Астронавт Бред Питт. Per aspera ad astra

        Посмотрел голливудский фильм про космос «К звездам». Да, американцы «умеют» снимать, точнее, «сдирать», фильмы. В данном случае фильм про ближайшее будущее. Когда только начал смотреть эту картину, то был заинтригован драматическим сюжетом. Но и здесь не мог не увидеть повтор уже склепанной на скорую руку «Гравитации». Слава Богу, этот фильм оказался не про «вселенную Марвела» для «глупых подростков». К сожалению, теперь фильмы снимают только для такой «простой возрастной аудитории», a la american boy, «уеду с собой». Одним словом, неприличная «Комбинация», которой не прикрыть сомнительные достоинства, как музыки, так и фильма. Но потом смекнул, обратив внимание на избитые голливудские штампы, что ошибся, хорошо подумав о фильме. Как ни пыжился постаревший Бред Питт показаться серьезным на экране, в результате вышел один бред. Этот тот же самый психотип - узнаваемый супермен с неизменной ахиллесовой пятой, но уже побитый молью и потерявший веру в себя. Явный парафраз Росомахи из «Логана».
        Картина скатилась к тривиальному психологическому триллеру, для которого космос стал лишь мизансценой выяснения человеческих отношений отцов и детей. Этим фильм похож на кинематографический муляж Андрея Тарковского, подменившего проблему контакта с внеземным разумом в «Солярисе» Станислава Лема темой виртуального возвращения «блудного сына», бредящего родным домом на чужой планете. Тарковский повторил своего тезку по «дворянским гнездам». А Бред Питт оказался таким же дешевым заложником подстановки, как Джордж Клуни в содерберговском «Солярисе».
        У голливудских затейников своей фантазии не хватает сделать фильм с оригинальным сюжетом, так они обращаются за помощью к пресловутым советским режиссерам. Правда, когда последние занимаются не экранизацией, которая в их растопыренных руках превращается в пародию на оригинал, а «собственным творчеством», то получается еще больший бред. Чего стоят хотя бы «Страсти по Андрею» (то бишь, двум, даже трем Андреям) этого распиаренного Тарковского.   
         Однако вернемся к голливудской ленте. «Что это такое»? – я спрашиваю вас, несчастные зрители. Это затертая до дыр банальная семейная драма о человеческом отчуждении, о бегстве человека от людей. Эскапистская чушь зарубежных субтильных интеллигентских умов. «Экзистенциальная драма» и прочее, как об этом любят писать наши записные критики. Правда, смысла в этой «кинематографической карусели» (аттракционе) не больше, чем хрестоматийный «кот наплакал». Нет, это не фильм для «глупых подростков», но фильм для «взрослых детей». Именно таким я почувствовал себя, досмотрев фильм. А что, есть прогресс, - налицо эволюция: от «сына» до «отца», - таков диалектический путь развития зрителя согласно «ночному сценарию» космического психоанализа.
        Про «космический серфинг» Бреда Питта на доске по нептуновскому метеоритному кольцу я писать не буду, - глупо реагировать на технологические ляпы. Но вот про идею напишу. Стоило ли залетать так глубоко в космос, чтобы понять, что место человека на Земле? Это топос, общее место двух голливудских картин: «Гравитации» и «К звездам». Сын стремится к отцу, чтобы найти себя и успокоится (его внешнее спокойствие мнимое, ибо под ним клокочет ярость и обида на сбежавшего отца), а отец бежит от сына. Он как типичный ученый не выносит семейных забот и ищет в космосе уединения. Это уединение он и зовет «Внеземным Разумом». Симптоматична картина их расставания. Отец просит сына отпустить его в космос, который символизирует собой забвение, покой, увенчивающий утомляющую пустоту поиска того, чего нет. Для чего отец пустился на поиски разума в космос, где его заведомо нет? Глупо искать его там, где нет жизни: на Юпитере, Сатурне, Уране, Нептуне. Он нашел там не собеседника в качестве Разума как отсылки к Богу, а только одиночество.  Отец супермена в лице бравого космического ковбоя Томми Ли Джонса «додумывается» до мысли об одиночестве человека во Вселенной. Томми Ли Джонс вкупе с Бредом Питтом, ну, прямо советский астрофизик Иосиф Шкловский, в конце жизни горько уверявший себя и читателей в уникальном существовании разума в человеческом лице во Вселенной.
        Относительно байки об одиночестве человека как разумного существа во Вселенной мне сказать нечего. Это просто бред. Он вполне уместен в устах «выжившего из ума» от старости Иосифа Самуиловича, всю жизнь прислушивавшегося к космическому шуму и силившегося услышать голос братьев по разуму. К сожалению, он так и не услышал мелодии разума в природном шуме. «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей. Дни, что нами пройдены, помнят свет нежности твоей». 
        Но что говорить о «голливудских звездах», через тернии фрейдистского комплекса устремившихся к звездам? Смех, да и только. Они, наверное, сами, без помощи режиссера и сценариста, были не в состоянии понять, за что взялись. Лучше уж держались бы за свой конец. Понятное дело, дает о себе знать мужской климакс.
        И все же, Бред Питт органичен в космическом интерьере, как он был органичен в зомбиапокалипсисе. Его известность спасает проходной фильм от полного забвения.
        Действительно, разум един и в этом смысле он один как Тело (Логос) Бога (Духа). Он действует на множестве существ. Одни из них, - люди на планете Земля, - догадываются о Его существовании в себе, но никак не могут «сделать» Его для себя. Ну, что ж, это не Его задача, а их проблема. Она решается во взаимном понимании. Только сил у людей до сих пор недостаточно для того, чтобы понять, хотя бы друг друга. Что уж говорить о самом Разуме. Только в конце фильма до героя доходит нехитрая, детская мысль о близости человека человеку. Разумеется, Голливуд, «проколовшись» на теме отцов и детей, в отчаянии хватается за беспроигрышную тему массовой культуры -  тему мужчины и женщины. В, конце концов, у зрителя вместе с героем, увидевшего свою любовь на Земле, поднимается настроение.
        Фильм рекомендуется смотреть всем пострадавшим от климакса.


Рецензии