Как четырехлетняя Верочка хоронила генсека

- Дядь Фархад! Дядь Фархад! Они его уронили!*
- Кого, Верочка?
- Гроб!

В те дни везде - в поездах, в комендатуре, в штабе гарнизона - только об этом и говорили: о похоронах генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. В момент торжественного опускания гроба, который ЦТ показывало в прямом эфире, я сидел в электричке на станции Верхотурье и слушал скорбные гудки тепловозов и электровозов. Поэтому я сразу понял о чем говорит четырехлетняя дочка моих друзей с круглыми от удивления и волнения глазами.

В нашем маленьком таежном гарнизоне, посреди бескрайних лесов и болот, развлечений было мало. Даже "улицы" - сплошная грязь, а тротуары - деревянные трапы. Где детям поиграть-подуреть, побегать? Оставался только телевизор, который показывал один центральный канал, крайне ограниченно - второй. И то большая часть эфира - не детские передачи. А с похорон Леонида Ильича родилась традиция сутками показывать "Лебединое озеро" и концерты симфонической музыки. Момент опускания гроба оставил след в воображении ребенка как самый яркий в череде унылых однообразных картинок в дни похорон (Л.И. Брежнев умер в 1982 году, 10 ноября, а похоронили его 15-го). 

Следующий генсек, Ю.В. Андропов, с больничной койки правил страной один полный год с хвостиком. Так вот, когда хоронили Юрия Владимировича, Верочка буквально прилипла к экрану: уронят гроб или нет?
Разочарованию ребенка не было предела: момент опускания гроба не показали!

Не показали этот момент и во время трансляции похорон следующего генсека - К.У. Черненко, который правил страной еще меньше.

_________________________________
* Этот рассказ - эксперимент. Одно и то же событие, не искажая фактов, я рассказал, переставив слова и предложения (См. предыдущий рассказ http://proza.ru/2020/07/18/342). Это после того, как меня читатели обвинили в спекуляции печальной темой. Я ответил так:
"Вообще-то ключевой момент в моем рассказе - восприятие момента опускания гроба... четырехлетним ребенком. Возможно, рассказ нужно было начинать/строить иначе. Тогда, скорее всего, столько бы комментариев не было..."
Этот прием я и использовал здесь.


Рецензии