Подарите миру музыку

Я - жаворонок, но сегодня   захотелось поспать подольше. Разбудила барабанная дробь. Откуда взялся этот барабанщик, которому не спалось  в шесть утра,   не знаю. Музыкант настойчиво играл на барабанной установке. Возможно,  это серенада, а может репетиция. Играл барабанщик классно, но в шесть утра  мне хотелось его выключить это. Акустика утром на пустом пространстве шикарная, и откуда идет звук было не очень понятно. Дождь подарил долгожданную тишину - играющий наконец замолчал, а музыка вернула в юность.

В 1987 году  я влюбилась в русский рок. В ту осень в Подольске прошёл  рок-фестиваль, у которого было официальное название - "Фестиваль самодеятельных рок групп "Подольск-87").  Его поддержали "Московский комсомолец" и журнал "Юность".  За три дня на фестивале побывало больше 40 тысяч человек -  "неформальная молодежь" ехала с разных городов  Советского Союза. Для поддержания порядка на всякий случай  вызвали Дзержинскую дивизию.



Фестиваль проходил 3 дня и получил неофициальное название «советского Вудстока».  По мнению музыкального обозревателя Севы Новгородцева, фестиваль в Подольске стал определяющим событием для истории русского рока.;

Организаторами выступили президент Подольского рок-клуба Пётр Колупаев, директор Зелёного театра Подольского городского парка имени Талалихина Марк Рудинштейн (основатель "Кинотавра", который до этого  устраивал в парке  концерты групп "Машины времени", "Воскресенье", "Динамик", "Браво"), а также Сергей Гурьев и Наталья «Комета» Комарова.




В последний момент фестиваль хотели запретить, однако Колупаев добился разрешения от заместителя министра культуры РСФСР Нины Жуковой, и выдал мероприятие за "конкурс заводской самодеятельности". За три дня его официально отменили по радио и в газете "Московский комсомолец". Несмотря на это Рудинштейн и Колупаев обзванивали группы со словами: "Приезжайте".

Не приехали "Алиса", "Чай Ф", "Кино" из-за того, что официальные власти  пытались  отменить фестиваль, и группы были неверно информированы, а группе Ноль немного не повезло - барабанщика забрали в армию.

В Подольске в сентябре 1987 на фестивале выступили:
"ДДТ",  "Зоопарк", "Телевизор", "Наутилус Помпилиус", "Калинов мост", "Бригада С",
"Облачный край", "Веселые картинки" и другие популярнейшие группы Советского Союза. Моих любимцев на том концерте было двое.

Наутилус ПОМПИЛИУС


 Свердловские музыканты  выступали в субботу.  Группа  Центрального телевидения с кучей аппаратуры приехала специально ради  них.

После ночи  на турбазе с не очень удобными условиями Бутусов на сцене выглядел довольно усталым. К тому же в начале выступления у  группы были проблемы со звуком,  и Вячеслав не раз обращался через весь зал к своему звукорежиссеру со словами: "Андрей, нет звука!"  Тем не менее, группа отыграла концерт прекрасно. Здесь  прозвучали композиции:  "Доктор твоего тела",  "Князь тишины", "Казанова", "Дети любви", "Шар цвета хаки", "Ален Делон", "Скованные одной цепью", "Я хочу быть с  тобой".  Вячеслав каждую песню пел все увереннее и увереннее.


Люди вскакивали, поднимали руки вверх, обнимались, качались, подпевали, махали свитерами. Когда "Наутилус" стал петь "Гуд бай, Америка!"  на своих местах остались сидеть только представители обкома. Вся же остальная публика в едином порыве подпевала музыкантам стоя.

Вячеслав Бутусов, спустя годы,  вспоминая тот концерт, сказал, что у них были концерты, которые проходили лучше, но при этом добавил: "Да, – памятник".

Завершил Наутилус свое выступление песней  "Все, кто нёс", которая исполнялась только на концертах.

https://youtu.be/pCFWAPъZp3N0


МАМА, Я ЛЮБЕРА ЛЮБЛЮ!

Больше всех с погодой на том фестивале не повезло "ДДТ".  В воскресенье группа  закрывала фестиваль - в грозу, под молниями и стеной воды, которая заливала открытую сцену. К тому же  ожидался приезд люберов - довольно агрессивной, спортивной и физически крепкой  молодежи. Люберецкие парни качались в подвалах,  а потом ездили по городам  Подмосковья, пытаясь  показать свою силу, избивая рокеров, панков, а иногда и просто тех, кто попадал под горячую руку. Кстати, в Подольске им в своё время дали очень жесткий отпор.


В тот день в городе поползли  слухи, что в  парке полно люберов, и будет побоище. Поэтому судорожно рассылались гонцы за дополнительной милицией.


Группа "ДДТ", Подольск, сентябрь 1987.

Перед песней "Мама, я любера люблю" Шевчук простер руку к выходу из театра и произнес: "Голоса нет, аппаратуры нет, но наш рок есть. Это самое главное. Песенка  про тех, которые стоят там, за этой ареной, и ждут нас наверху!" -  и Зеленый театр ответил восторженным ревом. Но всех люберов к тому времени благополучно разогнал жуткий ливень.

Он не панк, он не хиппи, он не хэви-металлист,
Он не мажор, не тусовщик, мама, он не буддист,
Он не нюхает клей, он не курит траву,
Он отделает любого теоретика кунг-фу.

Мама! Я любера люблю!: https://youtu.be/06utapkmqHQ



Зеленый театр покрылся  кусками полиэтилена и морем разноцветных зонтов.



 Поклонники русского рока обнажались, снимая с себя куртки и мокрые футболки.

В это время за сценой дежурил  кагэбэшник. Официально его задачей было, выключать электроток в  самые опасные моменты,  чтобы не произошло короткого замыкания и молнией не убило Шевчука.  Рудинштейн в интервью "Радио Свобода" сказал, что майор КГБ выключал рубильник по идеологическим мотивам, а он Марк,  опять его включал со словами: "Что ты делаешь? Он же все равно перекричит эту толпу."

 Шевчук, снял с себя футболку и остался босиком  в полосатых подвернутых штанах. Взял в руки микрофоны, как будто гантели.  И периодически очень смешно изображал из себя качка. 


В Зелёном театре  произошло всеобщее братание: молодые люди обнялись за плечи и дружно закачались вместе с зонтами в ритме вальса.

Выступление группы ДДТ, Подольск, сентябрь 1987:

https://youtu.be/uUAEyubXS6s

Юрий Шевчук приехал в Подольск спустя 31 год и в интервью телевидению "Кварц" перед концертом "История звука" в феврале 2018 года высказался о том концерте так: "Я помню, да. Меня било током, но это только добавляло драйва рок-н-ролльного".

После Рок-фестиваля от обкома КПСС и ВЛКСМ досталось подольским комсомольцам и коммунистам. Фестиваль признали идеологической диверсией и политической ошибкой.
Директор парка Кузнецов Владимир Васильевич, принимавший участие в проведении рок-фестиваля, был уволен с занимаемой должности.  Рудинштейна долго таскали по всяким кабинетам, после чего он резко изменил свою жизнь, придумав "Кинотавр". 

Лауреатами конкурса стали  НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и ТЕЛЕВИЗОР.


Выступление группы "Телевизор": https://youtu.be/i6zJ9zazHq8


Группы  ЗООПАРК, ДДТ, и БРИГАДА С — как уже заслуженные, матерые коллективы, — выступали вне конкурса.


Выступление Майка Науменко ("Зоопарк"): https://youtu.be/YRX0OHDoYxU


Гарик Сукачев и Бригада С: https://youtu.be/tOretTwRC2E


На четыре группы — ЦЕМЕНТ, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, КАЛИНОВ МОСТ и БОМЖ — горком накатал и разослал по их родным обкомам телеги с обвинениями в аполитичности и т. п. Туда же пошли благодарственные письма тем же группам от организатора фестиваля — журнала "Юность" -  за подписью главного редактора Андрея Дементьева (формально фестиваль проводили официальные издания — "Юность" и "Московский Комсомолец", а за этими респектабельными масками по большей части скрывались сотрудники подпольного рок-самиздата — журналов "Урлайт" и "Зомби").


"Московский Комсомолец" несколько дней спустя опубликует материалы специального совещания обкома ВЛКСМ: "...Печальным уроком для всех стал Подольский рок-фестиваль. Выступление скандальных рок-групп перечеркнуло главную цель фестиваля – популяризацию лучших образцов отечественной рок-музыки, превратило официальное молодежное мероприятие в демонстрацию моральной распущенности и идейной незрелости ряда исполнителей".

А для зрителей тот рок-фестиваль это память  - перед ними  за три дня предстал почти весь  отечественный рок того времени. В сентябре 2002 Рудинштейн  в интервью "МК" сказал: "Подольский рок-фестиваль - это лучшее, что я сделал в жизни".


Рецензии