Мы все зависимые люди!

Все мы глубоко зависимые люди! Я всё чаще прихожу к этой простой и не совсем приятной мысли. Потом успокаиваюсь и понимаю: ничего не поделаешь, мы зависим все и всегда, с момента рождения - от своих родителей, которых не выбирают, во-первых! Конечно, ещё от места, где мы родились – тоже не закажешь, как получится, во-вторых! А далее от воспитателя детского сада, от школьных учителей, от тренера в спорт клубе, от учителя музыки, профессора в ВУЗе, от начальника, от чиновника, от коллег по работе и друзей, любимых женщин, от  всех, с кем сводит, сталкивает нас судьба! Кстати, чаще всего, случайно! Ну, с родителями ладно, уж как кому повезло. Мне, я считаю, очень повезло, так как родился желанным, в любящей семье, самой обычной для тех непростых, послевоенных лет, когда только отменили  карточки и люди чуть вздохнули. Через два года, в 1951 г появилась сестра, совсем не похожая на еврейского ребенка: светлые волосы, голубые глаза. Хотя всё было понятно: это в дедушку, отца со стороны мамы, который тоже был светловолосый с рыжим отсветом, с голубыми глазами. Есть такая порода в еврейской среде! Жили очень скромно, по сегодняшним меркам бедно, в Ленинграде, на наб. Фонтанки, в огромной коммунальной квартире на восемь семей, впятером в  комнате в 15 кв.м с печным отоплением: мои родители, дедушка-Хаим и я с сестрой.
   В шесть лет, как гипер активного ребенка, моя мама отвела меня в Дом пионеров на пер. Гривцова, заниматься акробатикой. Перед этим меня выгнали с фигурного катания, как бесперспективного. Как мне повезло с тренером по акробатике! Его звали Александр Васильевич, фамилию, к сожалению, что-то вроде Трунцева, точнее не помню. На вид ему было тогда, как моему сыну сегодня, лет 42-45. Наверное, он был бывший профессиональный спортсмен, видимо, из цирковых акробатов. Наверняка воевал и, то ли травма, то ли ранение не позволили ему продолжить карьеру в цирке и он работал тренером детишек в Ленинграде в Доме пионеров, потом в ДК им. Горького, куда забрал меня и еще пяток наиболее способных  ребят. Там он организовал цирковую школу акробатов, прыгунов на батуте, эксцентриков, куда я и попал. Я ничего не понимал, зачем и для чего мы разучиваем этот акробатический смешной номер  с неудачником-фотографом и спортсменом с мячом, которым был я? В те годы я очень хорошо гнулся, бегал на руках на мостике, был ловким и прыгучим. Всему меня научил тренер, причем, делал это очень вежливо, настойчиво и всё показывал сам, конечно, со скидкой на возраст. Когда я понял, что из меня готовят акробата для работы в цирке, я перестал ходить на занятия. Но тренер приезжал к нам домой и уговаривал маму, чтобы она воздействовала на сына, у него талант, большая карьера в цирке. Не знаю почему, но эта карьера меня не прельстила, показалось, что не моё, но то, чему меня за пять лет научил Александр Васильевич – осталось со мной навсегда! Акробатика помогла мне и в вольной борьбе, и занятиях карате, которыми я потом занимался, очень помогла в армии, потом научил своих сына и дочку, и даже внуков всему, что умел сам.
  Так вот к тому, что все мы зависимы, в том числе и от того, кто нас окружает, где живем, какую страну выбрали, как смогли устроиться?
   Как все мы знаем, всё познается особенно ярко не тогда, когда хорошо, а тогда, когда плохо, трудно, тяжело, не хватает того и сего. Мы всегда всё сравниваем: свою и чужую жизнь, там и тут, анализируем, где лучше и что надо сделать для того, чтобы нам стало лучше? Честно скажу: готовых рецептов нет, я их не знаю! Все мы зависимы от огромного количества факторов, случайностей, стечения обстоятельств. Мы очень зависим от того, где проживаем! Расскажу, как дело происходило в Израиле, во время жуткого карантина март - июнь 2020 года. Попытаюсь вам рассказать только об одном аспекте нашей жизни: где живем и сравнить ее в сложный период карантина!  Я  знаю обстановку в Петербурге, сам здесь живу, пережил карантин, знаю обстановку в Израиле в хостеле – социальное жилье,  в Тель-Авиве, в Яффо, где живёт моя мама-Нина,  в другом хостеле в Хадере, где живет мой приятель Рудольф Исаакович. Рассказываю для общего понимания,  для того, чтобы вы сами могли сравнить и сделать выводы. И Рудольф, и моя мать проживают в здании, специально организованном для пожилых, которые могут в значительной степени себя обслуживать. Здание, где живет мать – очень старое, наверное, ему больше 150 лет, перестроено внутри под хостель на 100 квартир. Рудольф живет в Хадере – небольшой город на 80 тыс. жителей,  новом здании, построенном специально для этих целей лет 10 назад, там около 260 квартир. У каждого своя, отдельная квартирка-студия, примерно 27-34 кв.м. со всеми удобствами, ванной комнатой с душем и туалетом, с выделенным местом для кухоньки - для электроплитки и местом, где есть столик и кухонная раковина. Я недавно, из Питера, проболтал по Скайпу с приятелем-Рудольфом почти час. Это как раз в разгар карантина,  апрель 2020 года. Он рассказывает. Выходить на улицу запрещено, особенно пожилым, а он 1940 г.р., все соблюдают режим, сидят по своим квартирам. Раз в два - три  дня им в хостель  привозят от муниципалитета и разносят по квартирам  упаковки с едой на два дня, в другие дни – еще и от администрации города. Обычно, это судок-контейнер из фольги, или пластика, разделенный на три секции: мясо тушеное разное, или котлетки, бывает рыба, гарнир, салат. Порции такие, что Рудольф целиком съесть не может. Мама съедает такую порцию за два-три дня. Раз в десять дней привозят сухие наборы весом 10-13 кг: крупы, макароны, консервы всякие, постное масло, кофе, кетчуп, овощи, фрукты, соки.  Рудольф показал мне свой холодильник и морозильник, забитые судками с едой. Маме привозят еду так же судках раз в два-три дня, часто звонят волонтеры с вопросами, не надо ли чем помочь? Не сказал главное: вся еда – за счет государства, весьма вкусная, ни копейки не берут, не вымогают, нет даже намека!!! На время карантина в хостеле, где живет мать, Рудольф, на входе стоят два вооруженных солдата и никого не пропускают к старикам, кроме тех, кто по пропускам, ухаживает за ними. Конечно, маски, перчатки, антисептическая жидкость – все выдает муниципальная служба.
    Чем старше мы становимся, тем более зависимы! Это множество факторов: место проживания, окружение, наличие или отсутствие близких и их моральные качества, система здравоохранения,  отношение к пожилым в стране, размер и качество реальной помощи, а не болтовня. Упреждая критиков, сообщаю, что я считаю Израиль не лучшим местом на Земле – это раз! Второе – там проблем, кроме нам понятных, есть такие, что вы удивитесь и взгрустнете, еще даже поплакать можно!!! Еще об израильской жизни. К маме, так как она очень старенькая, 1923 года рождения,  каждый день приходят два метапелета – это наемные помощники по уходу на 5-6 часов ежедневно, кроме пятницы и субботы. Наем этих работников производит специальная фирма, которая отбирает кандидатов, обучает, увязывает их место проживания и тот хостель, где будут работать. Вся эта головная боль лежит на социальной службе государства, она же и оплачивает работу метапелета. Что входит в их работу, примерно. Закупить продукты, приготовить еду, убрать, вымыть посуду, убрать кровать, поменять белье, загрузить белье в стиральную машину, включить ее, после стирки развесить белье, высушенное снять и убрать в шкаф. Помочь вымыться, сходить в аптеку, банк,  закупить продовольствие и хозяйственные товары, сопровождать  погулять. Провести уборку в квартире, вымыть пол, ванну, холодильник, убрать в шкафах, еще все по мелочи, что надо в быту. Вот так живут израильские пенсионеры.
Для лучшего понимания, расскажу про стоимость проживания в хостеле. Оплата за проживание в хостеле очень гуманная, в месяц около 1000 шек., из которых 800 шек. дают отдельно к пособию на оплату именно жилья и 200 шек проживающий доплачивает из пенсионной суммы, плюс 100 шек. коммуналка, это со скидкой 50%. Т.е из общей суммы пособия в 3400+ 800 шек. на жилье, 1100 уходит на жилье, остальное на жизнь, лекарства, развлечения, т.е. остается на это 3100 шек. Этой суммы вполне достаточно для питания  и всего остального для одного человека. Лекарства членам больничной кассы, а они все там, продают только по рецептам, со скидкой 70-90%, но тем, кому за 80 лет – со 100%-й скидкой, т.е. без денег. Почти все они выходцы из СССР и, после его распада, из бывших республик, а сегодня государств. Они приехали в Израиль на ПМЖ, чаще всего с детьми, внуками, но состарились и стали лишними, или условия изменились, все бывает! Идут в социальную службу, пишут заявление, а дальше, как получится. Когда быстро получают жилье в желательном районе страны, когда несколько лет стоят в очереди. Мои родители стояли в очереди лет пять, Рудольф получил через три  года. Самое главное, что эти люди, не проработавшие, как правило, ни дня в Израиле, или проработавшие немного, 5-15 лет, получают от государства жилье бесплатно и пособие, на которое можно жить вполне достойно! Даже сравнивать не хочу  с РФ, а мне есть с чем сравнить!

Апрель-август 2020


Рецензии