Что запретно, то сладко. Поэтому-запретить языки!

УЖЕ нужно срочно запретить Гагаузский и Румынские Языки в автономии, так как за 26 лет для большинства школьников эти языки стали "вражескими" и "ненавистными"...

Уже никому это не нужно....
И автономия наша с такими кишиневскими башканчиками также никому уже не нужна.

+++

Четыре года назад, 15 августа 2016 г. декан экономического ф-та Константин Таушанжи написал интересное Обращение, но тогда данный вопрос, как и 20 лет назад, был еще не актуальным.

Может сейчас, в августе 2020 года, накануне празднования 30-летия Гагаузской республики, данная статья станет АКТУАЛЬНОЙ, если ее вновь перепечатать в СМИ?

ИТАК, ВНОВЬ ПЕРЕПЕЧАТЫВАЕМ СТАТЬЮ К.ТАУШАНЖИ.

+++

НАВСТРЕЧУ 26-й годовщине провозглашения независимости Гагаузской Республики и 25-й годовщине независимости Республики Молдова...

Константин Таушанжи: "Гагаузская автономия без гагаузского языка?!"

- башкану  Гагауз Йери Ирине Влах
- председателю Народного Собрания Дмитрию Константинову

Обращение

То, что происходит с образованием в автономии Гагауз Йери и то, что происходит с гагаузским языком, требует срочного административного вмешательства.
Начатый развал школьного образования 20 лет назад и сворачивание родного языка, сегодня достиг своего финиша – 12-е классы в селах закрылись (остались по одной школе в Копчаке, Конгазе и в Авдарме), после 9 класса уезжают в Тирасполь, а потом в Россию.

Создание гагаузского национального университета в 1991 году и признание гагаузской автономии в 1994 году – это неоценимое радостное историческое событие для гагаузского этноса и его возрождения.

Однако пошла полоса упущенных возможностей и утраченных иллюзий. Первый выпуск по специальности «Гагаузский язык и литература» в 1995 году составил 32 дипломированных студента, в этом году состоялся последний выпуск по этой специальности в количестве 7 человек, из них только одна нашла работу по специальности.

Вот уже три года как на эту специальность абитуриенты не идут, так как эта специальность не востребована, и читается в школе только как предмет. Парадокс – родной язык читается в школах на уровне иностранного.

На эту специальность поставлена большая жирная точка! Приемная комиссия и преподаватели КГУ делают все возможное, чтобы убедить абитуриентов поступить на эту специальность, однако абитуриенты неумолимы. Такая же картина и в этом году.

Кто и когда запустил программу ликвидации родного языка, титульной нации, которая имеет свою государственность в форме автономии??
Реализовать такую программу могут только «временщики», работая вахтенным методом, которые периодически приезжают в Гагаузию на очередные 4 года.
Что делать? Как остановить негативные тенденции административными методами здесь и сейчас?

Чтобы абитуриенты шли на эту специальность нужны серьезные мотивации, нужны социальные гарантии – необходимо предложить конкретный «социальный пакет» из нескольких пунктов, например: из 100 стипендий, которые исполком определил для Комратского университета, учитывая данную проблему, по специальности «Гагаузский язык и литература» для 1 цикла, стипендия удваивается, скажем, если стипендия исполкома 500 лей, тогда для данной специальности 1000 лей, думаю 10 студентов наберется, даже не выходя из общего фонда, достаточно 90 стипендий с такой структурой.

Вторым стимулирующим пунктом может служить гарантии исполкома  что эти студенты после завершения будут трудоустроены, могут быть и другие материальная и моральная поддержка.

Уважаемая Ирина Федоровна!

Если Вы лично как Башкан выйдете с такой инициативой или подобной инициативой, то есть ещё время  до 28 августа совместно с директорами школ что-то предпринять, многие абитуриенты ещё не до конца определились – ищут лучшего выбора между Кишиневом и Комратом. Вам придется поработать и "за того парня", который сегодня успешно отдыхает в Германии. Именно при Формузале произошел полный развал школьного образования, разумеется это повлияло и на численность студентов в КГУ – за последние 10 лет сократилось с 2,5 тысяч до 1,5 тысячи, а что будет в этом году пока не известно.

Думающая передовая интеллигенция Гагаузии должна осознать, что с исчезновением гагаузского языка ( ЮНЕСКО в 2010 году включил гагаузский язык в реестр исчезающих языков мира) как главного атрибута этноса, под сомнение ставится целесообразность самой автономии и Комратского университета.

Остается сожалеть, что предложенный ещё в 2013 году Л. Добровым  проект закона «О трехязычном образовании» с  моими комментариями мог бы радикально решить эту проблему.

Данное обращение продиктовано тем, что, будучи председателем райсполкома, мне пришлось открывать этот университет, нарушая все законы Республики Молдова и поддерживая протесты общественности, организованные советским диссидентом Л. Добровым и не хочу, чтобы на моих глазах это все угасало.

С уважением К.Таушанжи,
автор первоначального политического проекта «Гагауз Йери» 1991,
автор внедрения патентов в Гагаузии 1998 г.,
автор экономического проекта «Гагауз Йери-2», 2008.


Рецензии