О стране корней...

В Белоруси я не был с юности... однако - по юности объездил ее почти всю. Семья моя любила отдыхать в Прибалтике, и конечно, не было даже разу, чтобы отдыхая в Друскнинкай, Пярну или Эльве, мы подолгу не ездили в соседнюю Белорусию, тогда еще республику СССР. Я дважды был в Минске, помню даже старый центр города - сожженный во время войны и восстановленный. Помню зелень, парки, похожие на Киев широченные проспекты сталинской застройки. В Барановичах, Гродно, Лиде, Гомели и Бресте - бывал... увы - после развала СССР не пришлось, не сложилось.
Сам я еврей, как наверное знает большинство постоянных посетителей моей страницы... Со стороны матери моя семья происходит с правобережной Украины, из Полесья и Подолии. Родился и прожил юность я при этом в Донбассе. Со стороны отца я еврей по его матери и белорус по его отцу, моему второму деду, Николаю Андреевичу Бондарчику. Довольно известному человеку в свои годы, крупному белорусскому инженеру. В семье принято было считать, что Татьяна Бондарчик, одна из старейших актрис БДТ в Минске - его сестра. Правда или нет - не знаю.
Так что, к Белоруси я отношение имею и поездки туда с семьей в годы юности конечно были не случайны.
Вообще - смотря на свои корни, я смеюсь и еще раз убеждаюсь, что национальный вопрос в современном мире смехотворен и во многом подл, и не дано человеку ощущать себя частью какого-то одного культурного и национального пространства... Кем я должен себя ощущать - евреем, белоруссом, украинцем, русским, после 16 прожитых в Леванте лет - израильтянином? И наверное еще итальянцем, потому что трепетно люблю Италию и часто бывал там? Ну, и американцем, ведь в Нью-Йорке живут близкие родственники и давно уже зовут туда? Господи, глупость какая... а может просто человеком, личностью, частью всего подлунного мира, каков он там? Может так правильнее? Может - только так?

Жизнью и политикой в Белоруссии я интересовался все годы в общем, вскользь. Знал, что были бедны. Знал, что потом начали как говорят «набирать жирок». Знал, что под совковым режимом батьки не просто, что он диктатор, но лучше многих. Знал, что его терпеть не может Путин. Уже хорошо?

Помню его, посылающего подальше г-жу Райс. Оно и правильно.

С украинскими событиями фигура батьки стала более заметной. Зауважал, как и многие - за позицию по Украине и Крыму. За смелость. Еще понял где-то вдалеке сознания, что не зря батька щурит глаза и играет металлом в голосе, говоря «мы за свою землю будем драться». Видать, подумалось мне, и для Белоруси есть опасность.
Вообще - оставалась эта страна чем-то далеким... более, чем Россия.

 
Буквально недели за три до выборов как то само собой начало «следиться» за событиями. Интуиция. Она меня редко подводит. Очень фонили и казались нарочитыми, откровенно насаждаемыми мантры либералов на «Эхе». Сразу вспомнились украинские события, отрезвление по поводу которых было жестоким и поучительным донельзя. Сами вспомнились. Очень уж похож был по предвкушениям господ в студиях затеваемый спектакль. И как то само собой начало думаться о Беларуси, о ее судьбе, что ее ждет.

О развернувшихся событиях я уже написал и не думаю, что меня хоть что-то правомочно переубедит. Режим Лукашенко - зло, как и всякий авторитарный режим, но за протестами и лозунгами идет зло еще большее и достаточно ясное. Тут другое.

А что вообще будет с этой страной? К чему она идет?

Совковая и красная как малина, при этом трудящая и зажиточная - автобусы с заробитчанами из Западной Украины в Беларусь битком. Частью Россия, частью бывшая Польша. В конце средневековья - осколочный центр Древней Руси, потом - вассальная зависимость от Рюриков с Романовыми. Весь постсоветский период - страна батьки, выжившая, не разорившаяся, даже скопившая жирок, избегнувшая потрясений многих остальных республик. Словно в стороне от них прошедшая. И вот.

А что там с идентичностью?

Ну, не как на Украине, но подобные же противоречия есть. И дилемма гео-политической ориентированности, кто мы и с кем мы, если пока еще вовсю не стоит, то только благодаря батьке. Но скоро обязательно встанет. Уже становится, собственно. Ведь светоносная и победившая на выборах оппозиция, положившая процентами батьку на лопатки, оказывается за «евроинтеграцию» и чудесное капиталистическое будущее. И их оказывается абсолютное большинство, кто бы сомневался. Пока надо было беречь свою власть от западных манипуляций - батька прильнул к России. Когда вставшая с колен путинская Россия стала сильно наседать - сумел дать внятный и достойный отпор, несколько раз. И стало понятно - пока батька у власти, шиш будет господам из Кремля. Это ведь хорошо, да?

А вот теперь главное - что дальше?

Ведь с каждым годом на эту страну будут зариться все сильнее, с обоих сторон.
Батьке скоро все равно уходить, никто другой отстоять ее перед посягательствами Кремля не сможет. Рабочие БелАза, аж цельная тыща человек, возмутились. Оно конечно хорошо. Вот когда страна окажется под Кремлем, а завод станет принадлежать Вексельбергу или Прохорову, набастуетесь вдоволь, уверен. Свобода будет полная. Молодежь конечно смотрит в Европу. Это понятно. Но с Россией все равно связывает очень многое, неразрывно. И точно так же, как натовским танкам не дали, несмотря на все Майданы, встать в Харькове, и не дадут НИКОГДА, не будут они стоять и рядом со Смоленском. И не надо проверять - цена страшная. Не надо возвращаться в 20-х годах 21 века к дилеммам Смутного времени. И не дай бог поставить Белорусь перед той же дилеммой ЕС - РФ, в которую хотели замкнуть Украину. Значит - должна страна воздерживаться от однозначных предпочтений, балансировать, играть какую-то свою игру. Что и делал Лукашенко в течении очень многих лет. А значит - очень боюсь, что совсем скоро эта небольшая страна встанет перед попыткой ее проглотить и раздербанить.

Что же до посягательств ЕС... о них, каким бы не стал расклад, позаботится путинская Россия. И то, что цена окажется наверняка страшной, совершенно не заботит еврочиновников средней руки, затевающих очередную грязную авантюру.

Грешен - сидя в 13 году перед телевизором в Иерусалиме и глядя, что творится, еще с 2000-х ненавидя Кучму и «зэка», мы плакали и были за Майдан. Сомнения пришли быстро, а приехав Украину в 2016 и увидев лицом к лицу, что происходит и о чем на самом деле идет речь, я кажется уже до конца дней понял, чего стоят любые Майданы и слезливые лозунги, что за этим стоит. Свобода там - что-то наподобие затертой шулерской карты, повод для блефа, часто очень гнусного по сути. И кажется мне, что в «свободных протестах» на улицах Минска ныне это все еще более очевидно так. Я очень сомневаюсь, что какие-то мелкие олигархи, борющиеся за власть, солидаризировавшиеся в этом сразу со всеми - и с Кремлем, и с ЕС, приведут страну к независимости и процветанию. И навряд ли преследуют это целью. Самый страшный тоталитаризм тот, который подобен современному российскому - олигархический, опирающийся на мощный, но хорошо контролируемый государством капитал. Вот тут, при отсутствии веками создававшихся в Европе институтов законности и гражданского общества, будет и культ личности, и древневосточная деспотия, и киселевщина, и репрессии, и полная бесправность тех, кто работает на «господских» предприятиях.

Да, девятимиллионнную Белорусь, границы которой совпадают с кордонами Первой Речи Посполитой, ЕС может быть действительно, в отличие от Украины, сможет и захочет интегрировать. Тем страшнее. Потому что гораздо страшнее будет за подобную авантюру цена.

Очень боюсь я, что те времена, из которых Украина еще долго не сможет выбраться, настают ныне для Беларуси. Так что дорогие мои - прежде чем кричать «уходи», стоять с плакатами типа  «тут вам не Освенцим» (ты сначала съезди в Освенцим да книжку какую прочти), спросите себя кто или что придет на пустое место, да и вообще, что будет...


Рецензии