Подарите миру музыку
В 1987 году я влюбилась в русский рок. В ту осень в Подольске прошёл рок-фестиваль, у которого было официальное название - "Фестиваль самодеятельных рок групп "Подольск-87"). Его поддержали "Московский комсомолец" и журнал "Юность". За три дня на фестивале побывало больше 40 тысяч человек - "неформальная молодежь" ехала с разных городов Советского Союза. Для поддержания порядка на всякий случай вызвали Дзержинскую дивизию.
Фестиваль проходил 3 дня и получил неофициальное название «советского Вудстока». По мнению музыкального обозревателя Севы Новгородцева, фестиваль в Подольске стал определяющим событием для истории русского рока.;
Организаторами выступили президент Подольского рок-клуба Пётр Колупаев, директор Зелёного театра Подольского городского парка имени Талалихина Марк Рудинштейн (основатель "Кинотавра", который до этого устраивал в парке концерты групп "Машины времени", "Воскресенье", "Динамик", "Браво"), а также Сергей Гурьев и Наталья «Комета» Комарова.
В последний момент фестиваль хотели запретить, однако Колупаев добился разрешения от заместителя министра культуры РСФСР Нины Жуковой, и выдал мероприятие за "конкурс заводской самодеятельности". За три дня его официально отменили по радио и в газете "Московский комсомолец". Несмотря на это Рудинштейн и Колупаев обзванивали группы со словами: "Приезжайте".
Не приехали "Алиса", "Чай Ф", "Кино" из-за того, что официальные власти пытались отменить фестиваль, и группы были неверно информированы, а группе Ноль немного не повезло - барабанщика забрали в армию.
В Подольске в сентябре 1987 на фестивале выступили:
"ДДТ", "Зоопарк", "Телевизор", "Наутилус Помпилиус", "Калинов мост", "Бригада С",
"Облачный край", "Веселые картинки" и другие популярнейшие группы Советского Союза. Моих любимцев на том концерте было двое.
Наутилус ПОМПИЛИУС
Свердловские музыканты выступали в субботу. Группа Центрального телевидения с кучей аппаратуры приехала специально ради них.
После ночи на турбазе с не очень удобными условиями Бутусов на сцене выглядел довольно усталым. К тому же в начале выступления у группы были проблемы со звуком, и Вячеслав не раз обращался через весь зал к своему звукорежиссеру со словами: "Андрей, нет звука!" Тем не менее, группа отыграла концерт прекрасно. Здесь прозвучали композиции: "Доктор твоего тела", "Князь тишины", "Казанова", "Дети любви", "Шар цвета хаки", "Ален Делон", "Скованные одной цепью", "Я хочу быть с тобой". Вячеслав каждую песню пел все увереннее и увереннее.
Люди вскакивали, поднимали руки вверх, обнимались, качались, подпевали, махали свитерами. Когда "Наутилус" стал петь "Гуд бай, Америка!" на своих местах остались сидеть только представители обкома. Вся же остальная публика в едином порыве подпевала музыкантам стоя.
Вячеслав Бутусов, спустя годы, вспоминая тот концерт, сказал, что у них были концерты, которые проходили лучше, но при этом добавил: "Да, – памятник".
Завершил Наутилус свое выступление песней "Все, кто нёс", которая исполнялась только на концертах.
https://youtu.be/pCFWAPъZp3N0
МАМА, Я ЛЮБЕРА ЛЮБЛЮ!
Больше всех с погодой на том фестивале не повезло "ДДТ". В воскресенье группа закрывала фестиваль - в грозу, под молниями и стеной воды, которая заливала открытую сцену. К тому же ожидался приезд люберов - довольно агрессивной, спортивной и физически крепкой молодежи. Люберецкие парни качались в подвалах, а потом ездили по городам Подмосковья, пытаясь показать свою силу, избивая рокеров, панков, а иногда и просто тех, кто попадал под горячую руку. Кстати, в Подольске им в своё время дали очень жесткий отпор.
В тот день в городе поползли слухи, что в парке полно люберов, и будет побоище. Поэтому судорожно рассылались гонцы за дополнительной милицией.
Группа "ДДТ", Подольск, сентябрь 1987.
Перед песней "Мама, я любера люблю" Шевчук простер руку к выходу из театра и произнес: "Голоса нет, аппаратуры нет, но наш рок есть. Это самое главное. Песенка про тех, которые стоят там, за этой ареной, и ждут нас наверху!" - и Зеленый театр ответил восторженным ревом. Но всех люберов к тому времени благополучно разогнал жуткий ливень.
Он не панк, он не хиппи, он не хэви-металлист,
Он не мажор, не тусовщик, мама, он не буддист,
Он не нюхает клей, он не курит траву,
Он отделает любого теоретика кунг-фу.
Мама! Я любера люблю!: https://youtu.be/06utapkmqHQ
Зеленый театр покрылся кусками полиэтилена и морем разноцветных зонтов.
Поклонники русского рока обнажались, снимая с себя куртки и мокрые футболки.
В это время за сценой дежурил кагэбэшник. Официально его задачей было, выключать электроток в самые опасные моменты, чтобы не произошло короткого замыкания и молнией не убило Шевчука. Рудинштейн в интервью "Радио Свобода" сказал, что майор КГБ выключал рубильник по идеологическим мотивам, а он Марк, опять его включал со словами: "Что ты делаешь? Он же все равно перекричит эту толпу."
Шевчук, снял с себя футболку и остался босиком в полосатых подвернутых штанах. Взял в руки микрофоны, как будто гантели. И периодически очень смешно изображал из себя качка.
В Зелёном театре произошло всеобщее братание: молодые люди обнялись за плечи и дружно закачались вместе с зонтами в ритме вальса.
Выступление группы ДДТ, Подольск, сентябрь 1987:
https://youtu.be/uUAEyubXS6s
Юрий Шевчук приехал в Подольск спустя 31 год и в интервью телевидению "Кварц" перед концертом "История звука" в феврале 2018 года высказался о том концерте так: "Я помню, да. Меня било током, но это только добавляло драйва рок-н-ролльного".
После Рок-фестиваля от обкома КПСС и ВЛКСМ досталось подольским комсомольцам и коммунистам. Фестиваль признали идеологической диверсией и политической ошибкой.
Директор парка Кузнецов Владимир Васильевич, принимавший участие в проведении рок-фестиваля, был уволен с занимаемой должности. Рудинштейна долго таскали по всяким кабинетам, после чего он резко изменил свою жизнь, придумав "Кинотавр".
Лауреатами конкурса стали НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и ТЕЛЕВИЗОР.
Выступление группы "Телевизор": https://youtu.be/i6zJ9zazHq8
Группы ЗООПАРК, ДДТ, и БРИГАДА С — как уже заслуженные, матерые коллективы, — выступали вне конкурса.
Выступление Майка Науменко ("Зоопарк"): https://youtu.be/YRX0OHDoYxU
Гарик Сукачев и Бригада С: https://youtu.be/tOretTwRC2E
На четыре группы — ЦЕМЕНТ, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, КАЛИНОВ МОСТ и БОМЖ — горком накатал и разослал по их родным обкомам телеги с обвинениями в аполитичности и т. п. Туда же пошли благодарственные письма тем же группам от организатора фестиваля — журнала "Юность" - за подписью главного редактора Андрея Дементьева (формально фестиваль проводили официальные издания — "Юность" и "Московский Комсомолец", а за этими респектабельными масками по большей части скрывались сотрудники подпольного рок-самиздата — журналов "Урлайт" и "Зомби").
"Московский Комсомолец" несколько дней спустя опубликует материалы специального совещания обкома ВЛКСМ: "...Печальным уроком для всех стал Подольский рок-фестиваль. Выступление скандальных рок-групп перечеркнуло главную цель фестиваля – популяризацию лучших образцов отечественной рок-музыки, превратило официальное молодежное мероприятие в демонстрацию моральной распущенности и идейной незрелости ряда исполнителей".
А для зрителей тот рок-фестиваль это память - перед ними за три дня предстал почти весь отечественный рок того времени. В сентябре 2002 Рудинштейн в интервью "МК" сказал: "Подольский рок-фестиваль - это лучшее, что я сделал в жизни".
Свидетельство о публикации №220081601498