C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Перехвальские святыни Куликова Поля

   Перехвальские святыни Куликова Поля
  Фрагмент исторической монографии Николая Скуратова «Свет забытой Непрядвы» - 2020, посвящается 640-й годовщине Куликовской битвы.
Перехвалка дремлет в тишине,
Дон блистает лентой, позолоченной… 
Заблудилась память в глубине
Той неправды, в мире замороченном.
Шесть веков, в сиянии Христа,
Славный край хранила Богородица,
Льётся свет, вода в Мече чиста,
Но Героям здесь никто не молится!
  Святынь Куликовской битвы в селе Перехваль четыре – это три часовни: Рождества Христова, Покрова Богородицы, Илии Пророка на Прощёном Колодце, и ещё есть церковь Рождества Христова. В данной статье разберу хронологию их посвящения реальным историческим событиям. Сразу же напрашивается вопрос: не много ли культовых объектов, для простого села в русской глубинке, на первый взгляд, ничем не примечательного?
  Читатели уже ходили по перехвальскому полю вместе с Ростовской дружиной, и первородные названия речек и оврагов сами ложились на исконные места. Многие знакомы с содержанием моей разработки темы битвы на Лебедянских полях, а всех прочих и самых любознательных отсылаю за подробностями в главу «Куликово Поле» - http://kamenny-con.narod.ru/index/pole_kulikovo/0-19
  Оппоненты любят задавать загадки второстепенного уровня. Одним из последних прозвучал вопрос: если битва была в точке села Перехваль, то почему местная церковь носит посвящение Христа, а не Богородицы, в день Рождества которой она состоялась? Почему, почему… Потому же самому, по царскому приказу: навести «порядок» твёрдой рукой, чтобы не было путаницы. Рука была твёрдой, но голова совсем не мудрой.
  Активные деятели прошлых веков демонстрировали высокие чувства беспримерного патриотизма, выслуживались перед царём и Священным Синодом, поэтому, после назначения поля битвы на нечаевское поле под Епифань, истину топтали особенно яростно. Нынешние вовсе не комплексуют, легко идут на подтасовки, на передёргивание фактов и на прямой подлог, о которых рассказано в статье «Крах нечаевского поля»   Напомню цитату из Ростовской летописи:
  «Ростовцы стояли крылом своим у большого оврага, идущего к реке Непрядве и селу Рождественскому, потом перешли ручей Верходубье и Липовой, впадающий в Смолку, где и бились с татарами, имея позади себя реку Непрядву и лес. В самой сече бились с татарами у Рыбного оврага, дошли до устья Утиного, впадающего в реку Смолку, дошли, наконец, и до Красного Холма» (54).
  Официальная историческая наука этот документ не признаёт, считает фальшивкой, наряду со всеми другими русскими и булгарскими летописями, потому что ни одна из них не ложится на нечаевское поле. К тому же на перехвальской площадке все гидронимы и топонимы были утеряны или растоптаны, кроме чудом уцелевшего Большого оврага. Сохранили названия только две самые крупные реки: Дон и Красивая Меча. На прямой вопрос: на чём стоите, господа историки? Звучит ответ: на устоявшейся, общепринятой версии Степана Нечаева.
  Переименование мелких оврагов и речек – явление массовое. Этим не нарочно занимались переселенцы или жители, потому что привычные названия им были удобнее и милее. Меча, Воронеж, Сосна, Семенёк – на картах вы легко отыщете их двойников. Непрядвы тоже было две: нижняя, современная Перехвалка и верхняя – тульская Непрядва. Через годы поисков, анализа и разбирательства, полагаю, что в момент Куликовской битвы обе Непрядвы реально существовали. Тульская осталась на своём месте, а данковскую – растоптали.
  Двухсотлетний юбилей Куликовской победы отмечали при Иване Грозном. Икона Донской Богоматери, подаренная донцами князю Дмитрию, освящала его победоносный поход на Волгу. В 1571 году создали Сторожевую службу. Край нижней Непрядвы стал бурно заселяться. По сведениям от булгар, нижнюю Непрядву (Нимряд, по-татарски), Дмитрий Донской нарёк Славной рекой сразу после битвы. Татары немедленно зафиксировали этот факт, и в документах появилась река Субар – Славная, Великая. Попутно добавлю, что в точке Березуя на реке Вёрде под Скопиным в тот же момент появилась река Победная и село Победное с храмом Воскресения Христова, и с церкви Димитрия Солунского, поставленной Дмитрием Донским, пошёл Свято-Дмитриевский Ряжский монастырь. Победную реку и посвящение монастыря в наше время принято замалчивать, игнорировать. В эпоху Ивана Грозного мнение туляков оказалось весомее. Оно прошло через всю историю, обрело официальный статус стараниями Степана Нечаева, и пришло в наше время.
  В конце 16 века в документы о Сторожевой службе попала только тульская Непрядва, от которой казачьи патрули вели отсчёт маршрута:
  «Из Епифани: Сторожа вверх Сукромны и Непрядвы, а сторожам на ней стояти из Епифани трём человекам» (35).
  А как поступили со второй Непрядвой, сеющей неразбериху? Нижняя Непрядва жила в народных преданиях и в летописях, но с летописными сведениями и хронологией уже тогда решили не считаться. Выбор сделали в пользу верхней Непрядвы. Её подняли, а нижнюю речку уничижительно растоптали до реки «Перехвал», постановили, что эта речка хвалёная, незаслуженно перехвалённая. К этому моменту все мелкие гидронимы забылись, затерялись. Голос хранителей преданий звучал слабее рупора Грозного царя.
  Вернёмся «…к реке Непрядве и селу Рождественскому». Село здесь может быть Рождественским по одному из двух параметров – по храму, посвящённому Рождеству Христову, или по церкви Рождества Богородицы. Каждый имеет право отстаивать вариант, который ему милее. Все будут правы, поскольку в данном месте, нет никаких документов, кроме народных преданий, в которых говорится, что Дмитрий Донской лично и сразу поставил церковь Рождества Богородицы. Её срубили на поле битвы, у братской могилы, для поминовения погибших. Братская могила в Перехвали есть, а на месте первой церкви в наше время стоит уже четвёртое по ходу времени сооружение – часовня Рождества Христова.
  Первая – у братской могилы с 1380 года служила церковь, предположительно, Рождества Богородицы; вторая – церковь Рождества Христова – с 1613-го; третья – часовня Рождества Христова, с 1780-го – до 1930-х годов; четвёртая – новая каменная часовня Рождества Христова, с 2013 года.
  Замечу, что на нечаевском поле нет могилы, и не обнаружено следов древней церкви. Храм Рождества Богородицы в селе Монастырщино, поставленный в 17 веке, прямого отношения к Куликовской битве не имеет. Это всего лишь отзвук событий 1380 года. На кладбище села есть захоронения не ранее 17 века, что доказано раскопками археолога Михаила Гоняного в 2014 году. Церковь Сергия Радонежского открыта на нечаевском поле в 1918-м.
  Естественным образом, в момент освящения храма у братской могилы, к его приходу присоединили соседнее поселение, стоявшее у Большого оврага, которое в летописи стало значиться селом Рождественским. Разумеется, села с таким названием не могло здесь быть до Куликовской битвы. Было некое селение в устье Большого оврага, впадающего в нижнюю Непрядву, верстах в двух от новой церкви. Его прежнее имя не попало в хроники, потому что имело смысл указать новое имя села.
  Вряд-ли кто отыщет старое имя данного поселения, но можно выдвинуть вполне обоснованное предположение: оно называлось Ильинским. На каком основании? По летописному роднику на берегу нижней Непрядвы (Перехвалки). Над ним в 2006 году восстановлена часовня Илии Пророка на Прощёном Колодце. Источник имелся здесь с глубокой древности, именно его святая вода благословляла русских воинов на Куликовскую битву. Не убедительно? Тогда примите к сведению реальный факт: престольный праздник в селе Перехваль отмечается в Ильин День, 2 августа, с древнейших времён и до наших дней. Замечу, не в день Рождества Христова, 7 января, не по престолу храма, и не в день Рождества Богородицы, 21 сентября, как следовало бы от Дмитрия Донского.
  Село Рождественское – это новый топоним 1380 года, а источник Илии Пророка назван от времени Крещения Руси, и пользовался доброй славой с языческих времён. Чистый родник на берегу Нимряд-Непрядвы был особенно известен. Разве случайно татары именовали саму реку - «Нимряд», то есть называли её невкусной, мутной, не годной в питьё водой?
  Колокол храма села Рождественского звонил над братской могилой и Славной рекой совсем недолго. В 1382 году случился набег султана Тохтамыша, который зачистил место ратной славы и сжёг даже саму стольную Москву, однако вернул великокняжеский престол Дмитрию Донскому. Край Непрядвы пришёл в запустение лет на двести. Его ужасное разорение отметил в записках митрополит Пимен, проплывший по Дону в 1389 году.
  К концу 16 века район Славной реки стал заселяться воинами – служилыми людьми, детьми боярскими, казаками. Вслед за ними потянулось прочее население. Воинские люди служили царю и выполняли его волю. Это они унизили Славную реку (нижнюю Непрядву), поставили её на уровень Перехвалки, а вместо Рождественского появился Перехвал. Логика простая: славная Непрядва течёт на 70 км выше, а здесь вы, хилые аборигены, всё выдумали, перехвалили. Неудивительно, что новый храм села посвятили Рождеству Христову, однако поставили на прежнем месте, в точке первой церкви. Чтобы хранители традиций не сильно возмущались, его престол посвятили персонажу более весомому в православии.
  Само село получило унизительно подчёркнутое имя, попавшее в документы 1613 года:
  «Село Перехваль на речки на Перехвалки. А в селе церковь древена клецки во имя Рождество Христово. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола и всякое церковное строенье мирское. Да на церковной земли поп Мартин, пономарь Кондрашко Ондреев» (88).
  Это всё происки гражданских командиров, а что же Церковь? Церковь в тот момент была непреклонной хранительницей памяти событий Куликовского периода. Раздоры Ивана Четвёртого с Церковью и нападки на её патриархов хорошо известны. Благодарная Русь почтила память своих сыновей на рубеже 16-17 столетий. Вместе с поселениями вставали православные храмы-памятники, а самые первые попали в Писцовые книги уездов. Все они подробно описаны в главе «Древнейшие памятники Куликовской битвы»
  В Лебедяно-Данковский край на исконные земли вернулось православное население. Историческая память была свежа. Святая Русь ждала своего часа и отдала сыновий долг достойно. Поражает пронзительная осмысленность всего комплекса, созданного религиозными деятелями. Несмотря на происки гражданских оппонентов, на боевом пути в полном величии встали 12 храмов-памятников и монастырей от летописного Березуя на реке Вёрде до Красного Холма на Мече, а их число повторило символическую цифру. Предшествующий путь Великого князя московского Дмитрия Ивановича был обычным военным маршем, а в точке Березуя перешли к активным боевым действиям.
  В среде духовенства не принято хвастаться своими личными трудами. Считается, что Бог помнит всё и воздаст всем по заслугам. Лишь о некоторых деятелях Церкви составлены жития или биографии. Плодотворная деятельность патриарха Иова по увековечиванию памяти Куликовской битвы отмечена на рубеже 16-17-х веков. Престол он занял в 1589 году, а с 1571-го служил архимандритом в Симоновом монастыре, известном захоронениями героев, среди которых Пересвет и Ослябя, живо интересовался русской историей, наладил печатание книг, укреплял православие в южных областях Руси, несколько лет служил митрополитом в Коломне, а оно – тоже памятное место. В это время Русь отметила 200-летний юбилей Куликовской битвы. Патриаршая деятельность святителя пришлась на активный период установки первых храмов-памятников. Прямым свидетельством деятельности Иова служит Донской монастырь, основанный в Москве набожным царём Фёдором Иоанновичем в 1591 году, для хранения иконы Донской Богоматери, подаренной донцами Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой (смотрите подробнее в главе «Экскурс в историю казачества» - ). Связь здесь может быть только прямая – все новые церкви и монастыри открывались с благословения патриарха. Стану утверждать, что именно этот святитель земли русской спланировал всю систему благодарственных памятников в честь Куликовской битвы.
  Россия стала подниматься после Смуты с воцарением Михаила Романова. Появилась возможность завершить дело, установка храмов-памятников возобновилась. Реальным правителем государства был Филарет (Фёдор Никитич) – избранный патриархом с 1619 года, отсюда вытекает полное единство мнения на высшем уровне по месту Куликова Поля. В истории отмечена бурная деятельность Филарета и его увлечение древними документами. Думается, патриарх впитал сведения из летописей, и подкрепил преданиями во время пребывания в Лебедянском крае. Последние ревнители Куликова Поля умерли: патриарх Филарет в 1633 году, а болезненный царь Михаил Фёдорович в 1643-м. Несомненно – это апологеты Куликова Поля на историческом месте. Примерно, в течение шестидесяти лет продолжалась грандиозная работа Русской Православной Церкви по открытию храмов-памятников, и она завершила святое дело.
  Патриарх Никон, служивший до 1676 года, имевший на Руси влияние большее, чем царь Алексей Михайлович, провёл в 1653-56 годах реформу Церкви, которая привела к большому Расколу. Полагаю, что в период Раскола мнение высших деятелей государства и Церкви по памятникам Куликова Поля поменялось на обратное. Реформаторы сбросили с исторической сцены ревнителей и хранителей старых традиций. Начиная с этого рубежа, историческая память о месте Куликова Поля стала угасать в среде духовенства. Патриарх Иов канонизирован в начале 21 века. Откуда такая долгая проволочка? Из-за его позиции по месту Куликова Поля. Считали её ошибочной. Это всего лишь моё личное предположение на его счёт.
  Деревянный храм Рождества Христова простоял более полутора веков на отшибе, что не свойственно для обычных сёл. Самые ближние дома отстояли на километр. Встаньте на место прихожан: тяжело ежедневно ходить на молитву по грязной или заснеженной дороге в чистое поле, неудобно отправлять религиозные обряды на таком расстоянии. Вместо обветшавшего, новый храм поставили в центре села у погоста, однако, его престол освятили в честь Рождества Богородицы!
  В короткий исторический промежуток времени на рубеже 17-18 веков село Перехваль с землями неоднократно передавали в состав разных уездов и губерний. Данков утрачивал статус города в составе Елецкой провинции Воронежской губернии. Данковский уезд был образован вновь при Екатерине Второй в 1778 году, в составе нового Рязанского наместничества. При Павле Первом в 1796-м упразднён, а его территория вошла в Раненбургский уезд Рязанской губернии. В 1802 году Данков с уездом восстановлен в составе Рязанской губернии. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на новом месте показана на карте уезда от 30. 07. 1780 года (88). Документы и карту времен Екатерины Великой в архиве ГАЛО нашёл Николай Петрович Селезнёв (1950 г. р.) и, не владея современными техническими средствами, скопировал от руки.
  Полагаю, в период с 1778 по 1796 годы рязанцы проводили кампанию по возвращению Куликова поля на исконное место. Зачем и почему? Восстанавливали историческую справедливость. Земли, на которых произошла Куликовская битва, в древности входили в состав Рязанского княжества. Совсем не случайно на карте губернии 1790 года они показали Градские овраги вокруг поля битвы и вернули престол, справедливо отразивший историю.
  В эпоху официального государственного ухода с исторического места и его полного затаптывания, самые памятливые люди и священнослужители поступили деликатно и мудро. Чтобы не потерять отметку, на старом фундаменте соорудили скромную деревянную часовню Рождества Христова, и представили её, как память о прежнем храме. Не припомню другого такого случая, чтобы при переносе храма, прежнее место отметили часовней.
  Богородицкий храм простоял в центре Перехвали на дистанции между современной церковью и кладбищем около ста лет. В конце 19 века он обветшал и стал тесным. К этому моменту споры о месте Куликова поля себя исчерпали. Большую кирпичную церковь, уже четвёртого устройства, перехвальцы построили немного южнее третьей, Богородицкой. Её престол опять сменили на Христорождественский. В 2011 году, в память о прежнем храме, на кладбище села установлена часовня Покрова Богородицы.
Так получилось, в селе Перехваль на точках прежних церквей, в память о них стоят часовни.
  Первая церковь, предположительно, Рождества Богородицы поставлена на Куликовом поле у братской могилы в селе Рождественском в 1380 году Дмитрием Донским; вторая – возобновлена на окраине села Перехваль, на этом же месте в 1613-м, с посвящением Рождеству Христову; третья – Рождества Богородицы, поставлена в центре села в 1780-м; четвёртая – в конце 19 века поставлена рядом с третьей, снова освящена, как Христорождественская.
  Инициатор воссоздания всего перехвальского комплекса – Антонина Николаевна Ряховская, внесла большую долю средств, а остальную их часть собрали земляки и Борцов Николай Иванович, депутат Государственной Думы России. Организатором и руководителем работ по восстановлению перехвальских святынь выступил священник Александр Николаевич Васютин. Липецкий художник Евгений Артёмов выполнил полную роспись культовых объектов. Краевед Иван Фёдорович Малюков произвёл поиск некоторых документов. Трагическая история перехвальских памятников в советский период описана в его книге «Страницы истории Данковского края». К началу моего расследования, начатого в 2009 году, народная память в селе Перехваль угасла совсем. На момент проведения восстановительных работ место Куликова Поля не помнили даже эти подвижники. Патриотов побуждала генетическая память, вера в Бога и безмерная любовь к своей земле.
  Ценнее этих скромных памятников – на Руси нет!
  Придите, поклонитесь памяти наших великих предков!
Перехвалка дремлет в тишине,
Дон блистает лентой, позолоченной… 
Заблудилась память в глубине
Той неправды, в мире замороченном.
Шесть веков, в сиянии Христа,
Славный край хранила Богородица,
Льётся свет, вода в Мече чиста,
Но Героям здесь никто не молится!
  Список примечаний и источников информации смотрите на сайте «Каменный Конь»
  Обновлённый 4-й раздел в полном объёме открывается по ссылке «Свет забытой Непрядвы»   Полный вариант 4-го издания темы «Свет забытой Непрядвы» - 2020, опубликован на сайте   Николай СКУРАТОВ. Август 2020.


Рецензии