За брусникой

   За окном август, ещё в полной мере летний в Средней полосе России. А на Урале уже всё дышит осенью. Вспомнился лесной посёлок, куда, учась в институте, приезжала на каникулы. На катере через широкое Камское водохранилище ездили за черникой-брусникой. Запомнилась последняя поездка. Как обычно, все убежали вперёд, а я шла медленно (давала знать о себе череда операций на ногах), наслаждаясь чудесным сосновым лесом на песках слева и болотным ландшафтом справа. Обожаю заросли багульника, не того, который "на сопках цветёт", а невзрачного болотного - самого лекарственного. Что-что, а в лекарственных растениях я разбираюсь профессионально, а тогда после недавнего экзамена по фармакогнозии (наука о лекарственных растениях), их красивые латинские названия и химические формулы состава отскакивали от зубов.  Вдруг вижу лежащую на обочине почти без сознания учительницу литературы, тучную, склонную к гипертонии, ходившую медленно и тоже отставшую от остальных, прошептавшую мне: - Голова.. Вот он каков, ядовитый багульниковый дурман, у многих вызывающий сильную головную боль. С трудом вывела её к соснам, где ей стало получше. Сидим с ней, а вокруг красота: живописный ковёр брусничника вперемежку с несъедобной толокнянкой, но самой лекарственной - всё дорогие моему сердцу растения. Отвлекая Татьяну Ананьевну, так звали мою учительницу, тараторю коротенькую лекцию об обозреваемых нами растениях. К слову, и сейчас иногда мини-лекциями развлекаю больных в своей аптеке, что умею с блеском. А тот лес до сих пор в памяти: внезапно вылетающие из высокого травяного покрова огромные тетерева, до обморока пугающие Татьяну Ананьевну и вызывающие восторг у меня, какие-то звериные следы, в которых я не разбираюсь. Надо сказать, что бруснику собирать очень даже легко и приятно, кустарничек не совсем низкий с несминающимися в руках ягодами. Но апофеозом нашего блуждания оказалась медвежья берлога, на которую набрели случайно. Я ведь никогда не видела берлог, поэтому не поняла, что это за странный блиндаж-нора. О берлоге сказал мой отец при возвращении с группой ягодников-грибников. К нашему счастью она была наверное пустая. А мы с Татьяной Ананьевной набрали по ведру брусники и даже чернику в этом опасном ареале. А мишек и лося я всё же увидела на расстоянии уже в другой коллективной вылазке за малиной на поезде по узкоколейке.
   Нет давно на свете людей того памятного мне эпизода юности, лишь их яркие образы живут в моей памяти. Да и я уже никогда не увижу любимые уральские красоты.


Рецензии
Я помню этот запах болотного багульника, когда-то я тоже ходила в лес по бруснику. Спасибо вам за то, что напомнили мне об этом.

Валентина Забайкальская   26.06.2021 04:40     Заявить о нарушении
Благодарю и Вас за внимание ко мне.

Лариса Лебедикова   26.06.2021 05:11   Заявить о нарушении