В связи с наличием отсутствия

В связи с наличием отсутствия

Много-много десятилетий тому назад классики советской литературы Илья Ильф и Евгений Петров "выдали на гора" совершенно уникальную, бессмертную, фразу: "в связи с наличием отсутствия", которая, как отмычка, подходила к описанию всех сфер тогдашней нашей советской жизни. Прежде всего, она изначально намекала на то, что у людей попросту не было денег для того, чтобы позволить себе купить что-то желанное или необходимое. Но второй стороной этой медали было то обстоятельство, что даже при неожиданном появлении у кого-то нужной суммы, он не мог ее потратить на покупку такой желанной или необходимой вещи по той причине, что ее попросту не было в магазинах. Это называлось "острый товарный дефицит". Такой дефицит, с одной стороны, приводил одних людей в уныние, но, с другой стороны, заставлял других людей становиться лесковскими "левшами", мастерами с золотыми руками, умельцами. Именно такой "товарный голод" породил появление целой армии радиолюбителей, а также огромного количества людей, которые своими руками возвращали к полноценной жизни разбитые вдребезги мотоциклы и автомобили. Но были и такие гениальные люди, которые из всевозможного металлического хлама создавали истинные шедевры автомототехники.

У нас, тащкентских пацанов послевоенного периода, тоже было огромное желание "кататься" на каких либо движущихся "шайтан-арбах". Денег у родителей катастрофически и хронически не было для того, чтобы купить нам хотя бы самокаты. По этой причине мы начали искать выходы из создавшегося положения. Как тогда говорили, перво-наперво, мы стали мастерить такие самокаты из подручных средств. Для этой цели использовались куски досок, добытые не всегда легальными путями, а также абсолютно изношенные шарикоподшипники, найденные на свалках. Но зато с какой гордостью мы совершали первые поездки на таких самокатах, изготовленных собственными руками!

Жители домов, мимо которых мы "катались" на этой чудо-технике, не разделяли с нами этого восторга из-за неимоверного шума, издаваемого расхлябанными и раздолбанными подшипниками, выбегали из своих домов и дворов для того, чтобы, с ругательствами и проклятиями, разбить вдребезги нашу технику о придорожные камни. Есть такое выражение: "рукописи не горят". То же самое можно было сказать тогда о нашей самодельной самодвижущейся технике. Ее невозможно было уничтожить! Она возрождалась с помощью наших рук, как птица-феникс, буквально на следующий день после того, как торжествующие вандалы-соседи праздновали ее полное, тотальное, уничтожение, и мы с треском и грохотом демонстрировали им ее возрождение, проносясь на ней мимо их окон.

Годы шли, благосостояние людей, к счастью, тоже медленно, но верно, возрастало, и наши родители, откладывая каждую копейку, стали покупать нам велосипеды, производство которых отечественный велопром освоил на харьковском и пензенском заводах. Мои родители купили мне велосипед, когда я учился в седьмом классе. Это был харьковский велосипед "В-110 Прогресс", который я до сих пор вспоминаю с огромной нежностью, так как сделан он был явно не равнодушными руками. Естественно, что с неимоверной благодарностью я вспоминаю своих родителей за этот, поистине, королевский подарок!

Я был далеко не первым среди моих дворовых и школьных друзей, кто стал обладателем такого вида транспорта. Я жил на улице Жуковского и, к этому времени, на параллельной улице Гоголя, на ее участке между Пушкинской и Советской улицами, сформировался своего рода велопрогулочный "Бродвей". Туда съезжались на своих велосипедах ребята для того, чтобы покрасоваться перед своими подругами красивой ездой на своих "боевых металлических конях". Они устраивали гонки на велосипедах, причем иногда это приводило к сногсшибательным результатам. Так, например, один из них, наш соученик по 50-й школе Радик Галеев, так увлекся этим делом, что спустя некоторое время стал чемпионом Узбекистана по велоспорту.

Затем кавалеры стали приглашать своих "дам" прокатиться на рамах их велосипедов. "Дамы" с удовольствием принимали приглашения кавалеров, в результате чего почти весь велотранспорт на этой улице стал двухместным. Я думаю, что родители "дам" осуществляли тайный контроль за их поведением на этом импровизированном "велотреке", так как через некоторое время, как по мановению волшебной палочки, почти всем "дамам" родители купили дамские велосипеды для того, чтобы устранить возможность их слишком тесного контакта с кавалерами на рамах велосипедов.

Следствием такого поворота событий стало то, что кавалеры и их "дамы" стали заниматься "фигурным парным катанием" на мужских и дамских двухколесных стальных конях. Мир старшеклассников медленно, но верно, шел навстречу микроскопической сексуальной революции, готовясь к началу эпохи невинных поцелуев.

Остальной мир тоже не стоял на месте. Время "наличия отсутствия" подходило к своему логическому завершению, наступала эра "ограниченных возможностей".

Борис Пономарев


Рецензии