Юрий Сташ Альбом адыгских орнаментов

К 100-летию Адыгейской автономной области

Интервью с черкесским художником-модельером, заслуженным работником культуры Республики Адыгея Юрием Махмудовичем Сташем.
- Юрий Махмудович! Несколько лет назад в одном из своих интервью Вы сказали, что в свое время Вы создали и использовали в работе так называемый «Альбом адыгских орнаментов». Что это был за альбом? И с какой целью Вы его создавали?
Ю.С.: Этот альбом создавался для отделки повседневной одежды, точнее, для её украшения. Это была коллекция орнаментов под названием «Адыгейский народный орнамент в современной одежде». В 1975 году, если не ошибаюсь, мы – 3 конструктора, а именно: конструктор-модельер по верхней мужской одежде в моем лице, конструктор-модельер по верхней женской одежде Елена Хохлова и конструктор-модельер легкого платья Эмма Шешукова, мы все работали над этим альбомом. Каждый из нас создал несколько его листов. Эта разработка производилась в рамках работы нашей Экспериментальной лаборатории по пошиву одежды. И что было интересно, мы создали коллекцию одежды с отделкой с национальным орнаментом, и эта коллекция была выставлена в ателье. Однако позднее заведующая того ателье попросила меня забрать её из-за сложности изготовления. Конечно, те орнаменты были сложны для пошива. Однако люди, видя их, просили использовать их на одежде. По этой причине мы забрали свою коллекцию назад, но мы показывали её неоднократно в городах Краснодарского края, в том числе в Новороссийске.
- Вы упомянули Экспериментальную лабораторию по пошиву одежды. Что это было за учреждение? И для чего его создали в Адыгее?
Ю.С.: Да, это была Экспериментальная швейная лаборатория в ААО, Адыгейской автономной области. В то время я был её руководителем. Тогда в 1970-х годах мы разъезжали по районам, оказывали содействие и помощь в обучении специалистов и изготовлении современной одежды. Когда в Советском союзе появлялись новые модели, я ездил ежегодно на семинары, откуда я затем привозил литературу по трем видам: верхней мужской и женской одежде, легкому платью. И эти модели мы внедряли в районах, обучали специалистов. Потом они приезжали к нам в лабораторию за консультациями.
- Возвращаясь к Альбому или коллекции «Адыгский народный орнамент в современной одежде», которую Вы собрали, как Вы использовали орнаменты в то время? Они вышивались как узоры или нашивались как аппликация для стилизации одежды?  Что Вас заставило создать такую коллекцию?
Ю.С.: Для наглядности я приведу один такой пример. Наша лаборатория подчинялась Учебно-производственному комбинату, и его учащиеся шили много мужских пальто. Тогда я придумал для них такую застежку в виде орнамента из колец и кожи. То есть, представьте, кольца соединялись кожаным шнуром. И я им предложил проделать такой эксперимент: сшить мужской жилет с этой орнаментальной застежкой. И когда они пошили эти жилеты, то на них был очень высокий спрос. И даже потом, как я слышал, кто-то ходил в Дом быта и заказывал такие жилеты. Они выполняли подобные заказы.
- В том же интервью несколько лет назад Вы, Юрий Махмудович, упомянули, что Вы ездили с этим альбомом в Суздаль и представляли его там.
Ю.С.: Да, я ездил в Суздаль. Это было всесоюзное мероприятие, семинар для конструкторов, художников, модельеров одежды. И я представлял на нем этот Альбом. Тогда многие с трибуны заявили, что эта была великолепная коллекция. Правда, по ошибке нас – адыгейцев – назвали удыгейцами. Я, конечно, их поправил. Тем не менее, сам Альбом и орнаменты им очень понравились. В то время мы уже делали пояса, сумочки с адыгскими орнаментами из кожи. Изготовлялись и другие всевозможные виды орнаментальной отделки. В основном, нами использовалась техника аппликации, то есть орнаменты вырезались из кожи и нашивались на одежду. Мы даже сделали таким же образом себе газетницу. Лично я сделал её с использованием адыгского орнамента. И она  стояла у нас несколько лет.  Конечно, лучше увидеть этот Альбом. Он у меня сохранился.
- Юрий Махмудович, в своих работах Вы используете, вообще, много символики и адыгский орнамент, в частности, путем оплетения или как аппликации. В своем очередном проекте по изготовлению серии мини-панно ручной работы Вы уделяете большое внимание адыгским орнаментам. Как Вы подбираете эти узоры под разные панно?
Ю.С.: Разумеется, я смотрю этот Альбом адыгских орнаментов. Но там, на самом деле, их не очень много. Поэтому для своих панно я создаю свои орнаменты на их основе, что-то меняю, что-то дополняю, и работаю с ними увлеченно. В основном, для своих мини-панно я использую метод оплетения. Просто я подумал, что когда у адыгов платье изнашивалось, они вышивку и украшения из золотого шитья с него снимали, а затем нашивали её на новое платье, как аппликацию. Это мне дало, так сказать, толчок делать такие орнаменты оплетением. Конечно, эта техника отличается от золотого шитья адыгов. Но мне она нравится. И как говорят, в начале - дело, потом – слово. Вот когда я сделаю этот проект, всё подробно расскажу.
- Как мы уже выяснили, в Адыгейской автономной области была такая специальная Экспериментальная швейная лаборатория, которая занималась пошивом одежды, внедряла новые модели, обучала специалистов. А как долго она работала? И какая польза ещё была от неё для развития легкой промышленности в области?
Ю.С.: Большая польза от той лаборатории была в том, что мы делали модели, используя современное конструирование по изготовлению одежды. Тогда это было направление в моде. Те модели, которые нам показывали и рекомендовали, мы внедряли у нас. Для этого мы ездили на семинары в Суздаль, Ростов-на-Дону, Орджоникидзе и другие места. Оттуда мы привозили работы, а затем разрабатывали конструкции новых моделей. Потом мы показывали их лекала закройщикам в Майкопе и районных центрах. На самом деле это была очень интересная работа! Кроме того, в лабораторию присылали специалистов на один день, и мы их обучали. Некоторых из этих учеников я до сих пор встречаю. В то же время я преподавал конструирование моделей в Учебно-производительном комбинате в Майкопе. Одна из моих учениц шьет теперь национальную одежду. Другая работает в Нальмэсе. Еще одна шила костюмы в театре.
- Вы уже раньше рассказывали, сколько делалось Вами в отношении сохранения адыгской орнаментики. На Ваш взгляд, какую роль орнамент играет в декоративно-прикладном искусстве, на примере Вашего творчества?
Ю.С.: Если взять все мои работы, адыгские орнаменты используются почти везде. Я этим живу! И потом, как я уже говорил, когда мы работали в лаборатории над коллекцией «Адыгейский народный орнамент в современной одежде», мы делали также сувениры в этническом стиле. В то время я был приглашен на семинар в Краснодар, и там были художники и модельеры, их было около 13-15 человек, а также присутствовала Глава службы быта края. И вот они все высоко оценили наши сувенирные работы, считая, что их можно было бы хорошо продавать на побережье. Позже они даже прислали к нам двух специалистов. Они неделю работали с нами в лаборатории и одновременно составляли необходимую документацию, то есть расход материалов, сколько ниток, тканей. Они подготовили всё для изготовления такой сувенирной продукции в этническом стиле и уехали. В жизни мне пришлось много работать, чтобы национальная одежда была в продаже в Художественном салоне. Правда, в то время не все поддерживали это. Но те времена уже прошли, а сейчас изготовление адыгской национальной одежды стало популярным и даже доходным делом. И это очень хорошо!
- То есть, Вы хотите сказать, что сегодня спрос на национальную одежду гораздо больше, и мы сегодня пытаемся восстанавливать её и сохранять. Вот Вы как раз один из тех, кто начинал восстанавливать её. Например, если взять Вашу коллекцию «Адыгейский народный орнамент в современной одежде». А еще важно то, что Вы – один из первых, кто стал восстанавливать сам национальные костюмы, их конструирование, покрой и пошив. Вы об этом как-то уже упоминали.
Ю.С.: Вообще, любая культура, искусство народа – это открытые двери в его душу. И вот когда люди приходят на выставку народного творчества, то они попадают, можно сказать, в душу этого народа, познают его культуру. Это сближает! И сегодня это очень важно! И потом сегодня весь мир и многочисленные коренные народы богаты их культурой, традициями и обычаями. В том числе и адыгский народ! И именно это сближает все наши народы. Поэтому сегодня надо развивать это направление. Люди, которые приезжают сегодня в Адыгею, они хотят увидеть национальное, самобытное для нашего народа. А всё остальное они видят в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Поэтому национальная культура имеет очень большое значение сегодня. Да и самобытную культуру нашего народа не везде увидишь. То же самое касается и языка. Мы сегодня обеспокоены, что языки коренных народов постепенно исчезают. Поэтому всё это взаимосвязано. Каждый предмет имеет свое национальное название, и оно должно сохраняться. Поэтому язык должен существовать. И то, что в те времена, когда работала наша лаборатория, на семинаре в Краснодаре была дана такая высокая оценка нашей коллекции орнаментов и сувениров, это было очень важно для нас. Мне приятно, что Вас заинтересовал этот вопрос сегодня.  Да, к тому же, было время, когда костюм являлся так называемым «паспортом» его владельца.
- Вы говорите, что это был «паспорт». А что конкретно он передавал о своем владельце?
Ю.С.:  А то, что он принадлежит своему народу. Вот о чем, прежде всего, говорил костюм.
- Между тем с XIX века черкеску, адыгскую мужскую одежду носили многие народы Северного Кавказа.
Ю.С.:  Да! Как сказал Исхак Машбаш: «Черкеска, сшитая для тебя, всем народам подошла». Я приведу один пример. Как-то Аскер Гадагатль мне рассказывал, что в Тбилиси приезжал один английский ученый и встречался с грузинским ученым, профессором Чикобава. И на концерте этот англичанин смотрит и говорит с восхищением: «Какой у вас красивый костюм!» А Чикобава ему отвечает: «Этот костюм носит имя того народа, который его создал. Черкеска!».  Сегодня очень важно и нужно сохранять и беречь культуру своего народа. Но так же надо развивать и дополнять её. Поэтому для меня это стало целью жизни. И я делал это всегда с большим удовольствием!
- Юрий Махмудович, большое спасибо за Ваш рассказ!

Интервью подготовила Фатима Теучеж
Фотографии из архива Юрия Сташа


Рецензии