Очищения олега видова
(ВИДОВ ОЛЕГ Олег Борисович Видов (1943-2017) — советский, российский и американский киноактёр и кинорежиссёр, Заслуженный артист РСФСР (1974.)
После окончания ВГИКа начал активно сниматься в кино, завоевал популярность как исполнитель ролей благородных красавцев. С 1967 года по 1969 год снимался в югославско-американо-итальянском фильме «Битва на Неретве», а также в других югославских фильмах. В 1970 году снялся в фильме «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. В 1970 году женился на Наталии Федотовой, в этом браке родился сын Вячеслав. В 1971 году Олег снялся в фильмах «Джентльмены удачи» и «Могила льва».
В 1983 году поехал в Югославию. Там снимался в нескольких кинофильмах и двух ТВ-сериалах («Тайна чёрного дракона»).В 1985 году переехал в Австрию, потом Италию. В сентябре 1985 года выехал в США.-
О МОЁМ ДРУГЕ - ОЛЕГЕ ВИДОВЕ (1943-2017)
ВСТУПЛЕНИЕ
«Дивный человек, великолепный актёр, благородное сердце...»
(Из цикла интернетных эссе "Раскрывая тайны звезд")
Трудно смириться с мыслью, что теперь эта фраза предваряет сборник стихов Олега, который сам он не сможет увидеть. А ведь мог бы! Я не раз предлагал ему собрать поэтические строфы в книгу, издать её – Олег нередко сопровождал стихами аккорды, извлекаемые из моего старенького пианино... Олег любил присесть за клавиши как бы между прочим, чтобы наиграть мелодии всем нам памятных песенок, а иногда, по настроению, в полный голос и напеть их...
Олег признавался мне, что стихи писал всегда – «для себя», никогда не пытаясь их обнародовать в печатном виде. После его ухода из жизни собрались тетради, переданные в издательство его сыном Сергеем. Некоторые записи из них приведены в этом сборнике.
ОЧИЩЕНИЯ ОЛЕГА ВИДОВА
Казалось бы, вот - поставлена последняя точка, вычитаны заново главы книги Олега Видова, увидевшей свет недавно в Москве. Они войдут в числе других в новое издание, на этот раз интернетовское - теперь рядом с ними окажется и многое по разным причинам не попавшее в московский сборник... Казалось бы, можно всё засылать в издательство - они не первую неделю меня поторапливают. И вот – новая задержка: в одной из глав сборника, названной «Жители волшебного мира», упущено нечто существенное. А правильнее – «Некто»: есть же видео и есть множество фотографий, есть и аудиозаписи наших бесед с Видовым. ( с Олежкой для друзей= сю-сю,не надо.._) Так что вовремя, очень вовремя случилась (эта встреча.- КАКАЯ?) однажды наша с ним поездка за город в гости к общему приятелю. Тогда, выходя из машины и оборвав дорожный часовой разговор на полуслове, мы уже знали, что не сегодня-завтра договорим - уже под магнитофонную запись. А какие придут темы – станет ясно в самом процессе...
***
- Олег, а что, если в публикации назовём текст нашей беседы - «Очищения», ты не против? – завершил я тот разговор с Видовым несколько дней спустя. Хотя и теперь оставалось немало из того, о чем можно было бы поговорить.
Итак, слово советскому, американскому, российский киноактёру, режиссёру, Заслуженному артисту РСФСР (это звание было присвоено Олегу ещё в 1974 году), кумиру нескольких поколений российских зрителей. После окончания ВГИКа он активно снимался в кино, и вскоре к нему пришла необычайная популярность…
- Ну, ведь это и было очищение, – согласился Олег, - мой побег стал очищением от абсурда, от замкнутого круга невозможностей в мире, в котором мы жили. – Олег запнулся, подыскивая правильное слово, и сразу продолжил: - У каждого причины и поводы были свои... Причем, замечу: даже будучи заслуженным артистом, я постоянно ощущал, что чем выше поднимаешься, тем больше тебя контролируют! И ведь, знаешь: у меня не было счёта к стране «Советский Союз», или к советскому народу – это было моё личное дело. Я просто хотел жить так, чтобы больше не зависеть от тех, кто так или иначе решали – «быть» мне или «не быть». И при этом у меня появилось обострённое восприятие происходящего на родине, связанное с моим физическим состоянием. Как мне сказали уже в Америке, я заболел ещё будучи на родине, и однажды весь «негатив» окружающего, с которым я там встречался, в моём сознании вдруг вырос во много раз, как под увеличительным стеклом. Но и, в конце концов, насилие над естественным желанием каждого человека, замурованного в границах СССР, увидеть мир! – заключил Олег. - Это сейчас люди могут выезжать свободно, а тогда сколько у меня было предложений – и не пускали...
- Нормальное человеческое чувство, вот и Крамаров объяснял свой отъезд в первом интервью американскому радио: я успел записать передачу и его слова сохраняются у меня на магнитофонной ленте, - вспомнил я.
- Недаром после операции, сделанной в Америке мне доктором Марти Вайсом в 1989 году, - продолжил Олег, - я как бы заново родился и в 1991 году с радостью вернулся в Москву на съёмки фильма «3 дня в августе». Фильм был о путче 91-го года, я играл генерала армии, не нашедшего себя в настоящем и покончившего с собой. В фильме были заняты замечательные артисты – Галя Польских, Александр Белявский, Дарья Майорова...
Саша, ну почему они не успокоятся! Ты же меня знаешь тысячу лет... неожиданно переменил тему Видов.
Я не сразу понял - о чем это он и кто эти - «они»? Ну, ладно – если интернет, там всякого мусора с избытком... Вычитывая запись текста нашей беседы перед тем, как показать его Олегу, я «кликнул» в Гугле имя артиста, и почти сразу нашел интервью с ним, записанное Андреем Осиповым - в основном благожелательное, событийно подробное, хоть не во всем точное. Только мне показалось, личность Олега там осталась сокрытой где-то на втором плане, что, конечно, жаль... Но вот дальше, ниже текста интервью, следовали комментарии – и, как всегда, между тёплых слов и пожеланий в адрес Видова, в них мелькали недобрые и даже злобные отзывы...
- Ты об этом? - спросил я Олега.
- Да нет... Я вот о чём: очень неприятно – они такую дикую дезинформацию врубили. Им мало было нас чернить по мультфильмам, а теперь – пошло и по моей актёрской работе.
- Олег, я залез недавно в подшивки архивные газетных статей: вот мой текст в «Панорме» пятнадцатилетней давности: «О мультфильмах и не только», а вот «Чебурашка в суде» из «Комсомолки». Олег, кажется, я понял, о ком ты, кто эти - «они».
СТАНОВЛЕНИЕ...
- Само их представление об Америке, о Голливуде порочны и неверны: в России зачастую просто не понимают, что люди здесь настолько заняты делом и что их манят реальные возможности достижения любых поставленных целей. Продюсеров здесь мало интересует страна производства фильма - будь то СССР или Россия. Проект надо долго «проталкивать», чтобы тебя услышали. А ведь любой проект к тому же требует огромной дорогостоящей рекламы. Так это было, когда мы вывели на телеэкраны Америки и мира советские мультфильмы и их увидели миллионы зрителей.
А вот свежий пример – «Чайка» в Америке», я снялся в фильме американского сценариста Майкла Гинзбурга, в главной роли - его жена, русская актриса Лора Романова, живущая здесь. И даже неважно, что не увидят этот фильм миллионы, кто-то же его увидит!... Сюжет необычный - русская девушка в Голливуде, - основан на пьесе Чехова, но перенесен в сегодняшний день. Столкновение двух миров - это интересно и для американцев, для приезжих: в Америке, когда, например, кто-то женится на русской, он, вдруг, входит в необычную житейскую волну, волей-неволей начиная понимать российскую культуру, историю, нашу эмоциональность...
Моя жена Джоан, например, знает теперь очень много о Советском Союзе и о России. В том числе – проблемы с усыновлением нами российских детей, - это же счастье, что усыновляют! - а ведь, знаешь, какую волну в России подняли и сколько в том было зависти и злости! Недобрые души, - помолчав добавил Олег... - Конечно, разное могло случиться и, конечно же, процесс усыновления надо контролировать: получать рекомендации от полиции, от муниципалитета, от докторов о семьях будущих приёмных родителей... Здесь же не сложно договориться о системе проверки – заключил Олег свою мысль. - Америка - е страна особенная: она создана людьми, которые были не согласны с жизнью у себя на родине. Вот меня в России как-то спросили: почему ты убежал в Америку? И я ответил: запорожскую сечь закрыли, а больше бежать было и некуда, - рассмеялся он...
И уже серьёзно продолжил размышлять вслух:
- Америка – страна, сотканная из индивидуумов, люди здесь «выплывают» сами в океане возможностей. При этом каждая людская судьба – своя история, у каждого свои жизненные цели. Здесь так: умеешь работать – выплывешь. Люди живут, как правило, по сравнению с россиянами более разобщённо: нет здесь такого, чтобы вдруг собраться у кого-то на кухне и поговорить. Ну и что! - просто договариваются заранее.
- Ну да, другая традиция, – согласился я, - а хорошо это или плохо, веками, - вот и приезжающим следует понять и, наверное, принять.
- Ну да: я вот тоже сейчас неожиданно в дверь не постучу, как в России: но ведь там телефонов в домах не было. А мы народ «общественно-коммунальный» - история у страны трудная, одному свои проблемы было не осилить - всегда шли гуртом. Сейчас там многое меняется - теперь почти в каждой квартире телефон, век 21-й...
- Иногда и скайп, - добавил я. Надо ли теперь тратить часы на дорогу и деньги на традиционную бутылку, без которой в гостях не появиться...
Мы помолчали.
- Ну да, что-то теряется, но и что-то находится: можно, например, будучи в отъезде, секс с женой по скайпу заказать. Прямо не отходя от кассы! – рассмеялся Олег. И сразу продолжил:
- Это только одна сторона вопроса... Видишь ли, человек, который сам отвечает за свою судьбу и выживает, у меня вызывает уважение: и прежде всего потому, что он ни от кого-то не зависит. Как было и в России: крестьянин, которого уничтожил Сталин, мог себя прокормить и не зависеть от Кремля... Основа русского народа была уничтожена ради идеологии, ставшей насильственной доктриной, и, в конце концов, страна рухнула. Помню, когда я сюда попал, Саша Кольцатый, кинооператор, встретив меня, сказал: чтобы понять, где ты находишься, надо 7 лет.
- Ну сейчас, ты уже понял? -
- Понял следующее: в Америке ты никому особенно не нужен - выживай или подыхай...
- Может, оно и так, но ведь, с другой стороны, здесь никому не дают погибнуть, потому что здесь есть велфер... Правда, и эти программы имеют свои особенности: я знаю случай – эмигрант вернул полученные от соцслужбы деньги, когда ему объяснили, с чем связано получение велфера: в частности, получение гражданства в будущем может осложниться. Но у тебя-то сложилась специальная ситуация: ведь ты приехал, можно сказать, на облегченное начало - ты был сразу не один...
Дальше я слушал Олега, не перебивая.
- Ну, да - у меня был иммиграционный «спонсор», но Джоан-то еще оставалась в Италии - она приехала только через два месяца, но я сразу пошёл работать на стройку - я никогда ни на чьей шее не сидел! Поначалу, когда я приехал, меня поместили здесь в роскошный «Беверли Вилшер отель», а потом я поехал в Палм-Спрингс. Кто-то из эмиграционной службы кому-то из мира большого кино «стукнул», что здесь «русская звезда» появилась, и они обзвонили всех, кого смогли, а когда позвонили в Беркли профессору мирового кино Алберту Джонсону и спросили его, кто этот такой-сякой Видов, профессор ответил – да это же «русский Роберт Рэдфорд»! Вот после все и пошло... Было много прессы, интервью, и в них я всегда говорил, отвечая на вопрос «почему я ушел», что это было мое личное дело.
И ведь правда, судьбы моей матери, семьи бабушки, моей тёти... да и моя собственная судьба сложилась непросто, и разное в ней было - всё, как у большинства советских людей. Но в тех интервью я особенно об этом не рассказывал.
- И о столкновении с «сильными мира сего»? - не сдержавшись, подсказал я, и Олег согласно кивнул.
- Было и такое - через Наташу Федотову, мою вторую жену. Да, она была близкой подругой дочки Брежнева - Галины – и вырастала в Брежневском доме, став там фактически, как её называли, «сестрой» Гали. А в то время, когда я её встретил, она жила «без блеска» - у ее семьи была трехкомнатная квартира, но жили они там впятером: отец Наташи - профессор русской истории, Василий Николаевич Шевяков, был слеп. А мать, Нина Фоминична, - очень интеллигентная женщина, была такая тихая, с какой-то своей страшной и тяжёлой судьбой. Мудрая, умная... – Олег задумался, как бы вспоминая, и продолжил. - Она была дочерью царского адмирала-медика, росла в обеспеченном мире, а тут революция, и, вдруг, - арест первого мужа в 35-м году. И теперь она возит слепого мужа на лекции... В общем, не всё там было счастливо. А Наташа была очень не простая...
Олег снова замолчал, как бы подыскивая правильное слово. - Как-то на встрече внучка Брежнева Вита сказала, что у Наташи мужской ум - и этот ум действительно был на таком «мужском» уровне, командном, что людям общаться с ней порой было тяжело. Вот для Гали она и была советчиком, советником и наперсницей. Для меня вначале всё начиналось чудесно, но когда родился Слава, Наташа стала нетерпимо требовательной: просто, хоть подавай золотую рыбку в услужение - и всё тут! Галя относилась ко мне очень хорошо, но, кроме Наташи, у меня с ней не было ничего общего, а «наверх» я не рвался. Я любил своё дело – кино, а у кино свои законы.
Ну а теперь, про меня написали даже такое: ,,Олег Видов женился в шестидесятых на дочери генерала КГБ, и поэтому его пускали сниматься в Данию и в Югославии». Не успокаиваются... Да ложь ведь! – Олег помолчал, задумавшись, и продолжил:
- И как-то всё - вдруг... Я стал выяснять, откуда эта грязь полилась, и вот нахожу в недавнем «документальном» фильме «Голливуд - русская дорожка», он даже показывался в России на РенТВ, сделал его здесь некто, представившийся корреспондентом «Свободной Европы», - человек из Таджикистана Мумин Шакиров, там в фильме повторялся тезис: мол, «Джентльмены удачи» и «Всадник без головы» - две моих популярных роли - были получены мной с подачи генерала КГБ, якобы отца моей жены Натальи Федотовой. Снова – ложь! Ведь меня предложил на роль Славина в «Джентльменах удачи» Георгий Николаевич Данелия - замечательный режиссёр и честнейший человек. Он брал меня к себе ещё в средине 70-х на высшие режиссёрские курсы.
А на роль «всадника», в те дни, когда я снимался в Югославии, пригласил меня Владимир Петрович Вайншток - он приезжал туда на переговоры, и предложил мне роль Мориса. Сказал, что выбрал меня на главную роль, когда увидел меня в датском фильме. Ему никто не посмел бы навязать кого бы то ни было в его фильм! Это было в 69-м году, там я снимался в большом фильме «Битва на Неретве» – в него меня «вытащил» тогда сам Бондарчук: он вдруг открыл меня на Каннском фестивале, где показывали «Красную мантию» – датско-шведско-исландский фильм, где я снялся в главной роли - принца Хагбарда, и он кому-то с гордостью заявил: «Вот вы говорите, у нас нет международных звезд, – Видов «звезда!»
Помню, тогда же какой-то советский чиновник на меня за что-то «гавкнул», Бондарчук его одёрнул: «Как вы обращаетесь с артистом!». А ведь, и правда, с нами они всегда обращались, как с крепостными. Это в те дни Бондарчука пригласил режиссёр Велько Булаич играть роль в международной постановке «Битва на Неретве», и Сергей Фёдорович сразу предложил взять меня на роль Николы Тифусара. Они посмотрели меня в «Красной мантии», - фильм, кстати, шел и по Союзу – его и сейчас там помнят. Это такая романтическая история: 12-й век, скандинавская сага о викинге – у меня там была роль принца Хагбарда.
Забавно, было и такое: там должны были в каких-то эпизодах сниматься раздетыми, вот и мне пришлось тоже... Я пытался возражать: «Не буду сниматься без трусов!» А режиссер мне на это сказал: «Викинги спали под шкурами без трусов - трусы были изобретены позже...». – Ну что мне оставалось делать!.. Викингов не переспоришь. «Ладно, говорю, без трусов - так без трусов, советскому человеку все доступно!» - и, откинув шкуру, я влетел в сцену обнаженным – но на одну секунду, и сразу - в штаны. Режиссёр Габриель Ахель согласился : «Ну ладно - так можно...». Думаю, что меня надо было занести в книгу Гиннеса как первого советского актер, снятого обнаженным, - рассмеялся Олег,
- Кажется, там ещё была девочка голенькая Гитта Хенинг - известная певица из Дании, вот её показали вполне, и те, кто видел фильм, помнят эту сцену как серьезное переживание. – На этом мы оба рассмеялись, а Олег продолжил:
- Как-то Женя Евтушенко сказал: «Олежек, ты всегда был и остался викингом (ведь не Морисом Джеральдом, - сказал он, - не «всадником без головы», - а викингом»). Так я стал первым советским актером, который сыграл центральную главную роль в западном фильме - героя Скандинавии, а не русского!
А начиналось всё так: меня из подмосковного Томилина, где мы жили, пригласили в Госкино, и там были датчане - они только что посмотрели фильм Эраста Гарина «Обыкновенное чудо», где я играл медведя. Мне в Госкино говорят: «Вот, поедешь сниматься в Скандинавию!». И я обалдел!... – я приехал из своей хибары в пальто «драп-дерюга» и в кепке, а меня - в Данию!.. Конечно, после трех главных ролей в фильмах, которые я сделал, еще учась в институте, меня знали. Позднее я понял, что меня отпустили ещё и потому, что Сергею Аполинарьевичу Герасимову очень нужна была валюта, чтобы платить Анне Жирардо за роль в его фильме. И я был счастлив! А деньги я заработал и отнёс их в посольство - ими и была оплачена её работа.
Между тем, я диплом защитил – сам Станислав Ростоцкий поставил мне отлично за режиссуру моего дипломного фильма, но у меня еще не был сдан последний экзамен - английский. Я понял, что надо сдавать, а то ведь не пустят в Данию – и я за месяц подготовился, сидел днями и ночами - и сдал английский профессору Кнабе. Он тогда сказал мне: если бы ты так занимался всегда, я бы тебе поставил пятерку, но ты прогуливал – вот тебе четверка. И мне выдали диплом. А был это 66-й год...
- Ну, хорошо, а почему ты поступил именно во ВГИК? – хотя, наверное, можно было бы и не спрашивать – кто из пацанов тех лет не мечтал «попасть в кино»?
- Я с детства любил фильмы: приключенческие «Дети капитана Гранта», «Пятадцтилетни капитан», «Хождение за три моря» и, конечно, трофейные «Тарзан», «Багдадский вор», «Остров страданий», «Овод» с Олегом Стриженов - я их смотрел по многу раз, такие романтические сюжеты с активным действием.
- Да и фактура у тебя подходящая! Наверное, бывало, ты и в самодеятельности участвовал? – поинтересовался я.
- Не только фактура, - не обиделся Видов, - было огромное желание работать в кино. Я пел в кинотеатре в пионерском хоре в Алма-Ате, я там жил четыре года с своей тётей, Анной Ивановной. Родился же я под Москвой в Филимонках - там в 1942 году мама встретила отца. Он лечился в госпитале после ранения на фронте. Отец до войны и после работал в аппарате Кагановича, возглавлял финансовую службу, а было тогда ему лет тридцать. У меня и дедушка был юристом-экономистом, закончил Санкт-Петербургский императорский университет с отличием. Перед февральской революцией его назначили губернатором Новгорода Великого, но всё, конечно, поломалось с революцией. Он знал шесть языков, и его в Красную армию направили – был там «по снабжению» на правах командарма. Человек он был с польскими корнями, а бабка моя была русская из Петербурга, в общем, «гей, славяне» - рассмеялся Олег. - Моя мамочка Варвара Ивановна родилась в Тверской губернии в 1913 г. в деревне Юркино, она закончила институт и была назначена завучем начальной школы в Филимонки под Москвой. Когда немцы в 41-м подошли к Москве, она пошла в партизанский отряд. Отбили немцев, она вернулась в школу. Родился я в июне 1943-го. После войны папа решил уйти к нам, но его тогдашняя законная жена пригрозила: «Если уйдешь к Варе, я тебя посажу, как посадила своего первого мужа!» - на него она донесла, мол он рассказывал анекдоты про Сталина... Этого было достаточно, чтобы человек пропал. Отец, конечно же, испугался. Страшные были времена...
Тетушка моя, сестра мамы, была режиссером любительских спектаклей - в основном она ставила и играла пьесы Островского, где бы она ни жила. У нее было образование медсестры, она наизусть помнила Пушкина, Есенина, народные песни – и вообще она была потрясающе мудрая женщина, как и моя мама. Вот она и стала моим наставником – моей «Ариной Родионовной», вдохновила на будущее. В Казахстане мы прожили с ней четыре года вместе, и я вобрал от неё очень много тепла, знаний и любви к людям. Я думаю, это вообще в нашей природе... Она рассказывала много о театре, о кино, и мне это было очень интересно. Вот с тех лет фильмы звали меня к себе – в свободный чудесный мир, где так всё необыкновенно.
КАК НЫНЕ СБИРАЕТСЯ...
- Вернемся, однако, ближе к нашему времени, - предложил я. – Расскажи, как ты уехал из СССР?
- В 1981 году, когда стало совсем невмоготу, я позвонил своему приятелю югославу Яше в Белград и попросил его поговорить с моими знакомыми местными девушками - может кто-то согласится из них выйти за меня замуж, фиктивно, конечно. И как раз одну из них - Верицу бросил парень, вот она и решила помочь мне, благодаря чему я выехал в Югославию. Еще в 1980 году, когда меня не пустили в Болгарию, я задумался об отъезде.
- Это после Скандинавии-то? – не поверил я. - Помню же: самое трудное - выехать первый раз, хоть в Монголию, хоть на болгарский курорт Златы Пяски - пройдешь проверки и комиссии, это если пройдешь, - пустят. Хотя всякое бывало, по себе помню.
- А Наталья продолжала строить «барьеры», мутила воду...
- Ты же с ней развелся к тому времени, так ведь?
- Да, вышел на свободу – гол, как сокол... Когда я женился на ней, связь с семьей Брежнева не давала ей денег. А работать-то сама она не хотела. У Гали она иногда что-то покупала – колечко, ерунду какую-то, а в общем не было у нас с ней такого, чтобы «жрать из золотого корыта». В то время, как женился, я сразу начал ездить по всему Союзу с выступлениями.
- На «чёсы»? – вспомнил я из жаргона артистов - так между собой называли - да и по сей день называют - халтурные спектакли в поездках по периферии, и не только.
Видов обижено возразил:
- Да нет - я выступал один! Но моя беда была в том, что если я работал, то подряд два часа, это была интенсивная работа с залом, я полностью выкладывался. Помню, однажды, после 8 часов выступлений в четырех залах, я упал – накурено было в комнате, и я свалился. И всегда моих заработков Наталье было мало... Аппетит был у девушки царский.
Окончил я ВГИК в 66-м году – «Красная Мантия» была снята в 67-м, - тогда меня и пригласили с этим фильмом на Каннский фестиваль. Помню, замечательная Ширли Маклейн, член жюри, вышла из комнаты жюри и сказала мне: «Твои датчане дураки!» - «Почему?» – спрашиваю. – «Если бы они сделали тебе рекламу, - отвечает она, - то ты получил бы Палм де Оре «Гран-при» за роль: ведь только один голос в жюри был против тебя!». И я ответил ей: «Мне достаточно ваших теплых слов для того, чтобы чувствовать себя счастливым!». А там ведь была и наша делегация... Ну советские-то могли бы подсуетиться - сделать мне рекламу, но я был им с боку-припеку, и вообще - «как бы чего ни вышло!», обычные их дела... В 67-м году Карол Рай пригласил меня на роль Есенина в фильм «Изидора», - не пустили. В 68-м году Дино Делаурентис предложил семилетний контракт – по два фильма в год, - снова не пустили. Ну, и так далее...
Я слушал Олега не перебивая, и он продолжал:
- После 69-го я вернулся из Боснии - там в горах мы провели два года - снималась «Битва на Неретве», а за это время я снялся еще в двух фильмах в Белграде. В одном из них - «Есть любовь, нет любви» - в нём я сыграл русского актёра, а второй фильм назывался «Причину смерти не упоминать» - там я играл эсэсовского офицера, обаятельного, но жесткого... Это было в Москве после показа на Московском кинофестивале: помню, один человек, курировавший кино от КГБ, по фамилии Скоморохов, сказал мне – «Ты сыграл гениально! Вот так их надо показывать. Бездушных». А после этого был «Ватерлоо» Бондарчука... потом меня пригласил Валера Рубинчик на «Могилу Льва». И параллельно я снимался в «Джентльменах удачи»…
- Олег, а все-таки объясни: плохо ли было тебе - молодому, красивому и успешному, холостяковать – так почему же ты женился на Наташе? И когда? – вопрос мне казался естественным, не смутил он и Видова.
- В ноябре 70-го, - и Олег сразу добавил, - а развелся я в 76-м... Я встретил ее в гостинице «Националь»: красивая, умная, прекрасный собеседник, на следующий день она уже была у меня дома... ну а дальше отступать уже было невозможно. А в газетках там пишется чушь собачья: Наташа говорила, что и Галя Брежнева приехала в Москву в старых ботинках! ... - и я так же..
- То есть, это она тебя «вытащила из грязи» – так, что ли?...
- Ну да!– Из скандинавской и югославской, - рассмеялся Олег.
- Наташа жива?
- Нет, умерла года четыре назад... контакта с ней у нас не было, она мне и с нашим сыном не разрешала общаться.
- А сейчас сын с тобой?
- Побывал здесь - поучился, уехал в Россию, женился: ведь дома и солома съедома, – парень знающий... - Олег снова рассмеялся. - А Сережа, с которым ты знаком, – это младший сын: здесь работает на киностудии, он родился и вырос в Одессе - я там снимался...
- Ну ладно, это детали, - а как у тебя здесь всё выстраивалось, столько же лет прошло после побега!
- Да ты многое сам знаешь – как нас с Джоан мучили на этой мультипликации: ведь 10 лет были суды - сначала в Нью-Йорке, везде пиратство... жуткое техническое состояние и качество мультфильмов. Слава Богу, Михаил Барышников помог нам поделиться фильмами нашего детства с детьми всего мира: и американцы, наконец-то, увидели широту и талант нашего народа.
- Ну да, и я об этом писал, вот она страница со статьей в «Панораме» за август 96-го года. Сейчас-то всё благополучно завершилось, верно? Кстати эти мультфильмы были показаны телевидением по всем Штатам - хороший повод для российской эмиграции гордиться тем, что вы сделали... А почему фильмы показывали только на телевидении?
- Потому что качество негативов в Госфильмофонде и, естественно, их копий совсем не годилось для показа в кинотеатрах. Качество лент можно было только цифровым способом отреставрировать для телевидения: время «съедает» цвет и саму плёнку, особенно советскую,
Но российские чиновники узнали, что здесь на телевидении идут наши фильмы и решили их экспроприировать. Пошли суды... А ведь сложись всё по закону, и мы смогли бы заработать, и студия могла бы получать заработанное вместе с нами - но всё ушло на оплату адвокатов... Да, это долгая история, но в концов концов российскими чиновниками «Союзмультфильм» - создатель (м.б. – правообладатель?) всех фильмов, - был тихой сапой незаконно преобразован в унитарное предприятие, и потом - в «Госкиноколлекцию», которая все деньги забирала себе, а создателям фильмов платила гроши.
Была об этом подробная статья в «Коммерсанте» - о встрече аниматоров с Путиным. Путин поймал «за хвост» директора этой шарашки – чиновника, именно того, кто организовал травлю против нас в судах и в прессе. Слышал я, вроде, фильмы «Союзмультфильму» обещали вернуть. А что будет с «Ленфильмом», Свердловской, Горького, Студией научно популярных фильмов – они едва выживают, их «сделали» по той же системе – люди, создававшие фильмы, перебиваются с копейки на копейку… Почему они нас не сожрали - только потому, что мы всё делали по закону, а судьи в Америке не подкупаются. Здесь я люблю смотреть вестерны: добро и справедливость в них всегда побеждают зло, – завершил Олег
- Ладно, Олег, что было – то было, завершим на этом предысторию, давай всё же подробнее о тебе здесь. Значит, ты в Югославии женился на...
ОЧИЩЕНИЕ ПЕРВОЕ - решающее
- ...на девушке, которая согласилась помочь мне, - продолжил фразу Олег, - я был разведен с Наташей с 77-го года, а это было в 82-м. Я в Югославии говорил на их языке, был там известным актёром, как бы своим.
- Значит, в 83-м ты «слинял»? Ну и как это было? – за много лет нашей дружбы я задал Олегу этот вопрос впервые - как-то всё было, вроде, ни к чему: ушел и ушел, - объяснять на то причины было не обязательно, не он первый и не он последний. Могли люди – и бежали.
- А было так... мне дали визу «для встречи с супругой» на 72 дня летом 83-го года. По приезде меня сразу пригласили там на фильм. И я стал сниматься, не спросив разрешения советских чиновников. Потом я написал заявление в Госкино: «Так, мол, и так, - прошу разрешить мне находиться в Югославии, здесь я женат, у меня семья». Ждал ответа и продолжал сниматься – в результате было у меня там около 8 фильмов, и в том числе немецкая серия «Секрет черного дракона». Сыграл я гетмана запорожских казаков Ивана, посла русского императора в Сербии в фильме «История одного оркестра»... Потом был фильм о партизанах Югославии «Тюрьма». Причем я написал в своем заявлении, что готов отдавать 50% гонорара в Советское посольство, как это было положено. И наконец на моё прошение пришло твёрдое «НЕТ», ну а я продолжал сниматься...–
- Между прочим, не все делились с посольствами, - вспомнил я чей-то рассказ. - Бондарчук после съемок «Войны и мира» сказал им: – «Кукиш! Чтобы на заработанные мной деньги сын Подгорного ездил в Африку охотиться на носорогов?». А ведь, и правда, было такое – о чём зарубежные корреспонденты свидетельствовали в прессе, не в советской, конечно.
- Меня никогда не заморачивали деньги, а Бондарчук правильно сделал: хоть кому-то иногда надо давать им в рыло. Так что к ним я уже и не обращался, понимая бесполезность этого, - продолжил Олег. - Но в Югославии существовала договоренность с СССР, так называемая «экстрадиция», о взаимном возвращении беглецов. И вот, спустя 18 месяцев, меня вызвали в полицию и сочувственно сказали: «В эти 3 дня ты должен возвращаться в СССР». Я им говорю: разрешите хоть съездить в Италию: мне нужен новый костюм, а там шьют хорошо. А они – «Нет! Тебе только в Болгарию можно...» Ладно, в Болгарию - так в Болгарию.
Был там у меня коллега, талантливый актёр, потрясающий человек, царство ему небесное, из Южной Австрии, словенец Мариан Сренс - у него во время съёмок случилась любовная история с одной милой девушкой, я их мирил, что-то им объяснял, и в тот период мы с ним очень сдружились. Вот и теперь мы говорили с ним долго, и он однажды мне сказал: «Если тебе нужна будет моя помощь, – у моего приятеля на границе есть ресторан, я договорюсь с ним - ты там войдешь посидишь до закрытия, а в 12 ночи -олимпийский бег метров 800 в одну дверь и выйдешь уже в другой стране. Мы прилетели с ним в Любляну – нас уже ждал «Мерс», с его женой и дочкой, он сел, мы поехали в сторону ресторана, и там рядом была пограничная будка. Подъехали к ресторану, Мариан говорит: «Проскочим!..- он увидел, что там нет пограничника, а это уже граница с Австрией - ...они все в будке, давай, попробуем!». А там - шлагбаумы, один за другим с двух сторон - граница с Австрией. Даже и учитывая тяжесть всего происходящего вокруг меня, мне не было легко решить: вот сейчас надо убегать! Я переживал в эти минуты сложнейший психологический момент, и я сказал Мариану: «Я лучше перебегу!..», но он мне отвечает: «Я здесь часто езжу», - и когда мы подъехали, он посигналил, а - пограничники в это время смотрели футбол, пограничник, оставшийся в будке, взглянув в окно, махнул рукой, нажал на кнопку и поднял шлагбаум, и вот мы уже в Австрии! Я почувствовал себя – спасен! - но в моей бороде появилась седина в этот момент, думаю...
- Не помню, чтобы у тебя в те годы уже была борода, – удивился я.
- Иногда была - для роли...
- Понимаешь, об этом перебежчики нередко говорят с такой вроде бравадой, но, поверь, это было страшновато, я очень переживал. Дом Мариана был недалеко от границы, приняли меня там очень тепло. А на следующее утро, когда я проснулся, мне рассказывают: человек бежал в километре от этого ресторана, чех – его убили, об этом было в новостях - пограничники стреляли, попали в голову, он сделал несколько шагов и умер уже на территории Австрии. Свободным человеком... Так меня спас и пронёс Бог и замечательный друг.
В любом случае, после всего надо было уходить в Италию: в Австрии было много эмигрантов, - мне говорили, что власти с ними ведут себя довольно бесцеремонно.
Было что вспомнить и мне по этому поводу. Я вспомнил вслух ребят, встреченных мной примерно в те годы в Вене. Они разными путями бежали из СССР и жили в австрийском лагере для «перемещенных лиц». Я позвал их перекусить в ближайший ресторанчик и они рассказали: от персонала лагеря самое частое к ним обращенье - «русские свиньи», на жизнь давали гроши, на папиросы не хватало...
- Я лично от них такого не слышал, а если бы услышал - дал бы в морду.
- И прямиком в австрийскую тюрягу... – прокомментировал я.
- Наверное, но кто же об этом думает, услышав такое?.. А из австрийского посольства меня направили в «Толстовский фонд», - рассказывал Олег. - Вышла ко мне нагловатая тетка и говорит – «Ладно, оставайтесь, вы пойдете в лагерь для перемещенных лиц». - Мариан ей говорит: «Так Видова же каждая собака в Европе знает – нельзя ему туда!». А она: «Это меня не касается!». Сучка, - не удержался Олег. - Тут я говорю Мариану: «Я лучше отсюда через границу махну еще раз». Но он отвечает: «Подожди!» - и повел меня в Министерство культуры. Там нас встретила серьёзная умная женщина, которая всё сразу поняла - я по сей день с благодарностью помню её фамилию – Новотный. И с ее помощью мне выдали «лазе-пассе» - временный паспорт. А через два месяца я получил итальянскую визу.
И снова Мариан посадил меня в свой «Мерседес» и мы погнали к киноактёру Ричарду Харриссону в Италию - за 1000 километров. Прибыли мы в Рим, Мариан устал, два часа он поспал, расцеловались мы с ним, и он эти 1000 километров - обратно на съёмки.
Ричард Харриссон и Франческа приняли нас как родных, - «Ричард - человек потрясающей души!» – говорил о нем Мариан. Я, и правда, встречал здесь очень много хороших людей, американцев, - завершил Олег эту часть своего рассказа... – А на следующий день мы вместе с Ричардом пошли в Посольство США. И там мне сказали, что через два месяца и я буду в Штатах.
- Все зависит от тебя – насколько ты хорошо относишься к людям, настолько и они к тебе... в Штатах, во всяком случае, говорю это на основании собственного опыта, – заметил я.
- Так вот и Мариан - поспал часа два и потом, почти не отдохнув, двинул обратно. И на этом моя пограничная эпопея кончилась. Поверь, я очень переживал всё происходившее, не зная, чем это может кончиться. Я уже представлял себя зэком... А тут Рим! В посольстве оказалась русская книжечка – сборник песен, и в том числе «... Я помню тот Ванинский порт». Я сел за пианино и спел её от начала до конца – и на меня такое нахлынуло! Вся судьба, все мучения моей семьи, такое щемящее ощущение было, и вот в этот момент я окончательно понял: я все сделал правильно! После этого я там же, в Италии, встретил Джоан - она незаурядный, хороший умный человек, а я всегда тянулся к умным людям. Джоан отнеслась ко мне с вниманием и с пониманием. В общем, у нас сложились отношения, которые потом привели нас к браку...
- Очень интересные детали биографии, мало знакомые большинству поклонников твоего артистического дара, - здесь я нисколько не слукавил: захватывающим оказывалось многое в рассказе Олега.
А он продолжал:
- Ты же понимаешь, одно дело для европейца пересечь границу, и совсем другое - для советского человека, который переходя границу в Шереметьево, например, никогда не знал, улетит ли он или его вдруг завернут обратно. Очень ироничные там люди: «Вот вы едете, значит, - говорят, - а зачем вы все эти книги с собой везёте?..» - поэтому и был выезд за границу для нас в 10 раз, страшнее, чем для европейца в той же ситуации. Это сейчас легко выехать из России, было бы куда.
Почему я именно в Америку хотел, спрашиваешь. Так ведь я еще в Москве и в поездках за границу встречал очень симпатичных американцев – добродушных, искренних, и почему-то никогда не встречал таких, которые подходили бы ко мне, чтобы завербовать, - засмеялся Олег. – Я даже удивлялся тому, что никто не подходит с «вербовкой» – как нас стращали перед поездками. И условия «экстрадиции» с СССР у них не было
ОЧИЩЕНИЕ ВТОРОЕ – американское.
- Ты теперь часто бываешь в России? – спросил я так, для формы: знал, что бывает.
- Можно сказать, что да: после всех коллизий в 2007-м российский «олигарх» Усманов выкупил новую, нашу версию мультфильмов, нами отреставрированных, – а в них, между прочим, были вложены около 4 миллионов долларов. В общем, вернули нам эти деньги, естественно, и мы возвращали всем, кому оказались должны...
Только, если бы не было судов, то все причастные к работе над фильмами и сама студия хорошо бы заработали, а так - хорошо заработали адвокаты; ну а российский чиновник заработал себе кормушку – тот, который давал приказ судиться с нами. Платили и они своим адвокатам – да им-то что? - это же государственные деньги, не их личные. Ещё с 97-го года высшие чиновники Министерства культуры России организовали саботаж: приказом запретили печатать в Госфильмофонде копии мультфильмов для работы, иногда еще и промежуточные копии надо было печатать.
В 92-м году мы взяли всю коллекцию для того, чтобы помочь Студии мультфильмов расчистить мировые рынки от левых контрактов и пиратских дел: их зарубежные и советские дистрибьюторы в то время обещали студии платить за фильмы, но не платили, продолжая их продавать. Вот этим мы и занимались первые два года, а 94-м году, когда разобрались с пиратами, студия попросила, чтобы мы вернули им фильмы - и мы им вернули 80 процентов фильмов. Но, насколько я знаю, с 94-го года и по сегодня, не было ими там реставрировано ни одного фильма из возвращенных нами.
- А здесь вы всё оплачивали из своего кармана... – это не прозвучало вопросом, скорее утверждением – поскольку знаком я был с предшествующей счастливому 2007-му году эпопеей.
- Ну да, он же (здесь Олег назвал имя российского чиновника, затеявшего тяжбу и руководившего ею), не платил студии за каждый час мультфильма около 15 тыс. долларов, как платили мы, а ведь мы брали деньги взаймы у банка. Потом - реставрация тридцати сорокалетней давности копий с советских негативов, озвученных плохой болгарской звукозаписывающей аппаратурой... И ещё полные 10 лет мы занимались судебными тяжбами и разборками, а в 2003 году выиграли Нью-Йоркский суд против них. Вот так по нам и проехал каток советского чиновничьего беспредела.
Мы ленты доводили «до ума» годами... Причем работали с нами голливудские студии - много технических специалистов, чтобы качество было приемлемо. А на озвучивании еще работали известные американские звёзды, и потом надо было фильмы продавать и возвращать заём банку, а после всего 45 процентов ожидаемого профита мы должны были вернуть долги инвесторам. Но пошли суды и наши «профиты» ушли на адвокатов, которые должны были нас защищать внутри Штатов. А ведь еще нам пришлось судиться «снаружи» - там, где нас просто кирзовыми сапогами топтали: в Минкульте хотели подмять под себя студию а мы им мешали - бывший партийный босс в ленинградском обкоме руководил этим. И, в конце концов, сожрал-таки студию, превратив её в «Госкиноколлекцию». После Нью-Йорка мы пошли в Европейский суд, наша очередь на разбирательство уже подходила, но Алишер Усманов у нас к великому нашему очищению выкупил мультфильмы...
... и ОЧИЩЕНИЕ ТРЕТЬЕ – завершающее.
- Олег, с этим понятно: дело сегодня, можно считать, прошлое - но вот каким образом пришла к вам с Джоан идея организации антинаркотической клиники?
- Мой сын Серёжа женился на дочери Якова Маршака, которому мы помогли открыть его клинику в Лос-Анджелесе, и всё мило продолжалось, пока наши дети не развелись. Тогда Маршаки решили продать нам их часть клиники. Мы согласились, хотя в тот год в американскую экономику пришла рецессия. Два года мы выживали как могли, а теперь клиника преуспевает.
Нашим главным советником стал доктор Кенет Блам – это он в 1990-х годах вместе с доктором Эрнестом Нобле открыл связь между генетикой и нарко-алкогольной зависимостью. Тогда же Кен Блам получил патент на анализ, показывающий генетическую предрасположенность к нарко-алкогольной зависимости. А ещё он разработал использование пищевых добавок для нейтрализации генетических дефектов. Говорят, что его открытия в области генетики и наркозависимости были на таком уровне, что он получит Нобелевскую премию.
- А вы рекламируете где-то услуги клиники? – поинтересовался я. – Не для себя, поверь, но и всё же... Если мне захочется в запой – я твой клиент!
- Для тебя, по дружбеЮ - всегда пожалуйста! - рассмеялся Олег. – Да, в интернете, есть у нас и свой сайт: Malibu beаch recovery centеr.com
КОГДА «ДЕНЬГИ ПЛОТЮТЬ»...
- Давай вернемся к теме – об актере Олеге Видове, о тебе. Какой фильм из твоих работ в Америке тебе показался самым интересным и вообще перспективным для получения будущих ролей? – спросил я.
Олег немного подумал:
- Ну вот «Красная жара», например. Режиссёр Валтер Хилл поначалу пробовал меня на роль бандита - плохого грузина... я даже заговорил с акцентом – я прыгал, стрелял, делал для роли всё что угодно, но потом он сказал: знаешь, Олег - у тебя глаза не по-бандитски добрые, не подходят к образу. И тогда он мне дал роль милиционера... пришлось мне ехать в Венгрию, тогда - в соцстрану. Когда я туда ехал, думал – вот-вот подъедет грузовик, меня упакуют в брезентовый мешок – и на Лубянку! Но «без риска - нет прописка» - так, кажется, говорят гостарбайтеры в столице нашей родины, - рассмеялся Олег.
Эта картина стала визитной карточкой в актёрскую гильдию, моим первым шагом в американский кинематограф. Потом меня снова пригласили, и я снялся в фильме «Дикая орхидея»... На эти съемки мы поехали в Бразилию, хотя меня тогда же утвердили и в «Охоту за «Красным Октябрем». В Бразилии я увидел потрясающе яркий мир... а был я худенький, совершенно «дохлый», подводило здоровье, но мне было интересно в Бразилии и в самой атмосфере съемок. Мне всегда было интересно сниматься в фильмах других стран...
В тот год я болел - у меня нашли не злокачественную опухоль, была операция. Но вот уже прошло 26 лет, и слава Богу, что я оттуда - из СССР, ушел: там бы я уже не был жив, это точно! Еще одна моя серьезная роль - фильме «13 дней». Для меня работа в нем была особо интересна: я играл Зорина – посла СССР в ООН, мне сделали «под него» уши, рот и нос. По жизни был он человек очень интеллигентный и спокойный. Перед съёмкой мне показали документальный материал о конфронтации Зорина и Адлая Стивенсона. Всё там выглядело вполне дипломатично, спокойно.
Но в 62-м году шепота было достаточно, чтобы люди умерли от страха: нависла угроза атомной войны, а сейчас у нас - 2006-й, сказал я режиссеру и предложил ему: нужно быть Зорину в роли напористее - мне и теперь кажется, что я сделал в этом фильме достойную работу. Продюсер подходил ко мне после первого показа: «Как вы сыграли такую роль – блестяще!... Так перевоплотились!".
- А еще до того, была «Любовная история» - я помню тебя на этих съемках, там и Баскин снимался, и Савелий Крамаров. Хорошо помню сцены с выстроеной декорацией палубы океанского лайнера, - мне довелось быть там гостем во время съемок. Помню, про этот фильм ты потом рассказывал: «Звоню Савелию, когда меня утвердили, говорю ему: «Что же у меня слов-то по роли почти нет! Сижу и молчу...» - А он мне: «Тебе деньги плотють?» - «Плотють...», - в тон ему отвечаю, - «Ну, - говорит, - тогда сиди и молчи!».
Савка... В Америке я очень переживал за него - его брали сниматься в вестерн, роль была – ну просто на него! Но продюсер, несмотря на мои с Ильёй Баскиным просьбы, отпустить его на неделю категорически отказался: контракт есть контракт. Из России тоже поначалу не поступали ему приглашения сняться. Это потом пошли – одно за другим. Да вот не успел, не судьба была, значит.
А со временем я и в России снялся - в сериале у режисера Баранова для Первого канала. Снимали в Тарусе - я играл псевдоамериканца, советского капитана в отставке, сделал его скромным «нашим человеком», которому понравилась женщина в деревне в объявлении для иностранцев. Зрители хорошо отнеслись к работе, её и коллеги высоко оценили.
- И не было у них зависти? Мол, живешь ты в Штатах, снимаешься где хочешь... – не удивительно ли?
- Настоящие актёры всегда зная, какая это трудная профессия, уважали друг друга, ценили профессионализм и успехи коллег. Могу сказать, что плохого слова я не слышал ни о себе, ни о других. Было только уважение, а шантрапа в большом кино не задерживалась. Да и чего завидовать, знают ведь уже: сидишь в Америке - работы для актера здесь особо и нету. Сюда приезжать надо в 20 лет... Савелию, помню, кто-то из только приехавших эмигрантов сказал как-то: «Сава, что же ты уехал, снимался бы на родине! Там для тебя работы навалом...» – «А ты что, сюда приехал работать? – смеясь, спросил Савка ? – «Да». – «А я приехал сюда гулять!».
Здесь и я однажды нарвался на актера – как оказалось, завистника: жаловался, мол, у Видова интервью берут, а я такой талантливый и ролей здесь у меня несколько десятков, а мной не интересуются!». Я и представить себе не мог, что он с таджикским корреспондентом «Свободной Европы» придет в мой дом, чтобы потом меня порочить. Не хочу называть его имени – он себя узнает в этом тексте: стоя перед моим домом, он говорил в камеру голосом, в котором легко было угадать чуть ли не ненависть ко мне. За что? – за то, что я успешен и в работе, и по жизни? Вот мол, Видов женился на дочери генерала КГБ и его поэтому пускали в Данию за границу. Им трудно понять, что и без блата можно сделать кинокарьеру, по его интонации, с которой Видов произнес это, было понятно, как он глубоко принял эту обиду, глубоко оскорбился наветом.
- Забудь, Олег, - ну кто их услышит, кто их увидит? В таджикском кишлаке, что ли? Видова помнят за роли, из которых складывается твоё доброе имя!
- Видишь ли, Саша: нашлись и другие «доброжелатели» собирать ложь на российском телевидении, цена которой копейка, и которая легко опровергается фактами моей биографии. Я же приехал сюда просто жить и готов был к любому: у меня много профессий - слесарь электрик, повар... - продолжал Олег, - и я знал, что в любой профессии выживу. Много мне не надо – человеку, который у себя в стране жил на гроши в юности, ему всегда хорошо, когда хоть немного лучше. Было ведь со мной и такое, что смог бы прожить в любой стране мира. Я всегда сам зарабатывал - с 14 лет работал.
Подходящий был момент и мне вернуться середину 70-х:
- По себе знаю... – в Москве руководил издательством, не маленьким, а здесь первые месяцы после работы ночью в типографии ходил по дворам с привезенным плохоньким советским фотоаппаратом: нужно было прожить как-то с сыном, - вот и снимал новых «соотечественников» из Одессы и Киева. Бывало, они, взглянув на свои синюшные физиономии и свисающие над ремнями животы, губы оттопыривали: «Нэ... Нэ нравится... Нэ беру!» - и я выбрасывал снимки в мусор и вместе с ними уплаченные за проявку пленок и за печать свои кровные доллары, которых было совсем немного…
А сейчас, Олег, мы о судьбе артиста. Не такой уж он волшебный, этот мир кино... Во всяком случае, разное в нем случается...
Поздний вечер незаметно подошел за нашими разговорами, а Олегу возвращаться домой вооон куда... - в горы Малибу за час не доберешься.
Глядя ему вслед, я подумал: «Слава Богу, что у тебя, Олег, всё завершалось, как в доброй волшебной сказке - счастливым концом и что у всех, кто видел, знал тебя, кто дружил и был близок с тобой осталась благодарная память о тебе. Пусть так всегда и будет!».
Александр ПОЛОВЕЦ
Май, 2018 г.
В гостях у автора с композитором Григорием Гладковым.
Друзья празднуют 65-летие Олега Видова (крайний слева - журналист Виктор Логачев, справа крайний – автор).
Малибу, имение семьи Олега и Джоан, сегодня в гостях у него (слева-направо) Гульнара Вайнштейн, автор текста и Нина Борисова.
Свидетельство о публикации №220081600237