О книге бумажной и электронной

       Когда в XIX веке стала стремительно развиваться фотография – и технически, и в художественном плане – многие стали считать, что искусство живописи закономерно пришло к своему концу. И действительно: та часть изобразительного искусства, которая служила прикладным функциям, таким как семейные портреты, предназначенные для домашнего пользования, зарисовки, сделанные во время путешествий и т. п. уступили место более информативной и документально точной фотографии.
       Но живопись, как вид искусства осталась. И останется, и будет развиваться, пока существует человечество. Но уже в форме высокого художественного творчества – творчества, требующего определенного уровня, как для художника, так и для зрителя.
       Это в полной мере относиться и к литературе. В настоящее время издание книги, особенно для автора, имеющего средства, не представляет особого труда. Это можно сделать не только в традиционной «бумажной» форме, но и в виде электронной или аудиокниги. Наконец, всегда можно разместить публикации в интернете.
       Но книга всегда была особым знаком культуры, который показывает, каково состояние общества, причем не только духовное, но и технологическое. Помимо идеи и художественного образа литературного произведения всегда было важным и то, в каком виде книга доходит до читателя. Это касается и книги рукописной, и книги печатной и, начинающейся развиваться, книги электронной. Не один только творческий порыв автора, запечатленный в слове, но и труд художника, редактора, корректора, печатника и переплетчика делают книгу явлением культуры.
       Нынешнее состояние нашего общества тоже явственно выражается в издательской деятельности. Книг множество, множество и авторов. К сожалению, большинство из этих авторов напоминают человека, который поет караоке и считает себя выдающимся вокалистом. Не лучше обстоит дело и с художественным оформлением изданий: с приходом в полиграфию доступных компьютерных технологий сложившаяся отечественная культура книжного оформления потерялась на фоне сверкающих золотом фольги низкопробных переплетов. И зачастую бывает непонятно, что перед читателем: обложка книги или коробка для конфет. При этом совершенно не учитывается стиль и время написания самого литературного произведения. Автор сам неоднократно встречал издания где, к примеру, стихи поэтов-футуристов были оформлены вензелями, характерными для политипажей середины XIX века.
       Но как показывает история с фотографий и живописью, высокая литература и искусство книжного оформления останутся. Во много они уйдут в элитарную «бумажную» книгу, но займут достойное место и электронные публикации, особенно в качестве учебной и справочно-информационной литературы.
       На сегодняшний день важнейшим должно стать сохранение отечественных книгоиздательских традиций и передача этих традиций, возможно, будет осуществляться не столько в учебных заведениях, сколько от мастера к ученику в процессе совместной деятельности.
       Будущее в этой области мне видится в создании небольших творческих коллективов объединенных общей идеей. Время крупных книжных (не журнальных и рекламных!) издательств проходит, хотя еще какое-то время они будут существовать.
       А настоящая литература в и XXI веке будет развиваться, находить новые формы и обогащать наш великий русский язык.


Рецензии