Наитивизм как стиль

     Несколько ранее не знакомых друг другу музыкантов берут в руки инструменты. Один из них напевает тему и начинается музыка. Без нот, без дирижёра, репетиций и всего того, что, казалось бы, музыка невозможна. Что получится предположить не возможно. Каждый играет то, что пришло к нему сейчас, но всё слажено и красиво. Получился джаз. Но чтобы он получился нужно соблюдать определённые правила и обладать техникой игры. Что-то похожее может быть и в других видах искусства, например, в изобразительном искусстве.

     Теперь по порядку. Ищем тему. Темы лежат повсюду вокруг нас. На поверхности предметов камней, сплетении ниток, проволоки, смятой бумаги, облаков на небе. Во общем всё, что видит человек. Глядя на предмет или, лучше сказать объект, человек начинает фантазировать, воображать и в его сознании возникает нечто, назовём это образом. Возникает образ. Какие-то неясные сочетания линий, пятен, которые что-то напоминают. То ли людей или зверей, может быть, горы. Трудно сказать. Но, что-то интересное и волнующее. Назовём это темой.

     Настало время перейти к исполнению темы, к её материализации. Кто-то исполняет тему на холсте, кто-то лепит из пластилина или глины, кто-то исполняет тему на экране монитора. Последний способ исполнения темы, может быть, наилучший, так как его возможности если не безграничны, то очень широки. Появляется то, что называется цифровым искусством. Цифровое искусство может существовать само по себе, быть самодостаточным в цифровой, виртуальной форме. Так же как фотография может быть в электронном виде и демонстрироваться на экране компьютера. Но может быть и овеществлена, материализована. Так сказать преобразована в другой формат, материальный. Тем более, что техника не стоит на месте и сегодня доступны не только плоские, 2D изображения, но и объёмные – 3D фигуры. При этом материализованные картины или тела несколько отличаются от их электронного оригинала. Например, цветовая палитра картины, напечатанной на принтере отличается от такого же изображения на экране монитора. Копия на бумаге, выполненная акварельными красками не может быть такой же как оригинал на экране ПК. Делая копию художник вносит значительные изменения в зависимости от мастерства, материалов и др.

     Будем находиться в пределах цифрового искусства. Первым делом необходимо сделать цифровую копию объекта вдохновения. Ограничиваясь изобразительной областью, самым доступным способом является цифровая фотография. Сегодня это легко и просто. Навёл фотоаппарат на объект и нажал на кнопку. Помещаем фото объекта в память компьютера, выводим на экран монитора. Всё, переходим к творчеству. Инструментами художника являются экран, мышка и программа графического редактора. Очевидно, что мастерство владения этими инструментами окажет влияние на результат, но это отдельная тема. Начинаем работать с изображением на мониторе. Вырезаем, изменяем яркость, контрастность, цвет, копируем, дорисовываем, изменяем масштаб, накладываем одно изображение на другое, инвертируем цвета и т. д. В общем, делаем всё то, что доступно на данном компьютере. Принципиальным отличием цифровых инструментов является возможность легко корректировать изображение. Каждый новый штрих вносит изменения в первоначальную тему. Иногда эти изменения настолько велики, что от первоначальной задумки не остаётся и следа.

     Так создаётся произведение в наитивном стиле. Как известно, наитие это мысль или идея, которая возникла случайно, внезапно, неожиданно, необъяснимо. Поэтому и полученное изображение можно назвать наитивным. Все мои работы получены именно таким способом. Портреты это или пейзажи – игра случая. Другое дело, что они могут быть стилизованы в виде карандашного рисунка или картины маслом. Это чистая электроника и её программная палитра. Возникает естественный вопрос. При чём тогда здесь художник? Мне кажется в том, что результат его работы уникален. Не было бы художника, то не было бы этого результат, а хорош он или не очень решать зрителю или, если хотите, публике.

Публикации
Рослик Е.А. Цифровая наитивно-фантазийная графика. http://proza.ru/2020/04/02/381


16.08.2020


Рецензии