Парюшка

               
               
                Передо мной документ, которому скоро сто три года. Бумага, как на облигациях, подклеена на тетрадный листок, но и это не спасло ее. На сгибах протерлась до дыр. В правом верхнем углу напечатано:"Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Потом крупным, жирным шрифтом:НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР. Еще ниже и помельче:отдел актов гражданского состояния. СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ,№48711.Гр. Меркушин Евгений Петрович родился одна тысяча девятьсот восемнадцатом году двадцать шестого декабря, о чем в книге записей актов гражданского состояния о рождении за 1918 год 31 числа декабря месяца произведена соответствующая запись Родители: Отец Меркушин Петр Александрович, Мать Меркушина Екатерина Ивановна Место рождения ребенка :селение ШАРАКАН , район Быркинский, республика РСФСР, Восточно-Сибирский край . Место регистрации Донинская церковь  И витиеватая роспись заведующего бюро ЗАГС            
               
               
                Папа  в шутку говорил, что он родился в Шаракане на бутане, крестился в Доно. Бутан-это пригорок, который весь прошит тарбаньими норами. Женя был седьмым ребенком в семье, еще 5 братьев и  сестра. Поскребыш  дольше всех цепляется за мамкин подол и жалеют его больше других. Меткую  кличку дали  парнишке в семье -"маменька родимая". Отец  не любил засиживаться на одном месте. Кочевал и "по диким степям Забайкалья" и по Хакасии, облюбовал впоследствии  Черногорку.               
               
               
                В школу папа пошел в городе Борзя. "Сшила мне мама новую красивую панамку,-рассказывал он нам историю из детства. А вся одежонка на мне была перешита.  Сумка через плечо холщовая. Туда положили  калачик и бутылку молока, плотно заткнутую туго свернутой бумагой. Вдруг оголадаю!               
               
               
                Дети бегают, колготят. Завела нас учительница в класс, рассадила всех по парам. А я один сижу за последней партой. Панамочку снял и в парту положил. В класс вошел какой-то дядька, все дети по приказу учительницы встали. Он оглядел класс и пошел прямо ко мне, сел на свободное место. Я слушал свою учительницу, как завороженный. Сидел смирно, разинув рот. "  "А сейчас мы пойдем знакомиться со школой. Сумки брать не надо. А потом поиграем во дворе",-ласково обратилась пожилая женщина к детям.          
               
               
                Со звонком все побежали в коридор. Дядька выпустил меня и снова уселся. Когда были на улице, я вдруг вспомнил, что новая панамка осталась в классе. Мне стало страшно, а вдруг кто-нибудь сопрет! Залетаю в класс, метнулся к своей парте. Дядька брови вскинул, смотрит на меня вопросительно, а я ему говорю:"Ну-ка, пусти меня, черт такой, я свою панамку из парты заберу!" Дяденька засмеялся, слезы у него по лицу потекли. Подал мне панамку. Я  ее быстренько натянул и побежал ребят догонять. Прозвенел звонок на урок. Мы снова расселись по местам. И тогда учительница сказала, что к нам хочет обратиться с приветствием директор школы. Все повернулись в нашу сторону. Дядька встал и прошел к доске. Вот это был первый день моей учебы."               
               
               
                Сохранился папин табель успеваемости за 7 класс .На титульном листе , в правом углу :"Наркомпрос РСФСР. По центру ТАБЕЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ .Ученик 7 класса Меркушин Евгений за 1933-34 учебный год.Переворачиваю лист. Записаны предметы . Против каждого по четвертям "хорошо", "очень хорошо".За год все-очень хорошо, по географии и труду -хорошо, физкультуре удовлетворительно  . Характеристика общественной работы-уд. Поведение в первой четверти неуд, в последующих-уд Подпись групповода Сузонова.  Внизу-выпустить , 9 июня 1934 г. И чернилами роспись отца.На печати едва различимо: Борзя.Заб.жд . Эта школа № 60 , маленькая, одноэтажная еще была цела в 80-е годы. Она стоит прямо у железнодорожного вокзала.               
               
                Папа рассказывал, что уроки труда у них вел странноватый мужчина. В начале урока он взглядом устремлялся в потолок, до конца урока так и не глядел в класс. Пацаны выпрыгивали в открытое окно, бегали , резвились, перед звонком снова влазили в класс. А он, как бубнил, так и бубнил.               
               
               
                Судя по оценке за поведение, он все же был в курсе проказ своих учеников. Семь классов в те годы был потолок. Это, как сейчас среднее образование. Багаж знаний был приличный.               
               
               
                Мы слушали внимательно его рассказ и уплетали за обе щеки шоколадные конфеты. "А вот конфеты мы так не ели. Дадут одну. Откусишь-и за божничку. На следующий раз еще кусочек откусишь, и снова положишь за божничку". Нам это трудно было понять. И сразу стало так жаль своего папу, своего "парюшку", как звал его отец, наш дедушка, которого я, увы, никогда не видела. И он, и бабушка Катя умерли еще до моего рождения.                На фото папа справа, самый маленький . Как мы походим!               
               


Рецензии