параде – только на «5!  Часто во время урока мне казалось, что Вы сидите и не слушаете. Вертитесь, крутитесь.
- Ну, Вы, меня перехваливаете, Валентина Павловна.
- Ладно, ладно, перехваливаю… Расскажите о себе.
- Я служил на Чукотке. Мне дали рекомендацию поехать для повышения военной специальности на учёбу. Сейчас я в отпуске. Меня потянуло в Тарханку. Может, мне здесь остаться, Валентина Павловна?
- А вот этого я Вам не советую. Что Вы здесь, Иван Иванович, будите делать? В колхозе люди после войны живут бедно. Я вот, твоя учительница, а приходится и за плугом ходить, и горстью из мешка сеять. Я Вам оставаться в Тарханке не советую, возвращайся в часть.
В конце лета получила Валентина Павловна письмо. Из письма она узнала, что Иван закончил военные курсы. Отправили его служить на границу в Фергану. Взял ссуду. Построил себе дом. Женился. Судьба сложилась хорошо. Сколько бы он ни писал потом, в каждом письме слова благодарности и признательности. Только те люди, которые пережили своё горе, умеют по-настоящему утешить других, сочувствовать им, дать добрый совет, что предпринять в трудную минуту, как жить дальше.
Око видит далёко, а мысль ещё дальше.
Да… Река времени уносит безвозвратно много хорошего. Но даже в те трудные годы наше нищее государство не бросало детей сирот, а сегодня детские дома растут как грибы.


Рецензии