Дедушкин мёд

После выхода на пенсию дедушка занялся пчелами. В саду стояло около 20 разноцветных ульев: дедушка их сам мастерил и красил масляными красками. Улики стояли в два ряда, лицом друг к другу и смотрелись как теремки. Между ними песочная дорожка. В конце ряда росли две яблони, и чтоб добраться к ним нужно было пройти по «минному полю», потому что пчелы ползали и по земле и наступить ненароком на пчелу было проще простого.

В другом конце пасеки дедушка построил деревянный шалаш! О, это был действительно райский шалашик! По размеру чуть больше двуспальной кровати: просто доски, поверх ватный матрас, стены и крыша тоже из досок, поверху шифер и еще навес из черного полиэтилена, который крючочком закреплялся на палку и можно было его ставить когда шел дождь или вовсе закрыться, занавесив вход. Дедушка иногда в шалаше спал, а для нас детей он был местом игр. Рядом с шалашом -сарай со всякими инструментами и телефоном. Телефонов было три: в доме, в гараже и в сарае, причем тот, что в сарае был без циферблата (не то, что поломался, а такой и был без циферблата) очень старый, наверное такой когда звонили и просили «барышняя, соедините!». Если кто-то звонил по телефону, то с двух других можно было подслушивать, чем мы и пользовались.

Для пчел стояла поилка - это была просто половина тракторной покрышки, но пчелы не только оттуда пили воду, а летели к колонке у ивы, откуда мы брали воду для своих нужд и нужно было аккуратно отмахивать пчел, которые норовили сесть на носик крана, загнуть тельце и пить.

Дедушку пчелы кусали редко, а если и кусали, то он не страдал аллергией, в отличие от нас. Если меня укусит, все место распухнет, будет болеть, а потом еще как минимум 2 недели чесаться. Было дело, что пчела кусала за глаз и зрелище было страшное. Или за язык когда ешь мед с воском, или запутается в волосах и ты бежишь в панике, а она жужжит и не может выпутаться и кусает в голову. Но чаще всего на пчел наступали, потому что ходили босиком.

Дедушка вывозил пасеку на цветущие поля. Однажды и я с ним ездила. Запомнился  простор, синее небо и как падаешь на спину на стелющуюся траву. Они с напарником по очереди дежурили по ночам. Однажды папа помогал грузить улики на прицеп, но не удержал и улик разбился, высыпались пчелы и стали агрессивно кусать. Папа тоже аллергик, а укусило его много пчел, страдал он долго. Это теперь я знаю, что есть гомеопатический препарат апис, который отлично помогает от укусов. Но мне гомеопатию нельзя, а у мамы были случаи когда ее кусали, и тот отек, который проходил бы неделю, стухал за какой-то час.
Но вот наступала пора выкачки меда, о, это было целое действо! С рамок специальным ножиком срезался верхний печатный слой - забрус, рамки вставлялись в медогонку, а дальше -крути и радуйся! Крутить ручку дедушка давал и нам, а внизу из кругляшика отверстия вытакал светящийся на солнце мед. Шестерёнки дедушка смазывал тем же медом, отчего звук получается «чпокающий». Мы старались крутить со всей скорости, -тогда рамки в медогонке превращались в округлый след , а мед слоями вытекал в поставленное ведерко.

Часть урожая дедушка продавал. Недалеко от села находится морской курорт и дедушка в 5 утра ездил продавать. Нужно было встать рано, чтоб занят место, да и дорога на рынок занимала почти час. Был у него самодельный зеленый фанерный чемоданчик, такой же столик и раздвижной стул.

Мед он разливал в банки и закрывал серо-коричневой пергаментной бумагой, по периметру горлышка обкрутив ниткой. Это потом когда появились пластиковые крышки, они заменили бумагу.

И еще делал сотовые прямоугольные «конфеты». Сначала из рамки щипцами вытаскивалась металлическая проволока, потом заливался мед если были пустые участки в медовой рамке, разрезал это все на брусочки и заворачивал в прозрачный шуршащий целлофан, наподобие для цветочных букетов. У него был целый рулон такого целлофана. Заворачивал не как конфету с двух сторон, а как-то замысловато заворачивал, что конфета выглядела брусочком.
Как сейчас помню, такая конфета стоила 1 руб.! (для сравнения, проезд в автобусе 5 коп.).

Я хотела с дедушкой тоже поехать на базар и вечером предвкушала поездку, и боялась проспать, но когда наступало раннее утро, то если и проснусь и слышу как дедушка собирается, то так хотелось спать, что я так ни разу с ним и не ездила.

В два часа дня дедушка возвращался домой. О, нужно было только  завидеть за воротами синюю машину «копейку», как мы бросали свои игры и летели открывать ворота. Дедушка нам привозил мороженое в бумажном стаканчике (мороженое подавалось только в городе, в селе его никогда не было) и рисовые козинаки! И еще помню заколочки-резинки для волос в виде клубничек, сделанные из дерева, нам они так нравились!

Меда было всегда много! Надоит бабушка молока, берешь кусок колхозного каравая, наливаешь на него мед и уплетаешь, запивая молоком, -вкусно невероятно!

К дедушке приезжали за медом из соседних сел.

К концу сезона дедушка плавил воск: все кусочки вощины скидывал в кастрюли и варил на костре, отчего стоял свечной запах. Мне и сейчас нравится запах свеч, запах детства. Потом эти кастрюльки переворачивали и получался восковой слепок. Эти куски сдавали, за их полагались новые листы вощины. Вощину на рамки дедушка закреплял сам. Сначала продевал проволоку на рамку и крепко ее закреплял, а потом под действием тока, с помощью двух щупов вплавлял вощину в рамку. Иногда его било током, но это было не 220 Вт.

А потом дедушка после смерти бабушки стал сдавать и ему тяжело было крутить медогонку и вообще заниматься пчелами, он задыхался. Сделает несколько оборотов и отдыхает, мы с сестрой помогали крутить, а потом когда совсем слабенький стал, то пришлось оставить это занятие, пчел продал, а пустые улики долго стояли с растресканной краской. Шалашик тоже обветшал и завлился.

Сейчас, выбирая мед, редко когда можно попасть на чистый натуральный без никаких примесей. Добавляют ароматизаторы или кормят пчелок антибиотиками, это сказывается на меде. Или добавляют воду. Засахаренный мед нельзя плавить, если его разогреть, он теряет свои целебные свойства и наоборот становится вредным.

У дедушки был химический карандаш, который нам по наследству перешел, окунаешь кончик в мед - сразу видно есть ли в нем вода, от воды грифель карандаша расплывался синим цветом. И еще была маленькая ложечка, меньше десертной -специальная ложечка для пробы меда.
Дольше всего в жидком виде стоит акациевый мед, его всегда было мало, обычно основной  сбор- это подсолнух и разнотравье.

Про жизнь пчелиной семьи - отдельная история! Это целое «государство» со своей иерархией. И не все так мило и дружно, как кажется на первый взгляд. Без матки нет семьи. Если она умирает, пчелы находят другую. Когда матка собирается оплодотвориться, она летит вверх на всей скорости, за нею летят трутни. Кто не успел, тот опоздал. Кто первый догнал, тот и совершит с ней брачный обряд, но ценой своей жизни. Остальные трутни тоже умирают, но их убивает пчелиная семья. Зачем в природе такие жертвы? Жили бы себе, какую-то б другую функцию выполняли.

Пчелки чистоплотны и в улье не справляются нужду, а вылетают наружу. Если нет возможности вылететь, она умрет, а не нагадит.
Почему так природа распорядилась, что у пчелы жало с гарпуном? Укус пчелы становится для нее последним мигом жизни, жало оторвавшись от брюшка не оставляет шансов выжить, в то время как у ос жало острое и она может кусать сколько угодно.

Дедушкины улики с облупленной краской  долго стояли в саду, побитые шашелем. А потом их кто-то украл, может на дрова. От былого медового промысла осталась пара пачек вощины, которые мы храним как память о дедушке.

(на фото рамка с медом из дедушкиного села, подаренная пчеловодов, помнящим дедушку).


Рецензии