Лоскуты памяти

Если  бы  я  могла  сшить  парашют  из  лоскутков  памяти  моей  и  на  нем  снова  пролететь  над  Землёй.  И  снова  увидеть  те  места,  где  я  бывала  в  своей  долгой  жизни  -  какие  они  сейчас?  Увидеть бы их  снова.

  А  мест,  где  я бывала  за  всю  свою долгую  жизнь, много

  За  границей  не  была.  Не  пришлось.  Такого  счастья  мне  не  выпало.

  А  в  пределах СССР  -  начну  с  Андижана,  там  родилась.   долго  жила, Далее - Коканд. Там  долго  тоже  жила - училась.
 Далее  -  Асака  -  там  долго  жила. Замуж туда вышла. Дети родились там.
 
 Ну, а потом - в процессе производственной деятельности - в командировках, в отпусках, в гостях  в  хронологическом  порядке.

 Ташкент - 5-6 раз на году и ежегодно  более 30ти лет подряд.
 Нукус, Ходжейли, Фергана, Москва, Ленинград, Новосибирск, Томск, Сочи, Адлер, Киев, Полтава, Харьков, Донецк, Макеевка. Ургенч, Хива, Ош.
 
В больших и   мелких  городах и городишках Узбекистана  -  Бухара,  Карши, Газли, Шахрисабз... и уже и не припомню, короче,  много  где  бывала,  много  чего  видала,  много  чего  знаю.  Можно и похвалиться...

Вот  и  лоскутки  впечатлений  от  тех  мест,  где  я  бывала.  Прошу  учесть,  что  это  было  в  прошлом  веке - то есть до 2000го  года.  Чем  характерны  эти  лоскутки  памяти  моей?..

Не буду останавливаться на Ташкенте.  Всем  известная  столица - Звезда Востока, Голубые купола, Фонтаны и Музеи.  Всё  я  там  прошла  и  везде  побывала.  Времени  было  много.  И  очень  много  фотографий  о  Ташкенте  тех  давних  советских  лет.  В  СССР.

Москва.  Бывала  несколько  раз  и  подолгу.  Тоже  всё  видено - перевидено.  И Подмосковье - тоже.  Видела  похороны  Л.И. Брежнева.

Голосовала за Ельцина Б.Н.  По  открепительному  талону.  Потом...потом  много  раз  себя  за  это  ругала.
 Видела,  как  менялась  жизнь  в  Москве в те годы.  Как  наш  незабвенный Борис Николаевич  кортежем  ехал  в  Загорские  монастыри  на  Троицын  праздник.  Из  партии  и  в  монастырь,  поставить,  видимо,  свечу  Памяти  по  усопшему  СССР.  Это  я  видела.

Музеи, театры, Арбат и универмаг Москва, Ленинский проспект, МИНХиГП (Московский институт нефте-химии и газовой промышленности им. Губкина),
я там дважды  была на курсах повышения квалификации от МинГазПрома.
Потому и Москву  того  времени  узнала  во  всех её подробностях.

Подмосковье. Санаторий "Подлипки"  и  уже  город  Королёв,  который  был 
до  того  Калининградом.  Подмосковные  поселки  и  деревни  по  линии  железно-дорожной электрички.  Это  уже  90е  годы.  Уже  тогда  там  нас,  туристов  и  гостей Подмосковья  предупреждали  -  в   лес  по  одному  не  ходить,  любимые  деревья  не  искать,  можно  остаться  под  деревом  или  на  дереве.  уже  были  лихие  90-е.

Золотое  кольцо  Подмосковья.  Что  запомнилось?  Загорск.  Его  церкви  и  масса  тунеядцев  и  пьяниц  с  протянутой к туристам рукой - хоть рублик - и тут же  пропивающих  эти  рублики.  Это  меня  сильно  повергло  в  смятение.

Тула.  Очень  старинный  деревянный  городок  того  времени.  Там  же,  помоему,  нас  сводили  в  церковную  "харчевню", трапезная она называлась тогда,  где  нас  угощали  медовухой.  Потом  мы  видели  ребят,  тащивших  под  руки  спьяневших  девушек  от  этой медовухи.  По  ногам  сильно  ударяет  эта  медовуха.
Музей - изба -  русского  древнего  быта,  века,  наверное, 14-го. Интересно.  Ведь  были  люди  в  это  время,  не  то,  что  нынешнее племя. Богатыри.  Ильи-Муромцы  и  умельцы  всех  исскуств  и  ремёсел - ЛЕВШИ  и  Калашниковы - оружейники.  Это  Россия.

Новосибирск. Мне тоже  там  посчастливилось  прожить более  месяца.
И  поближе  познакомиться с Сибирью и сибиряками.  Жесткие  люди.  Потомки  старых  ссыльных  дворян,  декабристов и прочих  каторжных  людей.
Но есть в Новосибирске Большой Академический Театр.
 И  я  там  посмотрела  спектакль  интересный. Из башкирского эпоса.
"В ночь лунного затмения"  запомнилось  надолго.
 Обь  и  Обское  море (водохранилище), Академ-городок.  И  висящая  в  воздухе  постоянная   площадная  брань.  Не  может  русский  народ  жить
 без  этой  брани. Говорят же  -  наша  Маша  без  мата  -  что  борщ  без  томата.  Тоже  запомнилось.

Ленинград.  Была  там  дней  15  в  конце  70-х.  Холодный  каменный  темный  город.  Холодная  Нева.  Зимний  дворец.  Несколько  дней туда  ходила  - весь  не  обошла.  Концертный  зал "Октябрь". Там была  на  концерте  Эдиты Пьеха.
Естественно,  все  туристические  места  были  посещены,  увидены.  Теперь только  память на фотографиях домашних осталась,  что  я  там  была.

Томск. Тоже  сибирский город. Холодно  там,  очень  холодно.  Бывала  там  раза  три  -  так  уж  сложилось.  Мечтала  в  Уренгой  попасть  или  в  Надым. Не повезло. Не  попала.  Не  успела.   СССР  рухнул...

Сочи. Адлер. Там я отдыхала в пансионате "Кубань"  и  навешала  родственников  мужа  по  линии  его  матери.  Они  жили  в  Адлере. 
Адлер. Чистое  море  у берегов.  гравийный  пляж, очень много ракушечника.
много  можно  было  там  насобирать  этих  ракушек  для  аквариума  сына.
И никакой  таможни  на  обратном  пути  самолетом.  Жаль,  что  я  там  была  всего  один  раз.  Больше  мне  там  побывать  уже  не  пришлось.   СССР  рухнул.  Родственники  в  Адлере  умерли  все.  Теперь  в  их  доме  "Гостевой" дом.  Кто-то  его  содержит.  Читала  рекламу  в  Интернете.

Киев.  Бывала  там  два  раза.  Однажды  в  командировке  в  УкрГазПроме.  Второй  раз  -  отдыхала  в  санатории "Конча Заспа"  под  Киевом.
Что  сказать?  Украина  -  она  и  тогда  была  Украиной.  Речь  -  только  украинская.  Но  довольно  понятная.  Туристический Киев.  Площадь Майдан.  Большой фонтан на этой площади.  Вывески  на  магазинах  -  на  украинском  языке.  Перукарня - парикмахерская. Iдальня - столовая. Дом побуту - дом быта. Взуття - Обувь. Подарунки - подарки.  Просто  я  владею  украинской  мовою,  и  мне  не трудно  было  всё  это  воспринимать  и  зрительно, и на слух.  А  уж  -  как  говорят  украинские  женщины?!  Это  же  не  говор,  это  песня,  мелодия  -  это  не  как  в  Новосибирске.

Харьков.  была  всего  три  дня.  Но  зато  жила  в  номере  ЛЮКС гостиницы МЕТАЛЛУРГ.  Посмотрела - что означает  Люкс-номер.

Полтава.  Удивлена  была  воде  в  Полтаве.  Очень  железистая,  желтая.  Набирали  воду  про  запас,  чтобы  она  отстоялась.
Удивительное запомнилось, в то время почему-то в Полтаве во всех кинотеатрах шли  индийские  фильмы.  Причем - довольно старые.
Трамвай. Мама с малышом заходят в трамвай и вдруг  малыш  увидел  на  ступеньках  монетку  советскую 1 копейку. И возглас  - Ой, мамо, дывысь, хтось грошик  втримав!  своей  спутнице  перевожу на русский язык -  Ой, мама, смотри,кто-то денежку потерял!.  Моя  Валентина  Артемьевна  мне  тогда  говорила  -  как  хорошо,  что  вы  рядом,  есть  переводчик.

После этого вояжа по Украине  я  снова  посетила  свой  Донецк  и  Макеевку.
Теперь вот тоже  эти  места  для  меня  недоступны.  СССР рухнул!

Но  вернусь  в  хорошие  годы  и наши  места, местечки,  города и городишки. 

Нукус. Каракалпакстан. Столица  автономии в Узбекистане. Красивый уже  тогда  город. Но  тяжёлая  земля. Очень  тонкий плодородный слой. Если корни дерева доходили  до  солёного  слоя грунта - всё! дереву конец - умирало. И  рассказывали  -  солёные  грунтовые  воды  часто  поднимались  наверх, иной раз заливая огороды и палисады.  И  тоже  всё  пропадало.  Влияние  Аральского  моря  было  разнообразным  и  непоправимым.

Ходжейли.  Городок  в  песках  Приаралья.  Удивительный  быт  и  образ  жизни.  Древний  непоколебимый  эпохальный  уклад  жизни. И  это  надо  видеть  своими  глазами.   Вот  -  огромный  домина  и  ещё  более огромная  придомовая  территория.  Обнесена  просто  колышками.  Но  стоят  огромные  резные  ворота  -  дарвоза  называются.  Обозначают  зажиточность  хозяина.  В  доме  -  никакой  мебели.  Только  ковры  на  полах  везде  и  горы  одеял -  курпа - называются.  Горка  с  посудой  -  многочисленные  пиалы,  пиалушечки,  касы (большая суповая пиала) и много чайников.  И ляганы, ляганы, ляганы  всех  цветов, размеров и узоров. Это подносы, большие плоские тарелки, на которых подают плов, димлама, жаркоп, арбузы, дыни, виноград. Кушают  на  полу. Растилают дастархан - большая скатерть, вокруг одеяла - курпы, на которых сидят  или  полу-лежат  вкушающие.
Это  так  живут  и сейчас  очень  многие  в  Узбекистане  и  в  той  же  Каракалпакии.

Ош. Город в Киргизии. сейчас  это  Кыргызстан.  Свекровь моя рассказывала,  что  киргизы  очень обижались, если  их  называли  киргизами. Ман  КЫРГЫЗ.  так  они  себя  называли  всегда  -  Я  КЫРГЫЗ. а не киргиз.
В Узбекском алфавите отсутствует буква Ы,  потому  узбеки  и  называли  их  киргизами,  при  написании латиницей  вместо  Ы  писалась  I,  потому  и  киргизы.  Так вот Ош. Очень сытый город. Я  отдыхала  там  с  мужем  в  санатории "Ош".  Гуляли  по  этому  предгорному  городу,  рынки - это горы  фруктов, особенно  яблок и винограда.  На  улицах - бочки с сухим виноградным вином вместо кваса.  Вот  это  жизнь  была!
Знаменитая  Сулейман-гора. Место  паломничества  туристов, бездетных пар и любовников.  Легенда  гласит,  что  на  этой  Сулейман-горе  есть  святое  место,  посетив  которое  бездетные  пары  могут  потом иметь детей, у любовников - любовь переходит в прочный брак. Легенда, конечно, но люди верили. И, очевидно, верят и сейчас.  Большой Ошский  текстильный комбинат,  выпускающий  хан-атласы  и  знаменитые  восточные  натуральные  шелка.  Короче,  знаменитый  туристический был  город.  Сейчас  -  не  знаю.  СССР  рухнул.  Границы  везде  свои.  Таможни - тоже.

Ургенч,  Хива,  Хазарасп.  Особенно  Хазарасп.  Крупнейший рынок  всего  и  всяческого.  Там  можно  было  всё  найти.  В  степи,  в  песках  -  на  Великом  Шелковом  Пути,  с  тех  еще  древних  времен,  когда  тут  ходили  караваны  верблюдов.

Ну  и  ближе  уже  к  нам.  Бухара,  Газли,  Каган,  Карал-Базар.  Это  тоже  Великий  Шелковый  Путь.

Сейчас  наш  Президент  поставил  новое  направление развития экономики  страны  -  туристическое.  Наверное,  получится.

Приезжайте  в  Шахрисабз,  Яккабаг,  Китаб  и  многие  другие  маленькие, но очень  древние  местечки  Узбекистана.

Вот  и  опустился  мой ЛОСКУТовый  парашют  на  мою  землю.

Спасибо,  кто  прочитал  и  пропутешествовал вместе со мной  по моим маршрутам  памяти.

15 августа 2020


Рецензии
мне пишут из Греции о прочитанных моих лоскутах памяти.

Добрый вечер Алла...ну вот я и пропутешествовала с вами по вашим лоскутам памяти...прекрасный обзор по городам и селам... тоскливо...и у меня возникли в памяти мои лоскуты....все в прошлом и радость познавания новых мест и горечь что многое оставляли на потом...спасибо вам что возвращаете меня в прекрасное далекое...простите что задержалась.. Василиса.

Алла Растворцева 2   23.08.2020 20:17     Заявить о нарушении
это написано в мою личную почту неавторизованным читателем

Алла Растворцева 2   23.08.2020 20:19   Заявить о нарушении