Романтика

            
             "Не робей, воробей, держись орлом!",       
             «Поехала кума неведомо куда»(русск.пог.)

            Сейчас и слово такое забыли, а раньше все молодые были романтиками! И песни  какие пелись:
            - Где-то на сопках багульник цветёт,
            Сосны вонзаются в небо.
            Кажется, будто давно меня ждёт
            Край, где ни разу я не был…
            Нам, молодым, хотелось уехать, уйти, убежать за горизонт, насытить свой взгляд просторами, наполнить жизнь приключениями, совершить великие деяния, осчастливить человечество!
            Работала я тогда в отделе снабжения на большом заводе. В основном, ездила по городу – добывала  необходимые материалы на складах, на других производствах, но случались и поездки по стране.  Куда-то едешь неохотно, куда-то – с энтузиазмом! За командировку в большие города между товароведами идёт битва – всем охота прошвырнуться за государственный счёт, пожить в гостинице, покушать в ресторане, получить новые впечатления, завести новые знакомства, да что там говорить - просто отдохнуть от семьи.
            А тут как-то всплыла необходимость поехать в Лесогорск за стройматериалами – выбить несколько вагонов первосортного леса. Посмотрела по карте – городок расположен в дебрях тайги, в районе Тайшета – столицы гремевшего тогда БАМа. Привлекательно!
           - Ничего интересного, - отговаривали меня товарищи, побывавшие там, - дорога трудная, от железной дороги далеко, автобусы ходят нерегулярно. Разве только на лесовозе доедешь? Сопки да тайга…
           Но ведь СОПКИ! Но ведь ТАЙГА! И я попросилась в Лесогорск! Это – не Москва и не Рига, захочешь туда – ни за что не пошлют, начальство само поедет! А в Лесогорск – зелёная дорога! Она и вправду оказалась зелёной, но это я узнаю на обратном пути, а туда я летела самолётом, на «ТУ». Приземлились в Улан-Уде...
           С этого дня перестаю видеть солнце. Уже месяц горит тайга в Якутии. Бурятия, Иркутск, всё Прибайкалье – в жёлтом мареве! Неделю аэропорты не принимали и не отправляли самолёты, за то шесть  вагонов отличных досок удалось получить и отправить на завод довольно легко. После моего визита приступили к выполнению нашего заказа и на деревообрабатывающем комбинате. Из четырёх дней, что я должна была провести в Улан-Уде, два – выходные.
           Побывала в этнографическом музее под открытым небом.  Сюда, за город, по дороге к Байкалу, свезены наиболее интересные из сохранившихся построек за два последних столетия – яранги, юрты, нарты, ярко отражающие быт народов Севера и Прибайкалья, в частности, бурят.
           Затем – посещение Дацана, единственного, действующего в Союзе буддийского монастыря. Расположен он также далеко за городом. Ещё издали, в любую погоду, как солнце, сияет на склоне тёмных сопок жёлтая крыша его главной пагоды. Своеобразные постройки с приподнятыми краями кровли – буддийские храмы. Тут и там туристы и паломники вращают большие и маленькие барабаны – по поверью сколько раз повернёшь, столько грехов отпустится. А у кого их нет? Покрутила барабаны и я.
           Затем – Иркутск. Запомнилась прогулка по набережной Ангары, поездка  на речном трамвае до самого Байкала, посещение планетария и Дома-музея декабриста Волконского С.Г.
           Сутки езды на поезде – вот и станция Чуна, отсюда до Лесогорска пятнадцать километров. А ехать не на чем - автобус ходит раз в сутки, и сегодня рейс уже не предвидится. Даже гостиницы здесь нет. Что делать? Сгоряча я отправляюсь пешком по дороге, узнав только общее направление к Лесогорску.  Рассчитываю на лесовозы или что-нибудь попутное, иду, долго иду - ни одной машины ни встречной, ни попутной!
           Знаете, что такое – дорога в тайге, по которой ездят лесовозы? Это хорошо накатанная, широкая грунтовая дорога, сплошь покрытая крупными камнями, специально рассыпанными для лучшей тяги тяжёлых машин, чтобы не буксовали. А пешеходу и ногу поставить ровно некуда, так и прыгаешь между ковалками.
          Пятнадцать километров для тайги – не расстояние, но по такой дороге, да для городских нетренированных ног, да на каблучках… расстояние весьма ощутимое! Сначала-то я шла и радовалась – рядом течёт таёжная река Чуна, по ней сплавляются брёвна. Так, сами собой и плывут! Быстрая, прозрачная река с холодной водой, с широкими плёсами. Где-то впереди, не очень далеко, она соединяется с Бирюсой, той самой, о которой в популярной песне поётся:
            - Там, где речка, речка Бирюса,
            Ломая лёд, шумит, поёт на голоса,
            Там ждёт меня таёжная,
            Тревожная краса…» - про девчонку-бирюсинку, про любовь. Парень не может решить, то ли её в город везти, то ли самому в тайге  остаться… И оставались ведь! Такой настрой в стране был… Романтики…
            Иду я вдоль реки, напеваю весёлые песни, стараюсь не терять присутствия духа, жду попутки. В этих реках, я знаю, водятся осетровые рыбы, хариус, ленок, таймень, налим, наверняка, доведётся и мне попробовать! Вокруг красота: сопки, покрытые цветущим багульником, дикая малина вдоль дорог – покрупнее нашей культурной, черёмуха величиной с вишню, птицы поют, ветер шумит в вершинах вековых деревьев! Я иду по дороге... Но напрасно оглядываюсь в ожидании попутной машины, никого нет. Синее небо начинает темнеть, тайга…
           Тайга? Боже, как  я здесь очутилась? Скоро ночь, вокруг дикие звери, людей нет. Тайга! Сколько я прошла? Не знаю, километра четыре наверняка! Вернуться? Поздно. И куда? А мне говорили: «на лесовозе доедешь»! Тут же - ни машин, ни людей…
           Не успела как следует струхнуть - раздалось тарахтенье мотоцикла. Местная весёлая компания – два парня и девушка! Они удивились моему легкомыслию: день воскресный, все отдыхают, мне выпала настоящая удача, что я встретила их! Потому что намного больше вероятности у меня было встретиться с медведем, кабаном или рысью. «Дуракам везёт!» - думаю я, и несусветным образом вскарабкиваюсь четвёртой на мотоцикл.
           Едем по самой обочине. Сильно трясёт, но я счастлива. Уже в полной темноте переправляемся на другой берег на какой-то лодке по тросу. Вот и Лесогорск, город, больше похожий на деревню, с его деревянными тротуарами и высокими поленницами дров около домов. Здесь мне придётся прожить целую неделю. Днём я буду ходить на лесопилку, где, как и по всей Сибири, трудятся солдатики-узбеки. Все они  какие-то неказистые, маленькие, как дети, стройбатовцы-срочники, многие ни слова не понимающие по-русски. Они перетаскивают брёвна, подсовывают их под автоматические пилы, укладывают доски решёткой для просушки, и заискивающе улыбаются всем подряд - малограмотные, зависимые, несчастные.
           Я думаю, сейчас картина не сильно изменилась, только лесопилок прибавилось, да вместо маленьких узбеков на них трудятся маленькие китайцы, тоже улыбчивые, не понимающие по-русски, но тоже очень упорные и трудолюбивые. А вот той тайги, которую я видела в своё время, больше нет – теперь лес возят издалёка – за двести, триста километров! Тайга облысела, не стало ни кедров, ни мачтовой сосны, ни вековых елей – так, кривое редколесье…
          По вечерам я ходила в баню, каждый день, потому что больше ходить было некуда в городке с красивым названием Лесогорск. Там не было  даже библиотеки. Неделя показалась мне месяцем заключения! Но теперь я вспоминаю эту поездку с удовольствием – искусственное звёздное небо планетария, забавные шапочки буддийских монахов, прозрачную глубь Байкала, отзывчивых и простодушных сибиряков, угостивших-таки меня доброй ухой из свежего тайменя…
        А, самое главное - я видела настоящую тайгу! И ещё – РОМАНТИКОВ!

        На фото автор - теперь мне за 70, а я всё путешествую! Австралия.


Рецензии