Сломанное деревце

                ОСТРОСОЦИАЛЬНАЯ ДРАМА В 10 ДЕЙСТВИЯХ.


                Сломанное деревце медленно умирает.
                Но если ему помочь, то оно обязательно расцветёт.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

МАРИНА АЛЕСАНДРОВНА – классный руководитель 10 класса

КИРА – новенькая, с протезом и в очках

МАША – подруга Сони, девушка Саши

СОНЯ – лучшая подруга Маши

САША – первый красавчик класса

БОРИС – лучший друг Саши и брат Маши

МАМА КИРЫ

ОДНОКЛАССНИКИ


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.

Начало учебного года. Кабинет 10-Б класса. В класс входит классный руководитель и новенькая девочка в очках. Девочка прячет одну руку за спиной. Дети рассаживаются по местам.

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. Ребята, поздравляю всех с началом нового учебного года. Впереди вас ждёт много открытий. Желаю вам хороших оценок и поменьше замечаний учителей. А сейчас я хочу познакомить вас с вашей новой одноклассницей.

Пауза.

Это Кира, она будет учиться с нами. Я очень надеюсь, что вы подружитесь. Кира, садись за свободную парту.

Девочка проходит между рядами и садится за третью парту. Одноклассники смотрят на Киру, и начинают шушукаться.

ГОЛОСА ОДНОКЛАССНИКОВ. Посмотри на её руку… И на очки… Фу, уродина… Какая она страшная…

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА (повышая голос). А ну-ка тихо! Сейчас мы быстро проведём классный час, и вы будете свободны.

Кира осторожно смотрит по сторонам, замечает недовольные и презрительные взгляды одноклассников и вздрагивает.

КИРА (шепотом). Возможно, всё еще изменится и здесь будет по-другому. Не накручивай себя.

Звенит звонок. Дети начинают выходить из класса. Маша, Соня, Борис, Саша что-то обсуждают.

МАША. Ой, девочки, а что мы будем заказывать?

САША. Говорят что в «Гранде» самые лучшие суши в городе!

СОНЯ. А может, закажем пиццу и коктейли?

БОРИС. Давайте лучше каждый закажет то, что хочет.

Кира несмело подходит к ним.

КИРА (тихо). А можно с вами?

Одноклассники замолкают и недовольно смотрят на Киру.

МАША. Извини, но столик уже забронирован. Для тебя нет места.

Одноклассники переглядываются, смеются и уходят. Кира смотрит вслед одноклассникам. Из коридора доносятся ироничные голоса.

ГОЛОСА. Она что, и правда надеялась…


ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

Комната Киры. Девочка стоит перед зеркалом.

КИРА. Вот сегодня я перешла в новую школу.

Пауза.

На самом деле я верила, что моя жизнь изменится и будет только лучше. Но из-за моего дефекта

Пауза.

меня стали ненавидеть и здесь. И я не знаю, что мне делать дорогой дневник.

Пауза.

Знаешь, я иногда жалею, что родилась…

Пауза.

Как я мечтаю изменить свою жизнь! Чтобы оказаться совсем другим человеком, нормальным…

Пауза.

Может быть всё, что мне раньше говорили, это правда…

Пауза.

Уродина. Очкарик. Слепондя… Чучело…

Пауза.

Кому нужна, такая, как я?!

Пауза.

Кто захочет дружить с изгоем?

Пауза.

Говорят, надежда умирает последней, так вот мне кажется, что моя надежда уже умерла…

Пауза.

Разве может случиться чудо в такой никчёмной жизни?

Пауза.

Я шла в эту школу с надеждой, я думала, что моя жизнь изменится. Я поверила маме. Но, всё оказалось зря...

Пауза.

Кому нужны мои переживания, интересы, если я уродина?!

Пауза.

Когда я стала такой после аварии…Все отвернулись от меня. И я поняла одну вещь,

Пауза.

В мире нет места для таких, как я.

Пауза.

Люди привыкли думать, что тот, кто выглядит не так, отличается от них. Что человек, который плохо видит, или инвалид, уже не человек!?

Пауза.

Это так больно…

Пауза.

Я не знаю, что мне делать…

Пауза.

И я думаю…

В комнату входит мама.

МАМА. Привет, как прошёл первый день?

КИРА. Всё время, одно и то же! Зачем я согласилась перейти в новую школу?! Там я уже хотя бы привыкла к постоянным издевательствам. А здесь опять новый удар!

МАМА. Тебя обидели?

КИРА. Не все… Но я знаю, что всё повторится.

Мама подходит к дочери, обнимает, гладит по волосам.

МАМА. Ты просто всё преувеличиваешь. Ну вот, видишь, я уверена, всё будет хорошо.

Пауза.

Они ничего о тебе не знают.

Пауза.

А ты почитай им свои стихи. У тебя замечательные стихи! Покажи им какая ты, и они тебя обязательно полюбят.

КИРА (вздыхает). Ладно, я попробую.

МАМА. А давай пить чай. Я купила твои любимые булочки.

Мама и Кира выходят из комнаты.


ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ.

Классный час. В кабинете ученики и Марина Александровна. Звенит звонок.

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. Ребята, у нас скоро новогодний концерт. От каждого класса по два номера. Неделю назад я просила вас заняться подготовкой номеров. Вы уже решили, с чем будете выступать?

МАША. Да, у нас два номера: сценка от мальчиков и танец от девочек.

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. Все участвуют?

МАША. Да, все,

Пауза.

Кроме Киры.

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. Кира, а почему ты не участвуешь?

МАША (ехидно). А она не захотела.

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА (строго). Я вообще-то спросила у Киры.

МАША. И вообще, как вы себе это представляете?

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. Маша, если я еще раз услышу что-то подобное, мне придётся вызвать твоих родителей в школу. А сегодня ограничимся записью в дневнике.

МАРИНА АЛЕСАНДРОВНА (поворачиваясь к Кире). Что случилось?

КИРА (тихо). Я...Я просто…Я не могу…

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. Ну ладно, если не хочешь танцевать, мы можем придумать что-нибудь другое. Если хочешь, я могу попросить нашего завуча помочь в подготовке номера.

КИРА (более решительно). Я хочу прочитать свои стихи.

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. Вот и хорошо! Тогда останься после уроков, мы всё обсудим. И я обязательно поговорю с Екатериной Андреевной о включении твоего выступления в концерт.

Маша злобно смотрит на Киру и что-то шепчет Соне.

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. А теперь обсудим другие вопросы. Саша, ты знаешь, что тебе в семестре светит двойка по английскому. Когда ты собираешься сдать все долги?

САША (шепотом). Тупая училка. (вслух) Я обязательно исправлюсь.

Звенит звонок. Дети постепенно выходят из класса. Маша медленно собирает свои вещи. Кира подходит к учителю и протягивает тетрадь со стихами. Марина Александровна читает и ей звонит телефон.

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. Я вернусь через 10 минут, Кира, дождись меня.

Марина Александровна выходит, в класс возвращается Соня.

МАША. Так-так-так, кто это здесь у нас? Великая поэтесса?! Мы разве не предупреждали тебя, что будет с теми, кто сует нос, куда не просят.

Соня подходит к столу, берет тетрадь и вертит её в руках. Потом начинает вырывать листы и бросать на пол. Кира пытается забрать тетрадь, но Соня бросает тетрадь Маше. Кира подбегает к Маше, пытаясь спасти тетрадь, но Маша разрывает её пополам и бросает на пол.

МАША. Ой, посмотрите, она порвалась… Какая дряхлая тетрадка…

Пауза.

Кира, что ты наделала!

Кира опускается на пол, собирая разорванную тетрадь. Вдруг Маша хватает её за волосы и тычет в скомканные листы на полу.

МАША. Вот, посмотри, что ты пишешь! Это мусор и грязь!

В коридоре слышатся шаги. Маша и Соня хватают рюкзаки и бегут к двери и врезаются в вошедшего в класс Сашу.

САША. Что за спешка?

СОНЯ. А ты почему вернулся?

САША. Да забыл кое-что.

Саша замечает на полу плачущую Киру. Кира медленно встаёт и всхлипывая идет к двери. Маша ставит ей подножку, Кира падает, у неё разбиваются очки.

МАША. Ой, бедненькая, совсем ножки не держат (смеётся).

САША. Мне и так тошно, а тут еще вы! Это уже перебор.

Саша подходит к Кире, помогает ей встать, поднимает очки, отдаёт девочке и берёт её за руку.

САША. Всё хорошо? Давай я тебя проведу.

Кира смотрит в глаза Саши и выходит из класса. Маша и Соня переглядываются.


ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ.

Комната Киры. Девочка дрожащими руками достаёт из рюкзака разорванные стихи и кладёт на стол. Потом подходит к зеркалу и смотрит на себя.

КИРА. Сегодня небо упало на землю! Это самый ужасный день в моей жизни. Это провал, полный провал.

Пауза.

Первый раз в жизни я захотела открыться, доверится, но им наплевать. Если бы я знала, что так будет, даже не пыталась что-то изменить.

Пауза.

Сегодня это последняя капля…

Пауза.

Я так больше не могу! Все эти издевательства… Я так устала от них…

Пауза.

И просто не хочу жить…

Кира подходит к столу, берет в руки порванные листы со стихами.

Мои стихи…

Пауза.

Они растоптали их…

Пауза.

Растоптали мою жизнь…

Пауза.

Мои чувства, переживания, мою душу!

Девочка замолкает и несколько мгновений читает их. Потом прижимает к себе и начинает задумчиво ходить по комнате.

Его глаза…

Пауза.

Как он смотрел на меня…

Пауза.

В его взгляде было столько тепла. А его рука. Такая тёплая…

Пауза.

Какой же раньше я была слепой, что не замечала этого!

Пауза.

Саша…

Пауза.

Ты сегодня спас меня, мою жизнь и теперь мне всё равно, что говорят другие! Мне кажется, что мы начинаем чувствовать друг друга, понимать без слов…

Пауза.

Ты такой же, как и я…

Пауза.

Надеюсь, тебе понравятся мои стихи.


ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ.

Класс в конце урока. Последняя неделя перед зимними каникулами.

ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА. Все записали домашнее задание? Завтра итоговая контрольная работа. Только помните, что обязательно нужно расписать решение. Если не будет записано, как положено, то это два. А теперь можете собираться, до звонка осталась минута. Увидимся завтра.

Звенит звонок. Дети начинают выходить из класса. Саша задерживается и в классе остаётся он и Кира. Девочка несмело подходит к нему.

КИРА. Саша, возьми.

Кира протягивает тетрадь.

САША (недовольно). Что это?

КИРА. Я хотела тебе сказать…

Пауза.

Это мои стихи. Некоторые из них я писала специально для тебя.

Кира смотрит влюблёнными глазами, Саша что-то тихо бормочет, но нехотя берет их.

САША (недовольно). Ладно, а то вижу, ты от меня не отстанешь.

Кира улыбается и выходит из класса. В то же время в класс возвращается Борис.

БОРИС. Я уже задолбался тебя ждать! Кстати, чуть не забыл, дай списать задания на завтра.

Саша ставит на край парты рюкзак, и он падает на пол. Из рюкзака выпадают книжки и тетрадь со стихами Киры.

БОРИС. Что это?

САША (скривившись). Стихи. Кира дала почитать.

БОРИС. Зачем ты взял эти глупые детские стишки? Она и так за тобой ходит хвостиком и смотрит влюблёнными глазами. Все в классе будут над тобой смеяться. Они уже и так шушукаются у тебя за спиной.

САША. Ты бы видел, какими глазами она на меня смотрела.

БОРИС. А если Маша узнает? Ты что, променял эту ущербную на неё?

САША. Никого я не променял!

БОРИС. Зачем тогда взял?

САША. Из жалости. Или ты думаешь, что такая, как она может мне понравится, и я выставлю себя посмешищем?

БОРИС. Да ладно, не суетись. Сейчас я быстро перепишу и пойдём.

Борис быстро пишет в дневник задание, Саша складывает вещи в рюкзак и выходит с другом из класса.


ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ.

Каток. Кира стоит в коньках. Подходит Саша.

КИРА. Ты не знаешь, где все?

САША. А никто не придёт.

КИРА. Это почему же? Учительница писала, что должны прийти все.

САША. Так это я писал.

КИРА. Поиздеваться решил? А где же твой друг, с которым ты всегда ходишь? Или он ещё подойдёт?

САША. Послушай…

Саша подходит ближе. Кира отталкивает его.

КИРА. Отстань! Я знаю, что вам нравится издеваться надо мной. Вам наплевать на меня.

САША. Нет, это не так.

Пауза

Я уже несколько дней читаю твои стихи. Они прекрасны…

Пауза

Как и ты…

Пауза.

Я не знаю, почему люди считают, что внешность это главное.

Протягивает руку и поправляет прядь её волос.

Ведь главное то, что внутри. Я это понял только сейчас.

Кира смотрит в глаза Саше.

КИРА. Это правда?

Саша улыбается и протягивает ей руку.

Ну, ты идёшь? А то скоро превратишься в ледышку.

Кира берёт Сашу за руку, ребята выходят на лёд.

САША. А ты неплохо катаешься.

Вдруг Кира поскальзывается на льду и врезается в Сашу. Саша подхватывает её за талию и целует в губы. Кира смущается и отталкивает его.

КИРА. А как же Маша?

САША. Не бойся.

КИРА. А что скажут другие?

САША. Мне пофиг.

КИРА (кокетливо). Так это свидание?

САША. А ты сама как думаешь?

Пауза.

Ты не замёрзла? Давай выпьем горячего чая? Я знаю, что здесь делают вкусные напитки.

Кира кивает. Ребята уходят.


ДЕЙСТВИЕ СЕДЬМОЕ.

Весна. Школьный двор после окончания уроков. Саша и Борис разговаривают.

БОРИС. Завтра выборы мисс класса, ты должен обязательно выйти на танец с Машкой.

САША. Я тебе уже говорил, что мы вместе с Кирой.

БОРИС. С этой калекой? У нас вообще-то выборы самой красивой девочки.

САША. А разве Кира не красивая? Мне с ней очень интересно и вообще, она замечательная.

БОРИС. А с Машей тебе уже не интересно? Ты променял мою сестру на эту?

САША. Это ты меня не понимаешь. Ты же мой друг!

БОРИС. А Маша моя сестра.

САША. И что? А Кира моя девушка! Откуда ты можешь знать, какая она! Ведь ты даже не пытался с ней пообщаться.

БОРИС. Ой-ой-ой! Ты что, хочешь прожить с калекой всю свою жизнь! Только не говори мне, что ты с ней не из-за жалости!

Пауза.

Ало, проснись! Я тебя не узнаю! Ты очень изменился. Открой глаза! Она тебе не нужна! Поиграл с ней и хватит. Не ломай себе жизнь.

САША. Я не знаю. Я запутался…

Выходит Маша и Соня и останавливаются. Саша и Маша смотрят друг на друга. Маша подходит, обнимает и целует Сашу.

МАША. Я соскучилась.

Саша пытается оттолкнуть Машу.

МАША. Ну что ты. Ты разве не помнишь, как нам было хорошо вместе?

Пауза.

Я надеюсь, ты не забыл, что у меня сегодня день рождение. Это будет замечательный повод немного развеяться. И я буду очень рада, если ты придешь.

Маша смотрит на Сашу с надежной, и вдруг ахает.

МАША. Точно, чуть не забыла!

Маша ищет что-то в своей сумочке и достаёт коробочку.

МАША (Саше). Это тебе. Я знаю, что ты давно их хотел. Это настоящие французские коллекционные монеты, папа привёз их из командировки.

САША (восхищённо). Маша, ты лучшая! Большое спасибо!

Пауза.

А по какому поводу?

МАША. Просто так. Мне нравится делать для тебя сюрпризы.

БОРИС. Вот видишь, даже в свой день рожденья моя сестра дарит тебе подарки.
СОНЯ. Саша, а ты уже подарил Маше подарок, или ты хочешь сделать сюрприз?

САША. Прости, я без подарка.

МАША. Главное, что ты рядом.

БОРИС. Маш, ты что поверила, что Сашка о тебе забыл? Ладно, я раскрою все карты.

Саша недовольно толкает в плечо Бориса.

Он сказал мне по секрету, что завтра выйдет танцевать с тобой.

МАША. Это правда? Это самый лучший подарок!

САША (возмущённо). Ты с ума сошёл?

Борис оттягивает друга в сторону.

БОРИС. Не порти ей праздник!

САША. Я обещал Кире.

БОРИС. Если она тебя любит то простит. А если нет, то зачем она тебе нужна? И вообще, ты уверен в своих чувствах?

МАША (возмущённо). Ну, вы идёте?

Саша и Борис подходят к девочкам.

СОНЯ. Ну, вот и отлично. Наша компания опять в сборе!

Одноклассники уходят. Во двор школы выходит Кира. Набирает номер. В телефоне раздаётся фраза:

« Извините, в данный момент номер не может быть вызван».

После третьего звонка Кира кладёт телефон в рюкзак и уходит.


ДЕЙСТВИЕ ВОСЬМОЕ.

Вечер. Комната Киры. Раздаётся телефонный звонок.

КИРА. Саша, почему ты не отвечал на мои звонки? Я так волновалась и…

ГОЛОС МАШИ. А… он тебе так и не позвонил… Побоялся… Ну так вот, вместо него это скажу я.

Пауза.

Он снова со мной, и теперь ты ему больше не нужна. Он просто тебя использовал.

Пауза.

Ты правда думала, что он полюбит тебя? Ты же калека. Тебя никогда не полюбит такой, как Саша, красивый, умный, классный.

Пауза.

И, кстати, хорошая новость, завтра Саша выйдет танцевать со мной! Так что лучше не приходи. Тебе же будет хуже.

Раздаются прерывистые гудки. Кира медленно встаёт и подходит к зеркалу.

КИРА. Ненавижу! Уродина!

Пауза.

Почему ты такая? Мне противно…Противно от тебя!

Пауза.

Ну почему ты просто не хочешь смириться? Зачем надеешься, мечтаешь?

Пауза.

Я не могу смотреть на тебя. Зачем я родилась?

Пауза.

У нас всё было хорошо… Если бы ты не была такой, всё бы было по-другому.

Кира садится на пол, обхватывает колени руками и плачет. Потом встаёт.

КИРА. Нет, я не верю. Я должна бороться!

Кира вытирает слёзы, замахивается и бросает телефон в зеркало.

Я не такая!

Пауза.

Я красивая.

Пауза.

А тебя больше нет! Есть только я.


ДЕЙСТВИЕ ДЕВЯТОЕ.

Праздник «Мисс класса». В классе девочки в красивых платьях. Входит Кира. Все начинают шептаться. Слышны смешки.

МАША. А ты что тут забыла? Пришла посмотреть на победительницу? Здесь не место для таких, как ты.

Девочки смеются.

КИРА (твёрдо). Нет. Я тоже участвую.

МАША. Ты?! Не смеши меня!

Пауза.

Ах, да, ты наверное забыла, что мы с Сашей снова вместе. Он пообещал, что выйдет на танец со мной. Или ты так этого и не поняла. Я же вчера всё объяснила.

Пауза.

(Злобно). Не порти нам жизнь, уродина!

Кира подбегает к двери. В класс входит Саша и Борис.

САША (Кире). Подожди!

Кира отталкивает его и выбегает в коридор. К Саше подходит Маша и обнимает его.

МАША. Ой, Кира такая ранимая. Сашенька, ты же сдержишь своё обещание?

САША. Нет! Я думал, ты другая. Не подходи ко мне. Мне противно стоять рядом с тобой!

У Маши на глазах наворачиваются слёзы. Она подходит к окну и девочки начинают её успокаивать.

БОРИС. Как ты с ней разговариваешь! Ты ничего не попутал?!

САША. А ты знаешь, что она сделала?

БОРИС. Что?

САША. Она позвонила вчера Кире и наврала!

БОРИС. Я всегда буду за неё. Она моя сестра!

В класс возвращается Кира. Саша стоит спиной к двери и её не видит. Девочки замолкают. Борис замечает Киру и ухмыляется.

САША. Она чудовище! Уродина! Я раньше думал, что она другая, не такая как все. Что у неё есть чувства ко мне, что она может любить.

Пауза.

Но у неё внутри пустота! Как она могла подумать, что я останусь с ней после всего, что произошло? Ты знаешь, я люблю другую.

БОРИС. Но она же сейчас всё слышит. Почему ты это говоришь при всех? И ты же заешь, что она любит тебя!

САША. Мне всё равно. Я не могу её больше видеть!

БОРИС. И что тебе совсем не жаль её?

САША. Я никогда не смог бы быть с ней только из-за жалости.

БОРИС. Ну что Кира, теперь ты всё услышала?

Хлопает Сашу по плечу.

Я рад, что помог тебе!

Одноклассники начинают смеяться. Саша оборачивается и видит Киру. Девочка, не отрываясь, смотрит на Сашу. Саша молчит. Кира выбегает из класса. Саша разворачивается к другу.

САША. Ты знал…

БОРИС (улыбается). Конечно! Всё ради тебя. Не благодари!

Саша бьёт Бориса кулаком по лицу.

САША. Спасибо.

Маша и Соня взвизгивают, подбегают к Борису. Девочки начинают кричать. Саша выбегает в коридор.


ДЕЙСТВИЕ ДЕСЯТОЕ.

Пустой школьный класс. На подоконнике стоит Кира. В класс забегает Саша и останавливается. Они смотрят друг на друга. Кира отворачивается и медленно открывает окно.

                Сломанное деревце медленно умирает.
                Но если ему помочь, то оно обязательно расцветёт.

ЗАНАВЕС.


Рецензии