Литературные герои Курлаевы
Первый литературный герой артист Евгений Курлаев появляется в романе «Простая история» писательницы Веры Александровны Устиновой, изданном в 1960-х годах. Информации о писательнице Устиновой мало, известно что Вера Александровна родилась и выросла в Сибири. Когда началась Великая Отечественная война, студентка исторического факультета Московского педагогического института Вера Устинова вместе с первыми добровольцами ушла на фронт. Военные дороги привели ее в Прибалтику, где она и осталась жить после войны. Первое произведение молодой писательницы, роман «Простая история», посвящено событиям Великой Отечественной войны. Роман впервые был опубликован в альманахе «Советская Латвия». Кратко приведем выдержки из романа, характеризующего героя Евгения Курлаева:
«Курлаев был единственный коммунист среди отставших, и еще ночью, когда потеряли своих, он понял, что ответственность за людей придется взять на себя. Это был его долг. Вечером, когда люди выспались, Курлаев собрал ...» [1. Стр. 58]
«Она поднялась, сбросила шинель. Курлаев удивленно посмотрел на нее. Лицо его было красным, глаза влажными. Галина, еле передвигая распухшие ноги, подошла к Курлаеву, виновато посмотрела в глаза. — Знаете, Евгений» [1. Стр. 83]
«Она посмотрела вокруг, — Курлаев стоял у дальнего окна и угрюмо смотрел на замерзшее стекло. Галина подошла к нему, движением головы показала в сторону Саши. Курлаев, казалось, ждал этого. Он приблизился к Саше, ...» [1. Стр. 318]
«— От меня жена ушла.
— Да? — только и спросил Курлаев.
— Не сейчас, еще до начала войны, — поспешно проговорил Салтыков.
И вдруг неожиданно для самого себя рассказал Курлаеву о жене и дочери...
Разговор этот сблизил их. «Трудный человек», — думал Курлаев о хирурге, чувствуя, что этот интересный человек пока для него, Евгения, большая загадка и чем дольше он не мог ее разрешить, тем больше это его занимало. У Курлаева вызывал профессиональный интерес артиста каждый новый человек. Здесь, на фронте, он открывал в людях такие качества, которых и не подозревал раньше. В окружении он понял, что такое настоящее мужество. Именно Окружение пробудило в нем настоящий интерес к людям, развило острою наблюдательность.
С настороженным вниманием приглядывался теперь Курлаев и к начальнику госпиталя Немилову.
Чувствовал, что не ладит Немилов с людьми, не любят они его, не уважают, хотя всегда добросовестно выполняют все его распоряжения. Почему? То ли за то, что Немилов так старательно спасает своего сына от передовой, то ли за то, что он не уважает (да, не уважает — теперь Евгений хорошо это понимал) коллектив, которым руководит.
Есть люди, умеющие всякую работу превращать в праздник. Немилов не принадлежал к их числу. Он придавал ненужную тяжесть всему, хотя был умный человек и опытный врач. Он день и ночь ходил по госпиталю, проверял всех, не доверял никому; ему казалось, что его обязательно подведут, сделают не так, как надо. Редко Немилов разговаривал спокойно, чаще кричал самым бесцеремонным образом. За работником он не видел человека. Главное для него было, чтобы он сам был «на хорошем счету», чтобы начальство имело хорошее мнение о нем и о его работе, а каким путем это достигалось — не важно.
Но ведь здесь все до последнего ездового вкладывали в работу свою душу, сердце... Не было необходимости не только кричать, но и убеждать людей». [1.Стр. 145]
Второй литературный герой дьякон Тихон Курлаев современного триллера Александра Субботина «Сделка Политова», представлен в книге следующим образом:
«Второй же фигуркой был человек, доселе нам незнакомый. Это был дьякон Тихон Курлаев, известный миссионер, профессор духовной академии и преподаватель Московского Университета на философском факультете. Кроме всех перечисленных достоинств, он так же славился некоторыми интересными и даже, как выражались его многочисленные противники, весьма либеральными взглядами на веру, религию, да и, в общем-то, на всю Русскую православную церковь. В разрез с основными принципами православия взгляды Курлаева не входили, но, однако ж, его высказывания часто будоражили верующих консерваторов, из-за чего последние отзывались о дьяконе не всегда добрым словом. Курлаеву это льстило, и иногда он даже пускался в целенаправленное задирание своих противников с целью получения личного наслаждения, отчего становился фигурантом нескольких неподобающих ему скандалов.
Однако, ради правды стоит отметить, что первостепенная задача отца Тихона заключалась не в изменении самой церкви или же внесении в устав её каких-либо новых свобод, которые впоследствии, конечно же, могли бы навредить многовековым основам и традициям и тем самым, возможно, положить начало разрушению веры в общем. Нет. Он лишь старался говорить с людьми на понятном им языке и пытался утвердить в обществе такое мнение, что церковь совсем не является некой закрытой и строгой организацией, куда не должно соваться несведущему, а также как следует не подготовленному человеку. При этом отец Тихон стремился на своём личном примере откровенно демонстрировать людям на лекциях или семинарах, которые он проводил в великом множестве, что и сами церковники являются людьми отнюдь не суровыми, страшными и дремучими, как их иногда рисует молва передовых интеллектуалов, а вполне себе обыкновенными. Что им тоже свойственно ненароком нарушать некоторые положения и законы Божьи, а также читать, как и всем прочим, скажем, популярную, но отнюдь не церковную литературу, смотреть нашумевший, но не совсем одухотворённый фильм, да и, в общем, иногда позволять себе развлечения, присущие более мирскому люду, нежели священнослужителю. Правда, тут он обязательно делал одну оговорку, что всё, что таким образом потребляется, должно проходить через призму веры и православных канонов.
Словом, дьякон Курлаев был очень близок и понятен простой, далёкой от церкви публике. Он обладал тем редким даром, которого не имеют многие прочие клирики, а именно вставать на ту же ступеньку, что и миряне, и вместе с ними смотреть на всё их бесхитростным, а иногда и дилетантским, в вопросах веры, взглядом. А те знания, которые он успел почерпнуть благодаря ещё советской системе образования, а после и многократно приумножить, давали ему возможность вступать в любые споры и диспуты на своих семинарах или же на телевизионных передачах, где с разных сторон обсуждались «вселенские» вопросы о Добре и Зле.
Таким был дьякон Тихон Курлаев, который медленно ступал рядом с Политовым и говорил тихим и мягким голосом. Он был одет в чёрную, с широкими рукавами, обшитыми шёлковыми лентами, рясу. Сверху на неё была накинута чёрная болонья с капюшоном, куртка, а на ногах сидели серенькие, не по погоде, спортивные сандалии на липучках. Росту он был много ниже Политова и, по сравнению с ним, довольно упитан, поэтому его щёчки лоснились и румянились под широкими очками, а лицо имело весьма благодушный вид. Длинная, но жиденькая борода опускалась почти до самого его круглого подвязанного пояском животика, а волосы на голове были собраны в длинную каштановую косу, которая была заложена за ворот рясы.» [2]
Образ дьякона Тихона Курлаева может ассоциироваться у читателей с протодиаконом Русской православной церкви, проповедником и миссионером Андреем Вячеславовичем Кураевым, родившемся 15 февраля 1963 года в Москве, известным российским религиозным и общественным деятелем, писателем, богословом, философом, специалистом в области христианской философии, публицистом, церковный учёный, автор официального учебника по Основам православной культуры, одним из авторов книги «Человек. Философско-энциклопедический словарь». Андрей Вячеславович Кураев так же был в 2004—2013 годах профессором Московской духовной академии и преподавал в Московском Университете на философском факультете.
Третий, уже отрицательный, литературный герой полковник Денис Курлаев, «самый известный специалист по решению разнообразного рода проблем», в детективе известного автора книг детективного жанра Чингиза Абдуллаева «Стиль подлеца», представлен так:
«Их пленник молчал. Он молчал все время, пока автомобиль добирался до офиса. Молчал, когда машины въехали в гараж. Молчал и тогда, когда его тычками в спину поднимали в кабинет Федосеева. И лишь наверху, когда его ввели в кабинет и он увидел генерала, его лицо вдруг перекосилось, он криво усмехнулся и сказал:
- Здравия желаю, Савва Афанасьевич.
- Здравствуй, - кивнул генерал, - вот мы и встретились, Денис. Кажется, такая у тебя теперь кличка. Встретились спустя столько лет.
- Вы знакомы? - удивился входивший в кабинет Андрей Ильин.
- И очень хорошо, - сказал Федосеев. - Он работал в Первом главном управлении. Считался лучшим ликвидатором, убирая опасных свидетелей за рубежом. Как ты думаешь, сколько ему лет?
Ильин посмотрел на сидевшего за столом пленника. Пожал плечами.
- Лет тридцать - тридцать пять?
- Сорок четыре, - торжественно провозгласил генерал. - Я знал его еще с конца семидесятых. Это полковник Курлаев, самый известный специалист по решению разнообразного рода проблем.
- Жених, - напомнил вошедший Дронго.
- Вот именно, - улыбнулся Федосеев, - он такой же жених, как я невеста. Мы давно знаем друг друга. Думаю, он понимает, в какое дерьмо вляпался. Значит, так, полковник, - решительно сказал генерал, - не будем притворяться. Мы давно и основательно знакомы. И не будем валять дурака. Ты,все знаешь про меня, а я про тебя. Держать тебя здесь глупо, все равно отнимут. Отпускать еще глупее. Поэтому расскажи все сам, по порядку. А я уже решу, что нам делать.
- Вы же все понимаете, - бесстрастно сказал полковник, - я не думал, что встречу вас. У меня своя работа.
- А у меня своя, - ударил кулаком по столу Федосеев, - и я должен знать, как все это было.
Наступило долгое молчание. Очевидно, полковник колебался. Дронго и Андрей Ильин смотрели на пленника, ожидая его решения.
- Вы ведь все понимаете, - повторил Курлаев, - если я начну говорить, то подпишу себе приговор. И никто из вас не сможет его отменить или позволить мне подать апелляцию.
- Я все знаю, - кивнул Федосеев, - если даже ты будешь отрицать, все равно ясно, что ты делал в этом доме. И кто убил женщину в номере отеля - тоже ясно. Поэтому можешь говорить или не говорить, это уже все равно. Ты наемный убийца, и мы можем доказать, что именно ты стрелял оба раза, убивая женщину в отеле и нашего бывшего водителя у него дома.
- Какого водителя? - дернулся убийца.
- Не нужно, - поморщился генерал, - все и так ясно. Либо я сейчас звоню в милицию и они забирают тебя, либо ты сейчас же начинаешь нам все рассказывать. В милицию тебе попадать не имеет смысла, все равно прирежут. Ты ведь знаешь наш принцип, Денис: раз тебя вычислили - ты труп. Никто не станет выручать и заступаться за тебя. Твой единственный шанс - не попадаться никому на глаза. Ты попался, а значит, прокололся.
- На чем я попался? - усмехнулся Курлаев. - Я шел к себе домой, когда меня взяли. Я никого не убивал, ни в кого не стрелял. У вас нет доказательств, Савва Афанасьевич, ни одного факта против меня.
- А твой пистолет? - спросил генерал. - Ты купил его на рынке? Вместе с глушителем?
- Вы его мне подбросили, - улыбнулся ликвидатор. - Единственная ошибка, которая у меня была, - это встреча с вами. Но ведь ошибку могут подправить и с другой стороны.
- Угрожаешь? - прохрипел Федосеев. Его лицо налилось кровью. Угрожаешь мне?
- Вы ведь знаете, как у нас решались такие проблемы. Наша встреча была досадным сбоем, значит, нужно устранить этот сбой. Как вы думаете, если они начнут выбирать между вами и мной, кого они выберут?
Федосеев побагровел, нахмурился, но не стал спорить. Он расстегнул воротник рубашки. На небритом лице проступили пятна. В шесть часов утра он трудно соображал и не мог парировать ловкие выпады ликвидатора.
- Не нервничайте, - посоветовал Дронго, - мы сделаем по-другому. Сообщим подполковнику Кривцу и майору Лысакову, что мы взяли ликвидатора, который рассказал нам об убийстве водителя и подставленной женщины. Потом можем его отпустить. Мы способны в деталях рассказать, как он убивал оба раза. Как гримировался под бизнесмена в номере отеля, чтобы был виден его шрам. Как убивал вместе с Арсеном нашего водителя. Нам поверят. Мы сообщим такие детали, что нам поверят. А его отпустим, пусть доказывает своим, что он не верблюд.
- Не получится, - показал зубы Курлаев, - у тебя ничего не получится. Моя репутация общеизвестна. Вы случайно на меня вышли, изловчившись вычислить каким-то невероятным образом. Но большего вам не добиться. Я буду молчать. До конца.
- Ну и пусть молчит. Мы передадим его в прокуратуру, - решительно сказал Ильин, - а там пусть они решают, почему он совершил два убийства.
- Не выдадите, - уверенно сказал Курлаев. - Если вы меня выдадите, то через час в прокуратуру пойдет пленка с постельными выкрутасами вашего шефа и убийством женщины. Вам не поверят, у вас нет никаких доказательств, а Арсен уже убит. Пленке поверят сразу. Кроме того, ее могут показать по телевизору, и тогда на вашей компании вообще можно ставить крест». [3]
Как и полагается отрицательному герою детектива, полковник Денис Курлаев в конце повествования погибает от рук своих заказчиков.
«А когда выбежал на улицу, то первое, что бросилось в глаза,– это был пылавший автомобиль и лежавший рядом на асфальте Курлаев. Он жалобно стонал, и казалось невероятным, что бомба предназначалась именно для него». [3]
По детективу был «Стиль подлеца» был снят двухсерийный фильм в детективном телесериале по произведениям писателя Чингиза Абдуллаева «Сыщик без лицензии», созданном в 2003 году известными советскими и российскими режиссёрами В. Усковым и В. Краснопольским. Полковника Курлаева в нем играет актер Юрий Коренев (https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/6946/bio/)
В последней книге Петра Михайловича Казьмина «С песней: Страницы из дневника», о хоре имени Пятницкого, изданной в 1970 году, Курлаевы уже не литературные герои, а реальные люди, артисты хора имени Пятницкого.
«Вошла в репертуар и песня «Яблочко». «Яблочко» пел весь хор, пел живо, энергично, увлеченно. А плясали Н. Курлаев и новая певица, девятнадцатилетняя М. Подлатова. Плясали они не так, как это делали на эстраде танцоры, одетые в матросские костюмы, по своему, с огоньком. Они восхищали зрителей и пляску бисировали». [4. Стр. 116]
«Покоряли зрителей в этой программе В. Клоднина, А. Прокошина, А. Иванова, А. Козлова, С. Дробитько, М. Подлатова, И. Курлаев» [4. Стр. 119]
«По окончании репетиции парень подходит к Владимиру Григорьевичу:
— Вы товарищ Курлаев?
— Нет. Там он.
Смотрит пришедший на Курлаева, сомнение берет: не тот. Этот как будто плясун.
— Мне нужно руководителя хора, ...» [4. Стр. 120]
Таков краткий обзор литературных героев Курлаевых, занимающих разные места в литературных произведениях писателей самых разных литературных жанров.
Литература
1. Устинова В. Простая история. роман Рига Лиесма 1965г. 408с.
2. Субботин Александр. Сделка Политова. 2018 Электронный ресурс URL: https://ridero.ru/books/sdelka_politova/ (дата обращения: 21.01.2020)
3. Абдуллаев Ч. Стиль подлеца: Роман. Рассудок маньяка: Роман. — Москва: Эксмо, 1998. — 544 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-04-001554-2.
4. Казьмин.П. М. С песней: страницы из дневника [О хоре имени Пятницкого]- М. : Советская Россия, 1970. - 284, [2] с. ; [16] л. : фот. - Б. ц.
Свидетельство о публикации №220081600456