Актриса одной роли

Ее называли русской Софи Лорен, потому что внешнее сходство со знаменитой итальянкой было потрясающим. Ее называют легендой советского кино, несмотря на то, что киноролей у актрисы было совсем не много, а известная – всего одна. Зато театру она отдала более сорока лет жизни, но театральной легендой не стала. Когда-то открытки с ее изображением продавались во всех киосках союзпечати, но вот уже почти пятнадцать лет она живет не в России и даже не в Америке, а в Австралии со всей своей семьей.
Майя Менглет, член знаменитой театральной династии…

Майя родилась 8 августа 1935 года в Москве, в семье актеров Георгия Менглета и Валентины Королевой.
В годы войны Майе довелось жить в эвакуации в Сталинабаде (ныне Душанбе). Вскоре после рождения дочери началась война, и семья была эвакуирована в Сталинобад, ныне – Душанбе. А после победы Георгия Менглета пригласили работать в Театр сатиры, и вся семья возвратилась в столицу.
Майя была влюблена в театр и кино с детства. В книге Георгия Менглета «Актер - лицо действующее», актриса вспоминает, что снималась в пятилетнем возрасте в фильме "Лермонтов" (1943) и еще «... когда я была в девятом классе, сын актера Театра Cатиры Федора Николаевича Курихина, Никита, снимал свой дипломный фильм. Он попросил папу там сняться, а заодно снял и меня».
Это были первые опыты в кино. Майя несколько лет занималась в театральной студии городского дворца пионеров. Но связывать свое будущее с актерской профессией Майя поначалу не собиралась. Как признавалась впоследствии актриса, она побаивалась сцены, сильно сомневалась в своих внешних данных и, наконец, не понаслышке знала о том, насколько нелегок труд актера.
Но всем сердцем любила и театр, и кино.
И все же гены взяли свое. По окончании школы вместе с друзьями Игорем Квашой и Светланой Мизери Майя отправилась на просмотр в Щукинское училище. Именно там она повстречала своего будущего мужа актера Леонида Сатановского.
Майя Георгиевна вспоминает:
«И у нас возник такой флюид. Детский роман с моей стороны, но потом он прекратился, и была совершенно параллельная разная жизнь у него и у меня, а потом, так сказать, это все опять возобновилось. Я никогда не любила красивых мужчин. Это не мой тип. Я всегда любила светлых и очень обаятельных, душевных, вот так сказать, понимаете, с каким-то таким внутренним шармом. Наверное, так сказать, меня это и поразило. Потом мне очень нравилось, как он двигается, как он поет, он меня купил тем, что он мне пел такие жестокие романсы, замечательно пел».
Шло время. Будущая актриса очень артистично и талантливо врала родителям, что собирается поступать на иняз и посещает соответствующие курсы. А сама тайком прошла отборочный тур в школу-студию МХАТ. Папе и маме призналась, что все же приняла решение продолжить династию, только когда увидела свою фамилию в списках зачисленных на курс В.О. Топоркова.
А вскоре произошли изменения и в личной жизни будущей актрисы, - она вышла замуж за Леонида Сатановского. Прежде, чем возобновить отношения с ним, Майя долго анализировала, что же из этого может получиться. Но в какой-то момент, прослушав очередной романс, который талантливый молодой человек пел специально для нее, сдалась. Подумала, что это, наверное, и есть ее настоящая судьба, которая сводит ее с Леней во второй раз.
Еще студентом Сатановский сделал возлюбленной предложение. Теперь актриса согласилась: это действительно была судьба. Единственная любовь на всю жизнь.
В 1955 году у них родился первенец, Алексей. Несколько лет спустя – второй сын, Дмитрий.
В книге «Амплуа — первый любовник» своего знаменитого отца, актера Театра сатиры Георгия Менглета, Майя написала главу о себе. Там интимные откровения уместились буквально в несколько предложений:
«Замуж я вышла рано — в 18. Моим мужем стал Леня Сатановский, но фамилию я решила не менять. Дедушка очень переживал, что род Менглетов кончается. Вот я и осталась с этой фамилией. Выросли два моих сына — тоже Менглеты...»
Менглет была чисто театральной актрисой. И только одна роль в кино сделала ее кумиром зрителей.  По сей день критики говорят, что ее появление в главной роли в кинокартине Ростоцкого – это уникальная возможность для всей страны полюбоваться неповторимой игрой искренней и глубокой актрисы.
Ну, и ее красотой, конечно, которая на киноэкране засверкала алмазом.
На пробы к фильму Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» Майю Менглет пригласили, когда она училась на последнем курсе. На роль скромной девушки Тони, приехавшей работать в деревню агрономом, претендовало много известных актрис. В их числе была даже жена режиссера Нина Меньшикова. Ну, какие могли быть шансы у никому не известной студентки?! Однако выбор Ростоцкого пал именно не нее!
Майя Менглет вспоминает:
 «… я поехала на студию Горького, и тогда знаете, модно было, чемоданчик с железными уголками, и вот шла проба, Вячеслав Васильевич Тихонов пробовался с какой-то актрисой, и я так на этом чемоданчике пристроилась где-то у стеночки, очень скромно, села на него и во все глаза, так сказать, стала пялиться и смотреть, и наблюдать, что там происходит. И вот потом режиссер Ростоцкий сказал, что я бы мог тебе уже пробу не делать, потому что я видел, как ты реагируешь, как ты непосредственна, и как ты, так сказать, наивна в чем-то, что это именно, мне показалось, что ты именно та Тоня, которая должна быть у меня в картине».
Потом Ростоцкий признается: уже тогда знал, что в павильон зашла та самая его Тоня, которую он ищет. Робкая поступь, открытый взгляд. Видел, какая она непосредственная, как реагирует на происходящее, какая особая пластика появляется в движениях. Майю попросили сыграть сцену и с первого раза утвердили.
Еще на этапе подбора актеров критики кривились: ну не сыграют признанные красавчики Тихонов и Дружинина деревенских жителей! А когда режиссер утвердил на одну из главных ролей студентку и вовсе заведомо поставили на кинокартине крест.
Съемочная группа со всем актерским составом уехала в деревню. Чтобы «упростить» внешность столичных звезд, им было велено так и жить в той же одежде, в которой они снимались и выполнять все работы по хозяйству, которые выполняли деревенские жители.
Ко всему прочему утонченному красавцу Тихонову высветлили отросший чуб – чтобы казалось, что выгорел в поле на солнце, а широкие густые брови, не церемонясь, сделали чуть менее привлекательными – с помощью бритвы.
Спустя некоторое время сами деревенские жители не отличали актеров от односельчан, запросто и по-свойски обращались к ним за помощью и помогали сами. Заходили поболтать.
Актрисе часто задавали вопрос: не ревновала ли Нонна Мордюкова, настоящая супруга героя Вячеслава Тихонова, в которого влюбляется агроном Тоня, сыгранная Майей?  Оказывается, Нонна Викторовна приезжала на съемочную площадку, хмурилась и была недовольна. Вот только недовольство она выражала тем, как муж играет!
Мордюкова, выросшая в деревне, давала Тихонову наставления. Дескать, пройдись не спеша вокруг трактора, осмотри его задумчиво, принюхайся… Супруг вслушивался с благодарностью и действительно становился играл более правдоподобно.
Народная молва приписывала Майе романтические отношения с партнером по фильму Вячеславом Тихоновым. Но Тихонов был женат и у него уже был сын Владимир.
— У нас со Славой Тихоновым были отличные отношения. Он был погружен в работу, а женщины — я и Света Дружинина — представляли для него интерес лишь как партнерши. Он делал все, чтобы роль получилась. И правильно: после этой работы его карьера резко пошла вверх. Я красавцев никогда не привечала, мне нравились в первую очередь умные, а уж потом обаятельные мужчины. Словом, в Тихонова я не была влюблена!
После премьеры фильма с понятным сюжетом и правильным выводом актеры полюбились всей стране. Кинокомпания стала получать письма с требованием немедленно продолжить историю любовного треугольника и на этот раз поженить Тоню и Матвея. Но вторую часть никто не планировал.
Первая главная роль Майи Менглет в кино оказалась поистине триумфальной. Зрители с восторгом приняли фильм, искренне сочувствуя его героям. Еще недавно никому не известная актриса в один миг стала всенародно популярной. Портреты Майи Менглет можно было увидеть на многочисленных афишах, на открытках, продававшихся в киосках «Союзпечати». Дошло до того, что в одной из российских телепрограмм у отца Майи Менглет, известного народного артиста СССР Георгия Менглета как-то спросили:
- Скажите, а вы имеете отношение к той знаменитой Майе Менглет?
К счастью, Майя оказалась внутренне готова к этому потоку славы. Она признается:
«Ну я понимала, я человек, тоже немножко обладающий юмором, я понимала, что, конечно, кино приносит шквал славы, иногда это совершенно незаконно бывает, и это не значит, что ты, так сказать, хороший актер или уже маститый актер, но иногда человек молодой и может и не вынести этого груза славы, может надломиться и задрать нос, это искалечит всю дальнейшую судьбу, но у меня, к счастью, такого не произошло».
В 1957 году Майя окончила Школу-студию МХАТ, а в 1958 году она была принята в Театр Станиславского, где уже работал Леонид Сатановский. Кстати, для Сатановского устройство жены в труппу театра стало приятным сюрпризом. А попала она туда благодаря другу, актеру Евгению Урбанскому. Он как-то позвонил и предложил Майе попробоваться на роль в спектакле «Раскрытое окно».
Прослушивали Майю Менглет знаменитые Михаил Яншин и Евгений Леонов. Актриса им понравилась, и Майя была принята. Работы в театре оказалось много. Майю очень быстро стали вводить в различные спектакли, первое время, поручая роли «голубых» героинь. А чуть позже актрисе стали доверять характерные роли.
Майя Менглет признается:
 «Это было счастливое время встреч, работы с такими замечательными людьми, как М. Яншин, Б. Львов-Анохин, Л. Варпаховский, А. Попов, А. Васильев, Б. Морозов, И. Райхельгауз, Р. Быкова, Е. Леонов, П. Глебов, Л. Савченко, А. Балтер...»
А то же кино? Как ни удивительно, роль Тони в фильме «Дело было в Пенькове» так и осталась самой значительной работой актрисы на экране. Несколько лет Майя продолжала активно сниматься, причем нередко в главных ролях – в музыкальном фильме Исидора Анненского «Матрос с «Кометы», киноповести Виктора Жилина «Исправленному верить», картине Александра Абрамова «Домой» и других. Но эти работы не шли ни в какое сравнение с фильмом «Дело было в Пенькове».
Со временем Майя Менглет все больше уделяла внимания театру и все меньше появлялась на киноэкране.
«Ну, я люблю театр больше чем кинематограф.  Я, как сказать, верна ему в первую очередь, и если вставал вопрос: театр или кино, - всегда перевешивал театр, потому что мне это было всегда интересней, потом были в театре Станиславского, где я работала, были интересные роли, спектакли, интересные режиссеры».
Актрису признали одной из самых красивых женщин в СССР. Модницы стали носить береты «под Тоню», а Менглет с ее уникальной внешностью – представлять страну на международных фестивалях.
Майя вспоминала, что в некоторых странах, когда она выходила на дорожку или сцену, многие кричали: «Софи Лорен!». Удивительное сходство с итальянской кинозвездой заставляло зрителей заблуждаться и называть советскую актрису чужим именем.
Поклонники называли Майю советской богиней…
Сам Леонид Ильич Брежнев пересматривал кинофильм несколько раз, считал Майю Менглет идеально женщиной и надеялся когда-нибудь прикоснуться к ней. Однажды актрису пригласили на какое-то мероприятие, причем наряд для нее был согласован с самой Фурцевой, тогдашним министром культуры!
Когда начались танцы, к Майе Георгиевне подошел человек в штатском и предупредил:
- Сейчас с вами будет танцевать Брежнев.
Оказалось, что генсек совершенно не умеет двигаться – как потом вспоминала актриса – Брежнев оттоптал ей все ноги!
Неожиданные изменения в семейной жизни Менглетов произошли в 1961 году. Георгий Павлович, отец Майи, принял решение уйти из семьи к известной актрисе Нине Архиповой. Валентина Королева, мама Майи, мужественно перенесла этот разрыв. После развода Георгий Павлович еще долго приходил к ним домой, и бывшая жена принимала его, подшивала ему брюки, оказывала другие мелкие бытовые услуги.
А вот Майя долго не могла простить отца:
«Я, когда папа приходил, закрывалась в ванной или в туалете и не могла - рыдала, рыдала. И когда папа уходил, я говорила маме: «Зачем ты его пускаешь, спусти его по лестнице, это же тебе больно, это невозможно пережить».
В те трудные годы Майе оправиться от потрясения помогла семья, - родился второй сын. К тому же от проблем отвлекала работа в театре…
С отцом Майя помирилась лишь спустя долгих 25 лет. Помирилась и даже нашла в себе силы наладить дружеские отношения с Ниной Архиповой…
Очередной неожиданный поворот в судьбе семьи Менглет произошел в 1978 году. Старший сын Майи, к тому времени заканчивающий ГИТИС и имевший неплохие перспективы работы в Театре имени Маяковского, принял решение уехать за рубеж. Причиной тому стала любовь к девушке-немке, учившейся в Московском университете.
Два года молодые прожили в Германии, а затем перебрались в Австралию.
Для семьи это был большой удар. В те времена общение с иностранцами, мягко говоря, не приветствовались спецслужбами. К тому же для родителей отъезд сына за границу был равнозначен его потере.
К счастью, вскоре в стране начались перемены, и у Майи Георгиевны с мужем появилась возможность выезжать к сыну.
В 1984 году Майя Георгиевна Менглет получила звание заслуженной артистки РСФСР.
Тем временем, младший сын, Дмитрий, решил не идти по стопам родителей. Он увлекся химией, стал доктором наук и в 90-е годы перебрался вслед за своим братом в Австралию.
Майя Георгиевна посвятила себя театру имени Станиславского, в котором вместе с мужем прослужила 43 года. Хотела бы проработать там и больше, но в 90-х сменился руководитель и, по мнению актрисы, превратил храм искусства неизвестно во что, поставив во главу угла деньги.
«Все управление перешло в руки директора, человека совершенно не творческого, но с большой "коммерческой хваткой". Были сданы в аренду многие помещения театра. В храме искусств не стало места творчеству, потому многие артисты покинули подмостки».
В 90-х, когда в мире искусства начинались трагические перемены, непростая ситуация коснулась и актрису. Одним махом из театра, где они с супругом работали, уволилась целая плеяда талантливых актеров.
— Когда Леню в Театре Станиславского обидели, плюнули ему в лицо, мы оба вынуждены были уйти, — объясняет актриса. — Я первая за него вступилась и подала заявление об увольнении. Муж потрясающим был человеком: играл на сцене на излом души, а в жизни оставался тихим, порядочным, интеллигентным. Он, конечно, не борец, не толкач в пользу себя. Зато за других мог горло перегрызть.
Об этой истории в свое время много говорили и писали. В 2002 году Сатановский репетировал главную роль в спектакле «Мещанин во дворянстве». Но внезапно расхворался (подскочило давление) и он не смог прийти на очередную репетицию. А буквально через пару дней жена узнала, что вместо любимого в его костюмах на сцене появился уже другой актер. Майя бросилась к руководству театра.
Нехотя выслушав претензии актрисы, директор труппы фыркнул:
- Не нравится — уходите!
 И она, поняв, что не дождется поддержки коллег (в труппе давно возникли разброд и шатания), поспешила навсегда распрощаться со всеми. Следом рассчитался и супруг. И хотя раньше даже мысли о постоянной жизни за рубежом пара не допускала, но тут они решили попробовать начать с чистого листа.
Увы, подобная ситуация была характерна для большинства российских театров. Немногие талантливые актеры остались в ставшими уже родных стенах: кардинально менялся репертуар, руководителями становились далекие от искусства и очень близкие к большим деньгам люди… А остальные с болью в сердце покидали и театр, и страну.
Среди них были и чета Менглет-Сатановских. Старший сын Алексей пригласил родителей в Австралию.
Супруги работали в Монреальском русском драматическом театре до глубокой старости, пока не вышли на пенсию. Майя Георгиевна устроила в своем садике настоящий русский уголок. Несколько лет назад актриса прилетала в Россию, чтобы побывать на одной из телепередач. Там официально заявила всем, кто считает ее эмигранткой и называет «уже давно не нашей актрисой»:
- Ваша я, ваша! — сказала Майя Георгиевна.
С мужем они прожили 60 лет. Умирал супруг на ее руках: в далекой Австралии на 84-м году жизни тихо и незаметно ушел из жизни народный артист России Леонид Сатановский. Зрители запомнили его по фильмам и сериалам «Осторожно, бабушка!», «Такая короткая долгая жизнь», «Горячев и другие», «Виват, гардемарины!»…
— У Ленечки в 82-м нашли диабет. С тех пор супруг дисциплинированно следил за здоровьем, выполнял наказы медиков. Но в августе прошлого года его состояние резко ухудшилось. Стали подводить почки, из-за этого сильно отекали ноги, а раны на них не заживали месяцами. Сделали шесть операций. Невыносимо вспоминать, как он страдал! Врачи постоянно кололи ему обезболивающее. Последние несколько месяцев я неотлучно находилась рядом с Леонидом в клинике — даже ночевала там. А если и уезжала часов в десять вечера, то поутру возвращалась с домашним завтраком. Хотя в больнице прекрасно кормили, но за те 60 лет, что мы вместе, Леня настолько привык к моей заботе и любви, что без этого уже жить не мог. Мы даже в отпуск никогда по отдельности не ездили.
Леонид каждый день молился. Он до последнего не хотел умирать. Просил: «Майя, зацепись хоть за волосок, только вытащи меня». Эти слова стали последними… Мой Ленечка всегда славился потрясающим слухом и голосом, этим он и добился меня. Буквально за сутки до кончины еще мог петь свой любимый романс «В пожелтевшей пачке старых писем...», насвистывал «Прощание славянки», «На площадке танцевальной 41-й год». Это его очень поддерживало. Но потом впал в забытье. И 30 мая в 11.30 его не стало… Как же мне сейчас тяжело. Таких актерских союзов, как наш с Леней, увы, очень мало. Разве что наши друзья — Светлана Немоляева и Александр Лазарев — тоже прожили счастливую жизнь в потрясающей любви!»
Майя Георгиевна постоянно мысленно возвращалась на Родину, в Москву. Ведь и покойный муж до последнего оставался гражданином России, да и она ни за что не откажется от гражданства.
— Сейчас я понимаю, что как-то незаметно промчались наши 13 лет в Австралии, Страшная ностальгия не мучила — при желании всегда можно было выбраться в Россию. Я, например, вместе с младшим сыном прилетала на передачу к Андрюше Малахову, когда тот решил отметить юбилей фильма «Дело было в Пенькове». А тут, в Австралии, мы с мужем участвовали в Днях русской культуры. Постоянно держали связь с диаспорой, выступали в посольстве, смотрели российские каналы, следили за событиями на родине по Интернету. С годами, когда здоровье стало подводить (мне сделали серьезную операцию на ноге — вставили в колено искусственный сустав), зажили как обычные пенсионеры: гуляли, читали, общались с детьми, внуками, которые здесь, под боком.
Леонид скончался в 2015 году. Его похоронили в Мельбурне, на русском кладбище. Проводили со священником, ведь Сатановский был крещен. А на поминках прозвучал романс Бабаджаняна «Ноктюрн» на слова Роберта Рождественского:
«Если хочешь, если можешь, вспомни обо мне,
 Вспомни обо мне, вспомни обо мне.
 Хоть случайно, хоть однажды вспомни обо мне,
 Долгая любовь моя».
Мы помним?
P.S. Неделю назад Майе Менглет исполнилось 85 лет. С юбилеем!


Рецензии
Спасибо за очень интересное повествование.
С уважением,

Галина Козловская   21.07.2021 22:17     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.
Со взаимным уважением,

Светлана Бестужева-Лада   22.07.2021 15:48   Заявить о нарушении