32. Глава Дома

(соавтор Олег Вайнтрауб)

 

После продолжительного жаркого периода погода испортилась. Уже вторые сутки беспрерывно лил дождь. Дороги раскисли. Карету бросало из стороны в сторону, что не могло сказаться на состоянии беременной измученной женщины. Она уже не сидела, а полулежала, положив голову Марте на колени. Марта то и дело смачивала влажным платком губы и лоб девушки. Жизнь уходила из хрупкого тельца внучки.
Но всему приходит конец. Пришёл конец и этой бесконечной изнуряющей дороге.
Как бы там ни было, но пан Збигнев принял внучку и сопровождающих её людей доброжелательно. Правда, его дом немногим отличался от других домов. Да и в доме не видно было роскоши. Однако внучке отвёл лучшую комнату. Да и Марта не осталась в обиде. А уж сколько радости было при встрече с его старым слугой Никодимом. Они обнялись не как пан и слуга, а как настоящие братья.
Уже потом из слов Никодима, по прошествии нескольких месяцев, Александра узнала, что благодаря их приезду дедушка остепенился. Он резко завязал с игрой и пьянством. Этим удалось сохранить деревню и кое-какой доход от сдачи земли в аренду. Никодим взялся за управление, и все зажили дружно. Семья была накормлена и зиму провела в тепле.
Окрепла немного и Александра. Они часто просиживали у камина с дедушкой. Збигнев дотошно расспрашивал о матери, о том, каково ей жилось с отцом, и очень страдал из-за того, что из-за своей гордыни потерял не только дочь, но и всё нажитое состояние. Сожалел, что ничего не сможет оставить внучке, кроме вот этого дома и небольшой деревеньки. Но совсем не об этом думала девушка. Каждую ночь к ней во сне приходил Гавриил. Он садился к ней на кровать и смотрел печальными глазами в её глаза. Он ничего не говорил. Только однажды ласково погладил большой живот. И как только он это сделал, как малыш тотчас начал шевелиться и весело дрыгать ножками. Не раз Александра рассказывала бабушке о своём видении. Но та поджимала губы и ничего не говорила в ответ. Видимо, думала, что внучка всё это выдумала, или даже, что та не в своём уме.
 И тогда девушка прекратила делиться с Мартой своей тайной. А накануне родов, Гавриил пришёл снова. Теперь он был весёлым. Как всегда присел на кровать. И даже взял её руку в свою. Александра удивилась, что рука оказалось тёплая. Ведь когда человек мёртвый, у него всё холодное. Она спросила, почему он тёплый? И получила ответ:
-А потому, любимая, что я ожил. Я уже живой, и попросил Бога, чтобы смог тебя забрать к себе. Уже совсем скоро мы будем вместе, как я и обещал. И теперь нас с тобой никто не разлучит.
Утром Александра встала на колени и очень долго молилась перед распятием Иисуса. Молилась до тех пор, пока ребёнок не стал нетерпеливо колотить ручками и ножками. И тогда она с трудом поднялась. Теперь она уже знала, что скоро последует к любимому. Нет, не боялась этого. Она ждала этого часа.
 И вот в конце апреля начались роды. Из деревни привели повитуху. Нагрела Марта воду, подготовила простыни, уложили роженицу…….
 
Автор.
        Тут я уже с трудом разбирала продолжение дневника. Сердце моё бешено колотилось. Неужели и впрямь Гавриил забрал любимую на небеса? Ведь Шарлота-Александра такая молодая, красивая. Зачем Бог это сделал?
Да…. Дневник дописывался другим человеком. Это была Марта.
 
(продолжение)
Шарлотта(Александра) умерла на третий день. Роды были тяжёлыми. Благодаря усилиям повитухи девочку удалось спасти. Её тут же окрестили, по настоянию пана Збигнева. А нашу девочку похоронили на деревенском кладбище. Её в последний путь проводила вся деревня. Неутешен был дед.
После похорон все заботы о девочке легли на мои плечи. Только здоровье моё резко ухудшилось, и тогда Збигнев пригласил меня к себе на совет и внёс предложение отдать девочку на воспитание порядочным людям. Был у него знакомый мужчина, в семье которого два года назад родилась девочка.
После долгого раздумья я согласилась. Потому, что чувствовала, что не жилец я на этом свете. Да и Збигневу, невесть, сколько остается…..
 
Автор…
Вот и закончился дневник. Я долго сидела, вглядываясь в картину. Передо мной, как на ладони высветилась жизнь нескольких людей. И ни у кого из них она не была счастливой. Почему так? Не было у меня ответа. Да и вряд ли у кого найдётся ответ. Все герои любили. Они познали в своей жизни тайну любви, и были хоть короткое время счастливыми. А может этого и достаточно? Ведь когда любовь длиться долго, то она приедается. Насыщаются ею. А тут на самом пике герои уходили и уносили свою любовь в бесконечность. Может там, на небесах они приумножают её и отправляют нам? Эта любовь выпадает на землю капельками росы, тёплыми дождями, ласковыми солнечными лучами, падающими звёздами, лёгкой лунной ночью, ромашками с белоснежными лепестками…..незабудками у реки..
Нет, недаром даётся любовь.
Ох! Задумалась я. Что-то неоконченное в этой истории не давало мне покоя. Но что?
Мне непременно захотелось узнать, как закончилась история с Мартой, с паном Збигневым, с Никодимом. Да и историю тёти надо было бы узнать подробнее.
Но сколько бы я не ломала голову, ничего не могла придумать. Не знала, с какого конца начать своё расследование. Несколько раз хотела всё забросить. Ведь основное я узнала из дневника, а зачем мне то, чего никто не знает?
Как то, спустя несколько месяцев после моей находки на чердаке, я поехала на кладбище, где похоронены мои дедушка и бабушка. Традиция такая, что на радуницу нужно навестить родных. На кладбище было многолюдно. Некоторые с интересом наблюдали за мной. Я им показалась незнакомой. Я подошла к группе пожилых, скорее старых людей, и задала, вопреки самой себе вопрос о том знает ли кто-нибудь историю пана Збигнева? Кажется, он жил здесь?
Старики заговорили наперебой. Видеть им не приходилось, но из рассказов знают, что недалеко отсюда есть старое кладбище. Вот там и похоронен пан Збигнев Язвинский и вся его семья.
-А говорят, что у него родилась правнучка. И что с ней случилось?
Так её пан отдал нашему Николаю Закревскому. У них, как раз Мария недавно родилась. Вот пан и передал девчонку на воспитание. Сам-то он немощным уже был. А внучка, когда рожала, то и померла, бедняга.
Я спросила, где то кладбище? Мне указали, и даже одна старушка вызвалась мне в провожатые.
Могилы все на этом кладбище были неухоженными. По выбитым датам на погребальных камнях я поняла, что первой, после Шарлотты умерла Марта. Она пережила внучку Шарлотту всего на полгода. Затем скончался сам Збигнев Язвинский. Никодим последовал за хозяином через два месяца. А вот был ещё один участник событий….Это -  Матвей, который добровольно уехал от графа Преснякова, чтобы спасти графиню и монаха. Судя по надгробным камням, его здесь не было. Да и из всего мной прочитанного, был он парнем молодым, видимо нашёл где-то свою судьбу и тихонько дожил до последнего часа.
Я поблагодарила старушку за оказанную мне услугу и уже направилась к выходу. А она спросила:
-А вы, случайно, не дочь Марии?
-Да! А что?
-Хотелось бы узнать, что случилось с её названной сестрой, с правнучкой пана Збигнева? Здесь много рассказов ходило о том, какая любовь у неё была с мужчиной, из нашего села.
Я чуть не присела от неожиданности.
-И что за любовь? Не она же первая любила?
-Так вот беда, что мужчина тот женатым был и имел троих детей.
Тут у меня чуть сердце не остановилось. А старушка продолжала.
-Я бы ничего не знала, если бы Степан не оказался дальним родственником.
-И что с ними, вернее, с их любовью случилось?
-Сказывают, прокляла её жена Степана. Прокляла на бездетность и на одиночество. Вскоре ваша мать вышла замуж в другой район, а вслед за ней уехала и разлучница - Елизавета. Долго страдал Степан. Ведь тётя ваша красавицей была. Не похожа на наших деревенских. Как говорили те, кто был знаком с ней, что было у неё в крови, что-то благородное.
-Да, так и умерла тётя в одиночестве, – с сожалением сказала я и уже не оглядываясь, оставила далеко позади себя словоохотливую старушку.
Теперь я знала всё. И можно было поставить точку. Но…..Мне очень захотелось узнать, что же случилось с графом Пресняковым. Ох, уж это любопытство!
Благо, теперь имеется интернет и многое можно в нём откопать как полезного, так и ненужного.
И откопала-таки информацию, что граф Пресняков скончался аккурат, в тот день, когда по сведениям, почерпнутым из дневника Шарлотты, у реки похоронили монаха Гавриила.
И снова передо мной встал вопрос: что за странные, порой совершенно необъяснимые вещи происходят в нашей жизни? Что это? Судьба? Всё, что происходит с людьми уже давно предначертано, кем-то на небесах, и мы просто идём, как слепые по  этому пути?
Вот и в этой истории: её Величество Судьба вела наших героев долго, чтобы однажды они встретились взглядом и…..И сколько я не задаю себе вопрос: а что было бы, если бы встреча состоялась днём раньше, чем та злополучная свадьба?
Ответ один: так было надо!


 


Рецензии
Аля, как всегда, на высоте. Спасибо большое. Прочёл и получил удовольствие от прочтения.

Михаил Манжуло   17.08.2020 06:32     Заявить о нарушении